100 лет Русскому Собранию
26 января исполнилось 100 лет “Русскому Собранию”. Именно в этот день в 1901 году товарищ министра внутренних дел сенатор П. Дурново утвердил устав первой, по сути, политической организации русского народа.
Попытки народной самоорганизации для противостояния беззаконию и смуте к тому времени уже имели свою, весьма поучительную, историю. В 1881 г., после убийства Царя-Освободителя Александра II в Петербурге была создана "Священная дружина". Ее назначением была борьба с народовольческим террором. Организация просуществовала около года. Тогда власть собственными силами справилась с террористами. Одновременно в Москве по инициативе М. Каткова и К. Победоносцева была создана "Добровольная народная дружина" для охраны Государя и членов Императорской Фамилии во время их приездов в Москву. В нее входили верующие русские люди, в основном хоругвеносцы. В силу ограниченности своих задач эта организация созывалась эпизодически.
К концу XIX века стал явственно виден отход русского образованного слоя от основ русского мировоззрения: Православия, Самодержавия и Народности. Безверие, политическая фронда и космополитизм становились признаками хорошего тона в среде интеллигенции. Особенно пагубно это действовало на молодых людей. В этих условиях в среде московских интеллектуалов возникла идея: в борьбе за умы молодежи объединить усилия тех, кто еще не порвал духовной связи с основами русского устроения. Так в 1890 г. появился журнал "Русское обозрение", который поставил главной задачей "обозревать всю текущую действительность и все историческое прошлое с русской точки зрения". Вдохновителем журнала был великий русский мыслитель К. Леонтьев. Именно люди, входившие в близкий ему кружок молодежи (Л. Тихомиров, В. Грингмут, А. Александров, о. Иосиф Фудель, В. Розанов и др.), составили костяк журнала. В издании такого журнала были заинтересованы и оказывали ему покровительство К. Победоносцев, министр народного просвещения граф И. Делянов. Для поддержки журнала дважды выделял деньги из личных средств Государь Император Николай II, один раз - вдовствующая Императрица Мария Федоровна.
Наконец, в октябре 1900 г. в среде национальной столичной интеллигенции, убедившейся в той опасности, которую представляла для русского дела космополитичность высших слоев общества, появилась идея создать национальный кружок. Так возникла организация “Русское Собрание”. Она ставила своей целью “содействовать выяснению, укреплению в общественном сознании и проведению в жизнь исконных творческих начал и бытовых особенностей Русского народа”.
Первыми учредителями “Русского Собрания” стали 120 человек. Среди них мы видим тех, кто в последующем встал в ряды бойцов с революционной анархией.
Общество управлялось Советом из 18 человек: романист кн. Д. Голицын, кн. Шаховской, граф Апраксин, кн. Куракин, помещики Кашкаров, Чемодуров, епископ Серафим, редактор первой газеты “Свет” Комаров, постоянно вызывавший раздражение либеральной печати, присяжный поверенный П. Булацель, замечательный публицист, впоследствии редактор “Русского Гражданина”, расстрелянный после революции, проф. Б. Никольский (так же как и Булацель ставший создателем Союза Русского Народа), В. Величко, человек, глубоко преданный русской национальной идее, В. Пуришкевич, один из наиболее известных думских деятелей, создатель Русского народного Союза имени Михаила Архангела (1908 г.), генерал Мордвинов, артист императорских театров К. Варламов.
Поначалу деятели “Русского Собрания” сосредоточили свое внимание на проведении вечеров по истории русской культуры. Проводились заседания, лекции, разные зрелищные мероприятия, выставки. Устраивались конкурсы и присуждались награды, издавались книги и сборники, организовывались путешествия по России.
В 1902 г. в Харькове по инициативе проф. местного, университета А. Вязигина, открывается отдел “Русского Собрания”. Вскоре он начинает издавать ежемесячный журнал “Мирный труд” и различные популярные брошюры из серии “Что необходимо знать каждому русскому человеку”. Русское Собрание издавало с 1903 г. “Известия Русского Собрания (еженедельник), а также “Пахарь” и “Русское Дело” (оба под редакцией С. Шарапова), “Сельский Вестник”, “Русь православная и самодержавная” (в Казани), “Русский Листок”, и еще ряд изданий.
В конце 1904 г. благодаря активности члена правления “Русского Собрания” Б. Никольского в Петербургском университете создается первое монархическое объединение - Кружок русских студентов. Славянофильское учение имело к тому времени немало приверженцев среди молодежи и преподавателей учебных заведений. Таким образом, был положен конец революционному разгулу среди студентов, который сильно мешал учиться и вовлекал их в бесконечные забастовки неизвестно ради чего и зачем. Были основаны кружки правых студентов, получившим название “академистов”. Молодежь монархическая в то время еще была. Один из активных деятелей Союза Русского Народа В. Соколов вспоминал о событиях 1905 г., когда он был студентом: “Во время октябрьской смуты я принял участие в организации Союза возрождения России, кружка, составившегося из профессоров и студентов высших учебных заведений, сторонников учения славянофилов”.
