Памяти Царя-Мученика Павла
Долгое время светлый образ Императора Павла I был скрыт от нас стараниями и либеральных, и советских историков. Вместо объективного исторического портрета нам предлагали некое карикатурное изображение, собранное из псевдоисторических анекдотов, лживых россказней и “мемуаров” личных и “идейных” врагов Государя. Так Император-Рыцарь, последний романтик, веривший в идеал Европы, как содружества независимых государств под скипетрами единых в исповедании Христа монархов, превращен был в сумасброда-прожектера, живое недоразумение, как минимум, -в полусумасшедшего чудака на престоле.
К счастью, в последнее время начали появляться материалы (и в официально-исторической, и православно-просветительской литературе), развенчивающие эту гнусную пародию на лик Императора Павла Петровича. Постараемся сделать и своей небольшой вклад (из-за ограниченности газетной площади, мы коснемся лишь самых важных аспектов царствования Государя) в это, поистине, справедливое дело.
Не стоит отрицать некоторую неуравновешенности и вспыльчивость нрава Императора. Впрочем, иного характера у него и быть не могло: более 40 лет он был отстранен матерью - Екатериной II - от Престола, на который имел полное право. Более того, Павел был нелюбим ею и долгий период жизни находился под угрозой отстранения от наследования власти (как известно, Устав о престолонаследии Петра I давал для этого формальную базу). Недружелюбие Екатерины, разумеется, полностью разделял ее двор, особенно под конец ее царствования превратившийся в сборище мошенников и авнтюристов от дворянского сословия. У молодого Павла, по настоянию его матери, даже отобрали “для должного воспитания” старших детей. Любопытно отметить, что Император Александр I и Цесаревич Константин Павлович, взрощенные при дворе бабушки, выросли изнеженными, непоследовательными и довольно слабохарактерными, в то время как Государь Николай I и Великий Князь Михаил Павлович, основы воспитания которых заложил именно Павел, отличались четкостью мировоззрения, сильным характером и твердой волей (не правда ли, небезынтересный парадокс?).
Сам Павел, между прочим, также воспитывался фактически без всякого участия матери, которая в ту пору все свободное время отдавала различным светским развлечениям. Закон Божий преподавал ему иеромонах Платон (Левшин) - в будущем митрополит, один из виднейших архиереев XVIII в., который вспоминал: “Высокий Воспитанник, по счастию, всегда был к набожности расположен и рассуждение ли, или разговор относительно Бога и Веры, были Ему всегда приятны”. Именно православное воспитание усилили такие черты характера Павла, как милосердие, стремление к справедливости, незлопамятность и др. Именно эти свойства души Императора смягчали и уравновешивали вспыльчивость и раздражительность, приобретенные вследствие неприязни к нему двора.
Говорить же о некоей “умственной отсталости”, или “сумасшествии” Павла I означает откровенно погрешать против исторической истины. В отличие, от некоторых малозначительных решений, принятых под влиянием эмоций, все продуманные и распланированные действия Императора отличаются удивительной систематичностью и внутренней логикой. Все шаги Павла Петровича были рассчитаны на перспективу и имели явную цель - искоренить все ошибки и “перегибы”, совершенные Петром I и его преемниками в течение всего XVIII в., которые приводили к постоянному хаосу в России и на Русском Престоле.
Еще 4 января 1788 г. будущий Император с супругой подписали специальный акт, который должен был принять силу государственного закона по вступлении Павла на Престол. Этот документ предусматривал возрождение в Российской Империи нормального, исконного, принципа престолонаследия - “по превородству” - от отца к старшему сыну. И закон этот был официально принят 5 апреля 1797 г., одновременно с Учреждением об Императорской Фамилии. Как пишет Св. Иоанн Шанхайский (специально исследовавший этот вопрос): “Павлу удалось издать закон, представляющий из себя систему, основанную на принципах, проводимых в жизнь Московскими собирателями Руси и укоренившихся в душе русской”. Этот Акт нанес сильнейший удар по придворным и гвардейским дворянским группировкам, уже привыкшим за XVIII в. манипулировать Императорским Престолом по собственному усмотрению. Фактически было восстановлено понятие о Законном Государе и, как следствие, Царское Самодержавие.
Введением всеобщей (в т.ч. и крестьянской) присяги на верность, Император как бы продемонстрировал дворянам, что считает их такими же своими подданными как и “мужиков”. Именно Павел I сделал первые шаги к отмене крепостного права. Знаменитый указ от 5 апреля 1797 г. гласил: “дабы никто ни под каким видом не дерзал в воскресные дни принуждать крестьян к работам” и утверждал 3-дневный труд крестьян на себя и такой же на барина. Позже, в 1797 г. был принят указ, запрещавший продавать дворовых людей и безземельных крестьян с молотка. В 1798 г. был установлен запрет на продажу малороссийских крестьян без земли. Как видим, Павел целеустремленно вел дело к отмене крестьянского рабства, заменившего при Петре I классическое крепостное право (напомним, что, в соответствии с ним, “мужик” являлся “собственностью” земли, а отнюдь не барина, как это установил Петр).
