В Петербурге отметили годовщину воссоединения Украины с Россией

21 Янв 2012

В Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры при поддержке ОД «Наследие» с благословения настоятеля лавры, епископа Выборгского Назария был отслужен благодарственный молебен в ознаменование 358-й годовщины Переяславской Рады, знаменовавшей воссоединение Украины с Россией.

Напомним, русское православное население, проживавшее в Речи Посполитой, систематически притеснялось поляками-католиками. Особенно усилились гонения на православных после Брестской унии, заключенной в 1596 году несколькими изменниками Церкви, и ставшей инструментом насильного окатоличивания населения. С конца XVI века на оккупированных русских территориях регулярно вспыхивают антипольские и антикатолические выступления. Посольство гетмана Петра Сагайдачного во главе с Петром Одинцом еще в 1620 году просило принять Войско Запорожское в русское подданство. В 1622 епископ Исаия Копинский предложил Царю Мхаилу Федоровичу принять православное население Украины под Русский скипетр. В 1624 году о том же просил митрополит Иов Борецкий. Но тогда Россия была слишком ослаблена недавней Великой Смутой, чтобы начать борьбу за возвращение малороссийских земель.
В 1648 году вспыхнуло крупное восстание под руководством Богдана Хмельницкого. В 1653 году он, видя невозможность победы, обратился к России с просьбой принять Запорожское казачество в подданство Русского Царя. Осенью 1653 года Земский собор, проходивший в Москве, удовлетворит это прошение, и после этого Россия объявила войну Речи Посполитой.
8 (18) января 1654 года в Переяславе состоялся старшинский совет запорожского казачества, переросший в генеральный военный совет. В нем приняли участие представители Киевского, Черниговского, Брацлавского и пяти других казацких полков. Богдан Хмельницкий обратился к ним с речью, в которой, в частности, сказал: «Уже шесть лет живем без государя в нашей земле в безпрестанных бранех и кровопролитиях з гонители и враги нашими, хотящими искоренити Церковь Божию, дабы имя русское не помянулось в земле нашей. Что уже велми нам всем докучило, и видим, что нельзя жити нам без царя. Для того ныне собрали есмя Раду, явную всему народу, чтобы есте себе с нами обрали государя из четырех, которого вы хощете. Первый царь есть турский, который многижды через послов своих призывал нас под свою область; вторый – хан крымский; третий — король полский, который, будет сами похочем, и теперь нас еще в прежнюю ласку приняти может; четвертый есть Православный Великия Росии государь, царь и великий князь Алексей Михайлович, всеа Русии самодержец восточной, которого мы уже шесть лет безпрестанными молении нашими себе просим. Тут которого хотите избирайте! Царь турский есть бусурман: всем вам ведомо, как братия наша, православнии християне, греки беду терпят и в каком суть от безбожных утеснении. Крымский хан тож басурман, которого мы по нужди и в дружбу принявши, каковыя нестерпимыя беды приняли есмя. Какое пленение, какое нещадное пролитие крови християнския от полских панов утеснения, — никому вам сказывать ненадобеть, лучше жида и пса, нежели християнина, брата нашего, почитали. А православный христианский великий государь царь восточный есть с нами единого благочестия греческого закона, единого исповедания, едино есмы тело Церкви православием Великой Росии, главу имуще Иисуса Христа. Той великий государь, царь християнский, зжалившися над нестерпимым озлоблением Православныя Церкви в нашей Малой Росии, шестьлетних наших молений безпрестанных не презривши, теперь милостивое свое царское сердце к нам склонивши, своих великих ближних людей к нам с царскою милостию своею прислати изволил, которого естьли со усердием возлюбим, кроме царския высокия руки, благотишнейшаго пристанища не обрящем. А будет кто с нами не согласует теперь, куды хочет – вольная дорога».
По летописи весь народ возопил: «Волим под царя восточного, православного, крепкою рукою в нашей благочестивой вере умирати, нежели ненавистнику Христову, поганину достати!» Потом полковник переяславской Тетеря, ходячи в кругу, нас на все стороны спрашивал: «Вси ли тако соизволяете?» Рекли весь народ: «Вси единодушно». Потом гетман молвил: «Буди тако! Да Господь Бог наш сукрепит под его царскою крепкою рукою!» А народ по нем, вси единогласно, возопил: «Боже, утверди! Боже укрепи! Чтоб есмы во веки вси едино были!».
После зачтения царской грамоты гетманом старшина и послы направились в Успенский собор, где духовенство привело их к присяге на верность Русскому Царю.

Гость Людмила Христофорова-Успенская
Пнд, 23/01/2012 - 16:43

Жаль, что эта дата, ранее широко отмечаемая, ныне почти забыта!

Траубе Юрий Александрович
Пнд, 23/01/2012 - 12:13

... а также и другие народы. Пока их терзали турки, персы, китайцы, татары, пока они насмерть грызлись промеж себя, все просились под руку Царя Московского. Стало потише - решили развернуться задом. Чем хуже человек знает историю, тем больше лапши ему можно накрутить на уши!

Гость Азбелев Сергей Николаевич
вс, 22/01/2012 - 19:58

Нынешняя независимость Украины от России противоестественна.