В декабре 1904 г., когда в стране нарастали беспорядки, когда уже готовилась гапоновская демонстрация к Зимнему дворцу, “Русское Собрание” направило к Царю депутацию с адресом, в котором в частности говорилось: “Русское Собрание возникло в те дни, когда обозначилась в русских людях необходимость сплотиться ради мирной работы и духовного противодействия чуждым нашему отечественному укладу течениям... В духовном единении со всеми истинно русскими людьми Русское Собрание знает, что мощь нашей Родины зиждется на нераздельных святынях православия и народности... Мощь России в укреплении русского духа”. Царь принял депутацию благосклонно и пожелал Собранию “дальнейшего развития”.
В рядах “Русского Собрания” были сосредоточены лучшие интеллектуальные силы страны. В больших городах та интеллектуальная элита, которая исповедовала принципы “Православия, Самодержавия и Народности” постепенно объединялась в местные отделения. К 1906 г. в организации состояло ок. 4,5 тыс. человек. Кроме Москвы и Петербурга отделения “Собрания”, имелись в 15 городах (Пермь, Харьков, Варшава, Вильно, Казань и др.). Наибольшей активностью отличается Одесский отдел, в котором председательствовал Б. Пеликан, издававший монархическую газету “Русская Речь”.
В то время быть правым, быть консерватором и монархистом уже значило быть героем. На революционный террор, “власть Хама” в 1906 г. жаловался даже Д. Мережковский. Когда вся печать была враждебна русским началам и глумилась над ними, выражать правые взгляды означало наверняка удостоиться эпитетов “реакционера”, “прислужника охранки”, “жалкого холуя” и т. д. Одна из немногих правых газет того времени “Московские Ведомости”, издаваемые В. Грингмутом, писала о, что деятельность “Русского Собрания” звучит “резким диссонансом в прогрессивном концерте”.
По мере углубления разрушительного хаоса в стране, заседания организации проводятся все чаще, выступления ораторов приобретают полемический характер. Смута вынудила “Русское Собрание” перейти от чтения докладов и проведения литературных вечеров к активной политической деятельности. Была принята политическая программа. В ноябре 1905 г. “Русское Собрание” публикует свою избирательную программу, ставшую основой идеологии многих правых организаций.
Как известно, манифест 17 октября 1905 г. либеральные круги восприняли как ограничение Самодержавия и введение конституции. Правые не признали такой трактовки и настаивали на том, чтобы Царская власть оставалась неограниченной.
В процессе деятельности “Русского Собрания” кристаллизуются и приобретают завершенную форму основополагающие принципы русской патриотической идеологии, давшие толчок развитию всего национального движения и ставшие основой программ многих патриотических организаций.
Принципы эти были таковы:
- Православная Церковь должна сохранить в России господствующее положение. Ей должна принадлежать свобода самоуправления и жизни. Голос ее должен быть выслушиваем законодательной властью в важнейших государственных вопросах;
- Царское Самодержавие, будучи главным залогом исполнения Россией ее всемирно-исторического призвания, в то же время является залогом внешнего государственного могущества и внутреннего государственного единства России;
- Российское Самодержавие основывается на постоянном единении Царя с народом. Царь не тождественен в глазах Русского народа с правительством, и последнее несет на себе ответственность за всякую политику, вредную Православию, Самодержавию и Русскому Народу;
- Верховным мерилом деятельности государственного управления под самодержавным Царем в единении его с народом должно быть народное благо, причем государство, открывая достаточный простор для местного самоуправления, должно блюсти, чтобы это самоуправление нигде не клонилось к ущербу русских народных интересов - религиозных, умственных, хозяйственных, правовых и политических;
- просвещение в России должно расти и крепнуть на тех же началах, на которых выросла русская государственность, а поэтому и государственная школа, не посягая на культурное самоопределение народностей России, должна быть русской школой;
- русский язык есть государственный язык, и все правительственные учреждения обязаны пользоваться государственным языком;
- вооруженные силы и оборона границ должны быть доведены до совершенства, соответствующего величию России, причем все необходимое для государственной обороны должно создаваться внутри страны ее средствами и трудом ее народа, а бремя содержания военных сил должно лечь равномерно на население всего государства;
- национальные вопросы в стране разрешаются сообразно степени готовности отдельной народности служить России в достижении общегосударственных задач. Управление окраинами должно ставить на первое место общероссийские интересы и поддержку законных интересов русских людей. Все попытки к расчленению России под каким бы то ни было видом не должны быть допускаемы. Россия едина и неделима;
- финансовая и экономическая политика должна быть направлена на освобождение России от зависимости иностранных бирж и рынков и должна покровительствовать развитию русских промышленных предприятий и содействовать производительному труду. Сельскохозяйственная политика предполагает благоустройство крестьянства путем улучшения культуры земледелия, развития кустарных промыслов и увеличения площади крестьянского землевладения. Особенное внимание должно быть обращено на подъем коренного русского центра.
Очевидно, что многие из этих принципов актуальны и в наше время, время возрождения идеи Русского Православного Царства.