В экономической области одной из главных проблем Империи того периода было обесценивание ассигнаций, которых было слишком много напечатано при Екатерине (нам это явление прекрасно известно под именем “гиперинфляция”). Павел лично присутствовал при сожжении “излишков” бумажных денег, а для стабилизации положения в целом направил на чеканку серебряной монеты значительную часть государственных запасов серебра, в т. ч. большую часть дворцовой посуды из этого металла.
Во внешней политике Павел I четко придерживался антиреволюционной направленности. Верный союзу с Австрией и Англией, он направил русские войска в разные части Европы для борьбы с революционной проказой. Великий Суворов освободил от французских захватчиков всю Северную Италию; успешны были действия русских частей и в Голландии, и в Центральной Европе.
Прямой и искренний во всех своих действиях, Государь наивно полагал, что и союзники будут столь же честны по отношению к нему. Каково же было его изумление, когда он понял, что победоносное русское оружие нужно англичанам и австрийцам только для достижения своих корыстных целей. Австрия стремилась к расширению своих владений в Европе, а Великобритания - в основном, за океаном. Австрийцы бросили на растерзание многократно превосходящим французским силам корпус Римского-Корсакова в Швейцарии, а русские войска в Голландии перестали получать от англичан какую бы то ни было помощь и обеспечение.
Суворов совершает блестящий Швейцарский поход и выручает соединение Римского-Корсакова. Возмущение Павла предательством союзников не имело границ: он заключает мир с Францией (1800 г.), а затем и союз с Пруссией против Австрии, а также с Пруссией, Швецией и Данией против Англии. Именно тогда начался знаменитый поход донских казаков в Индию. Этот рейд отнюдь не безумен, как выгодно представлять некоторым. Боеспособность и боевой дух русских войск, благодаря наведенной Императором Павлом дисциплине, был очень высок, а численность английских войск в Индии была весьма незначительна. Оккупация Ост-Индии (или хотя бы война на ее территории) нанесли бы сильнейший удар по британской экономике. Именно это могло быть одной из причин, почему английское масонство (в то время наиболее влиятельное в России) и отдало распоряжение своим русским “братьям” об уничтожении Императора.
Огромные труды приложил Павел I и на благо Русской Православной Церкви. Был открыт ряд монастырей, упраздненных при Екатерине; введены новые награды для духовенства; синодалам было предоставлено право избирать кандидата на должность обер-прокурора; приняты меры для материального обеспечения духовенства. Более того, Император положил начало единоверию. Тысячи бывших раскольников вернулись в лоно Матери-Церкви, получив законное священноначалие, и сохранив, при этом, столь дорогой им “старый обряд”. В то же время, сектанты, практиковавшие особо изуверские ритуалы или не признававшие Царской власти, подвергались наказанию.
Наведение строгой дисциплины в армии (включая гвардейские части, привыкшие жить “на особицу”, а то и свергать “неугодных” Государей), возрождение подлинного наследственного Царского Самодержавия, первые шаги к освобождению крестьянства, активные внешняя и внутренняя политика, привели к возникновению в столичной армейско-дворянской среде, насквозь пропитанной франк-масонской отравой, заговора против Павла. Цареубийство произошло а ночь с 11 на 12 марта 1801 г.
Св. Серафим Саровский так отозвался об убиенном: “А Государь, в Бозе почивший... Император Павел Петрович как любил Церковь Святую, как чтил святые уставы ее и сколько сделал для блага ее, не многие из Царей Русских подобно Ему послужили Церкви Божией...”.
Сбылось пророчество монаха Авеля: “Коротко будет царствование Твое, и вижу я, грешный, лютый конец Твой... Злодеи, стремясь оправдать свой великий грех цареубийства, возгласят Тебя безумным, будут поносить добрую память Твою... Но народ Русский, чуткой душой своей поймет и оценит Тебя и к гробнице Твоей понесет скорби свои, прося Твоего заступничества”. И верно: и в дореволюционное и даже в советское время (хотя это и тщательно замалчивалось властями!) народное почитание Государя не прекращалось. Несли простые русские православные люди записки с прошениями к гробнице Императора Павла, уповая на его помощь и заступничество. И давалось им, по молитве их! Более трехсот чудес после обращения к помощи Царя-Мученика Павла зафиксировано только документально. А сколько пребывает в безвестности! По свидетельству князя Жевахова, только революция остановила подготовку его официальной канонизации.
Но не прославленный пока на земле, он прославлен Самим Господом в Царствии Его!
Святый Царю-Мучениче Павле, моли Бога о нас, грешных!