Сквозь безну безвременья
Прошло десять лет со дня смерти Великого Князя Владимира Кирилловича. А ведь, казалось бы, совсем недавно все мы, современные русские монархисты, радовались первому визиту в Россию Наследника Всероссийского Престола. Его приезд всколыхнул все тогдашнее общество. Многим оптимистам казалось, что вот-вот, еще немного, - и Россия вернется на свой исторический путь развития...
Время показало, что для возрождения русской государственности нам предстоит преодолеть еще немало препятствий. И время же позволяет нам из сегодняшнего дня взглянуть на личность и деятельность Великого Князя Владимира Кирилловича, чтобы яснее почувствовать величие этой исторической фигуры и четче понять, какой подвиг совершил Государь всей своей жизнью.
Сейчас среди монархистов, к сожалению, стали бытовать пораженческие настроения. Дескать, идея-то у нас замечательная, но "совки" ее не понимают и не принимают, Россия рушится, Церковь безмолвствует, западная идеологическая отрава, захватив все СМИ, торжествует. Коротко говоря, - пытаться что-либо сделать бесполезно, поскольку "этой стране" (прямо скажем, странно слышать такие словосочетания из уст, вроде бы, патриотов) монархия не нужна.
Нам такой подход чужд: прекрасно понимая всю сложность сегодняшнего положения, страшные метаморфозы, которые претерпел наш народ под большевистским игом, зная нестроения и проблемы в Русской Православной Церкви, сознавая всю мощь идеологического и экономического давления Запада на ослабленную и обескровленную Россию, мы будем делать свое дело и отстаивать Правду. Ведь Правда эта отнюдь не наша, а Божия - Самим Господом установленная на земле. И сколько бы за последние десятилетия она не претерпевала гонений и поношений, она победит. Ведь "Бог поругаем не бывает" (Гал. 6,7).
Тем же, кто поддался искушению унынием, испугался сложностей, впал в пессимистическое бездействие, можем лишь посоветовать повнимательнее ознакомиться с биографией и деятельностью приснопоминаемого Государя Владимира Кирилловича. Он всю жизнь уповал на Бога, верил в Россию и народ Русский, "в Отечестве и рассеянии сущий", все свои силы отдавал России, ее грядущему воскресению. А ведь то были времена тотального всесилия большевиков, и не было еще и намека, на падение безбожной советской власти. И никакая "реальная сила" во всем мире не надеялась на скорую гибель коммунизма. Только Русский Государь верил в это; и "по вере его далось ему" - в 1991 г. он прибыл в столицу Империи, вновь обретшую свое славное историческое имя - Санкт-Петербург.
Рамки небольшой статьи не позволяют подробно описать жизнь Великого Князя - этот труд еще предстоит исследователям и биографам - мы же остановимся только на основных чертах личности Государя, взглядах и убеждениях, которые он пронес через всю свою жизнь.
Великий Князь Владимир Кириллович воспринял права и обязанности Главы Императорской Династии в 1938 г., будучи лишь 21 года отроду. Ему предстояло возглавлять ее свыше 53 лет - больше, чем царствовал любой из его венценосных предшественников.
Государь, по многочисленным и единодушным отзывам людей, имевших честь близко с ним общаться, был "типичным" Романовым. Его, как и подавляющее большинство представителей семейства - от Императоров до "рядовых" Членов Династии - отличали удивительная личная скромность и простота в общении в сочетании с глубоким осознанием своего высокого сана, добросердечие и мягкое чувство юмора, искренность всех действий и прямота поступков, чистая православная вера и упование на благость Господню во всех обстояниях, умение понять чужую точку зрения в сочетании с твердым отстаиванием своих взглядов.
Именно на основных воззрениях Великого Князя Владимира Кирилловича хотелось бы остановиться немного подробнее. Вне всякого сомнения, огромнейшее влияние на убеждения Государя оказали его отец - Император в изгнании Кирилл Владимирович - активно действовавший в эмиграции, стремясь объединить вокруг себя все здоровые православно-монархические силы, а в равной степени многие архиереи Русской Зарубежной Церкви.
Сразу после принятия Государем Владимиром Кирилловичем на себя прав и обязанностей Главы Императорского Дома с приветственным словом и духовным наставлением к нему обратился подлинный светильник Русского Зарубежья - Владыка Иоанн (Максимович). "Благочестивейший Великий Государь! - говорилось в нем, - Ныне считаю должным еще раз выразить мою преданность Престолу Российских Царей и Вам как Их Законному Преемнику. Не называю Вас здесь титулом, который приличествует Российскому Монарху, не потому, что сомневался в том, что Вы являетесь его законным носителем, а дабы быть верным Вашим предначертаниям (святитель Иоанн имеет в виду решение Государя Владимира Кирилловича не принимать Императорского титула, а именоваться Главой Дома Романовых - М. К.)... Быть блюстителем благочестия и поборником Православия есть первый долг Всероссийского Царя, являющегося преемником Царей Византийских. Если сердце Ваше будет исполнено благочестия и смирения, Господь призрит на вас, как некогда на юного Давида, и исполнится тогда над Вами пророчество и пожелание Митрополита Антония, который в письме к Вашему Родителю около 14 лет назад отнес к Вам стих 21 - XXIV гл. I кн. Царств ("И теперь я знаю, что ты непременно будешь царствовать, и Царство Израилево будет твердо в руке твоей")".
