В Минске прошли чтения «Русские: прошлое, настоящее, будущее»
В Минске состоялись историко-публицистические чтения «Русские: прошлое, настоящее, будущее», которые были организованы Белорусским общественным объединением «Русь» и Молодежным социально-культурным общественным объединением «Русь молодая».
Мероприятие было посвящено годовщине Переяславской Рады (18 января 1654 г.). Эта дата для проведения чтений выбрана не случайно, так как Переяславская Рада является не только символом единства России и Украины, но и итогом многовековой борьбы Малой и Белой Руси за свободу от господства Речи Посполитой и единство с Московской Русью.
В ходе чтений говорилось о том, что Малая и Белая Русь в течение столетий вели упорную совместную борьбу за свою русскость и восстановление русской государственности на своих землях.
Вот некоторые вехи освободительной борьбы Западной Руси за русское единство. Сразу после заключения Кревской унии с Польшей, по которой Великий Князь Литовский Ягайло обещал «земли свои литовские и русские на вечные времена к короне Королевства Польского присоединить», против нее вооруженным путем выступил герой Куликовской битвы князь Андрей Полоцкий. Это была первая освободительная война на Западной Руси.
В 1430 году, после смерти Витовта, Великим Князем Литвы стал Свидригайло, который разорвал унию с Польшей и объявил о независимости Литовской Руси. Однако в 1432 году, воспользовавшись отсутствием Свидригайло в столице литовско-русского государства Вильно, власть с помощью польских войск захватил ставленник Польши Сигизмунд Кейстутович. После чего в Полоцке русскими князьями было провозглашено самостоятельное Великое княжество Русское, великим князем которого стал Свидригайло. Оно погибло в борьбе с польско-литовской агрессией, но при этом стало знаменем всей последующей борьбы западнорусского народа за свободу.
В 1481 году произошло событие, вошедшее в историю под именем «заговор русских князей». Тогда князья Федор Бельский, Михаил Олелькович и Иван Гольшанский договорились захватить в Кобрине польско-литовского короля Казимира и в союзе с Москвой восстановить Великое княжество Русское. При этом, являясь владельцем Слуцкого княжества, Михаил Олелькович пригласил к себе на службу полк запорожских казаков, которые призваны были стать костяком войск возрожденного западнорусского государства. Но заговор случайно был раскрыт, князья Олелькович и Гольшанский были казнены, а Бельский ушел в Москву.
В 1556 году создатель Запорожской Сечи, гетман Войска Запорожского князь Дмитрий Иванович Вишневецкий (по прозвищу «Байда) обратился к царю Ивану IV Грозному с просьбой принять его и подвластные ему земли от Дикого поля до Киева в подданство Царства Русского. Но получил отказ, связанный с невозможностью для Московского государства вести одновременно несколько войн.
Далее последовали народно-освободительные войны Северина Наливайко и Богдана Хмельницкого, события которых происходили не только на Малой, но и на Белой Руси. Так, возле Могилева на Буйничском поле в декабре 1595 года произошло крупное сражение между повстанцами Наливайко и польско-литовскими войсками, а в ходе войны 1648-54 годов на территории Белоруссии действовал сподвижник Богдана Хмельницкого, полковник Войска Запорожского Филон Гаркуша, который в марте-апреле 1654 года был послом Хмельницкого в Москве.
Таким образом, история вопроса свидетельствует о том, что Переяславская Рада является событием общерусского значения, и поэтому участники чтений выступили с предложением включить 18 января как День Единства Руси в календарь памятных дат Союзного государства России и Белоруссии.
В ходе чтений было также отмечено, что в течение уже длительного времени со стороны недружественных русскому народу сил как внутри РФ, так и вне ее развернута информационно-идеологическая кампания, направленная на отказ русским в праве иметь национальное чувство и национальную гордость. По мнению участников чтений, такое положение стало возможно в том числе и из-за отсутствия правового определения таких понятий, как Русский мир и Русский народ.
В этой связи было принято соответствующее обращение к главам парламентов РФ и Белоруссии, в котором, в частности говорится: «За последние десятилетия понятие Русский мир не просто вернулось из забвения. Этот термин стали все чаще использовать общественные деятели и политики разных взглядов и с разными целями. Так, с недавнего времени космополитически, а по сути антирусски настроенные деятели пытаются выхолостить смысл этого важнейшего понятия и свести его к международному сообществу людей, всего лишь в той или иной степени знающих русский язык.
Подобный подход является не только антиисторическим, но и антинациональным, так как отрицает определяющую роль русского народа в созидании русской цивилизации. В связи с этим представляется необходимым принятие правового акта, дающего четкие и ясные определения таким основополагающим понятиям как Русский мир и Русский народ.
Русский мир – это цивилизационное понятие, всемирная общность людей, отождествляющих себя с русским языком, русской культурой, духовными центрами которой выступают Москва, древние Киев, Великий Новгород и Полоцк.
Основой Русского мира является триединый Русский народ (великороссы, малорусы, белорусы). При этом к русской цивилизации, несомненно, относятся и другие исторически дружественные Руси народы. В то же время Русский мир – это Всемирная Русь, а не космополитический интернационал», пишет портал «Материк».
хотят ли сегодня или не хотят сегодня конкуренты политической власти, а возвращаться нужно в историческое, правильное и нужное деление страны, конечно же властные структуры и местные князьки не хотят подчиняться Москве или еще кому либо ибо хотят иметь власть всласть безраздельно господствовать, хотят Ельцинской вольницы, для экономики это нужно, но для администрирования это вред....