Тогда, в отличие от нынешних скорбных времен, свободная (зарубежная) часть Русской Церкви еще твердо исповедовала православное святоотеческое учение о Богоустановленности Царской власти. Еще очень многие были живыми очевидцами того, что случилось с Православием и всей Россией после преступления клятвы на верность Дому Романовых, данной Великим Земским и Поместным Церковным Собором 1613 г. "в роды и роды" и "до скончания века". Русские иерархи, очевидцы страшных страданий, выпавших на долю Церкви после революции, вынужденные покинуть родину и скитаться по всему миру, имевшие одну опору, одно утешение, одно упование - Господа нашего Иисуса Христа - только на Него взиравшие, отказались от всех оглядок на "современность", "реальные силы" и "влиятельные фигуры", и перед всем миром исповедовали Божественные принципы государственного устроения и Помазанника Божия - Православного Государя.
Архиерейский Собор РПЦЗ 1939 г. приветствовал Государя Владимира Кирилловича, как законного правопреемника Русских Царей. Еще раньше (1938 г.) Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви митрополит Анастасий (Грибановский) писал Великому Князю: "Церковь, бывшая, по слову Вашего почившего Родителя, "исконной водительницей и устроительницей судеб России"... готова благословить всякое Ваше доброе начинание, направленное к восстановлению разрушенного ныне Русского Православного Царства... Да поможет Вам Бог... укрепляя Ваши духовные и телесные силы, венчая Вас мудростью, мужеством, даром пламенной любви к Отечеству и милосердия ко всем... Вашему Императорскому Высочеству указано быть ныне носителем и хранителем... священного Царственного первородства, дабы не погасла историческая свеча в сумерках наших смутных и скорбных дней. С нею Русские люди, в рассеянии сущие, чают при помощи Божией войти в освобожденную Русскую землю, где эта свеча будет снова водружена во Всероссийской свещнице, чтобы ярко светить не только тем, же в храмине суть, но и перед лицом всего мира".
Этим заветам Великий Князь Владимир Кириллович был верен до скончания своих земных дней. Он исповедывал ряд простых, ясных, взаимосвязанных и внутренне единых и гармоничных принципов, которые хранил вне зависимости от изменений текущей политической ситуации и сиюминутной конъюнктуры.
В самом последнем документе, который вышел из-под пера Государя - речи, которую он должен был произнести 22 апреля 1992 г. перед группой влиятельных американских бизнесменов - говорится: "Политическая философия, которая руководила мною всю жизнь, могла бы быть выражена в одном слове: антикоммунизм. Именно поэтому я никогда не верил в возможность "преображения" СССР в нормальное государство, пока страна не откажется от коммунизма". Действительно, такого рода концепции имели широкое хождение, как у иностранцев, так и среди либерально-настроенной части русской эмиграции. Приведем мысли о большевизме из нескольких Обращений Великого Князя.
"Ложь лежит в основе всех проявлений коммунистической теории и практики. Она лежит в первооснове коммунистической идеологии - диалектическом материализме, построенном на философски ложном утверждении, что научным путем можно доказать несуществование Бога. На лжи основаны исторический материализм и коммунистическое учение о развитии общества... Ложью проникнуты прикрытые патриотическими фразами высказывания советских глашатаев о прошлом России... Наконец, на лжи построена советская экономика, в особенности в области сельского хозяйства, доказавшая свою несостоятельность непрекращающимися провалами" (из Обращения 1964 г.).
"Русский народ страдал и продолжает страдать под советским режимом, уже стоившим России десятков миллионов человеческих жизней. В начале германо-советской войны русский народ миллионами переходил на сторону немцев, принимая их за искренних врагов коммунизма и веря, что они борются за освобождение России" (Из Обращения 1952 г.).
"Тщетны оказались надежды ждавших "эволюции" советского строя после войны и облегчения участи народов российских. Коммунистическая олигархия все так же давит трудовые массы крестьянства и промышленных рабочих, продолжая их эксплуатировать. Истекшие пять лет были свидетелями небывалого нового похода советских обскурантов на русскую и мировую культуры и самые высокие их ценности. Русский мыслитель, русский ученый, русский художник и даже русский музыкант доведены до состояния духовного рабства, ибо им запрещено иное мерило творчества, нежели указы Коммунистической партии" (из Обращения 1950 г.).
Конечно же, концепция антикоммунизма основана на негативизме, на неприятии безумной и безбожной человеконенавистнической теории и практики большевизма. Но, разумеется, одною ею не ограничивались воззрения Великого Князя Владимира Кирилловича. Он всегда и везде четко и последовательно перед любой аудиторией (от подсоветских крестьян до американских бизнесменов) отстаивал принципы монархического устроения государства. Уже в Манифесте о восприятии прав и обязанностей Императоров Всероссийских (1938 г.) он пишет, что народ Русский "только под сенью Императорского Престола обретет право и свободу".
"Монархия имеет преимущество над любой формой верховной власти именно потому, что своим положением она не обязана ни одной отдельной группировке - национальной, экономической или социальной. В силу этой независимости она обладает способностью арбитража, способностью столь необходимою для мирного разрешения тех конфликтов, которые могут время от времени возникать в таком многоликом государстве как наше. Особенно важной стала эта возможность в период, который должен быть посвящен прежде всего исцелению глубоко укоренившихся недугов и язв, толкающих как отдельных людей так и национальные и социальные группы к столкновениям вроде тех, которые мы, к сожалению, можем наблюдать и теперь" (из Обращения 1990 г.).
"Для Царской власти не может быть никакого средостения в виде партийной диктатуры, стремящейся править народом для удовлетворения собственных политических интересов" (из Обращения 1964 г.).