Увещательное слово
"Нераскаянность в грехах, - взывает к нам столп православия свт. Иоанн Златоуст, - более возбуждает гнев Божий нежели сам грех" . Нераскаянность есть хула на Духа Святаго (преп. Исаак Сирин).
Каждый из нас, православных христиан, знает, что "всякий грех, тяготеющий совесть, надо спешить очистить покаянием, ибо грех отгоняет благодать, лишает дерзновения и молитвы, черствит и охлаждает тем более, чем дольше держится..." (свт. Феофан Затворник). Грех отделяет человека от Бога.
"Начало русской истории было отмечено убиением святых страстотерпцев Бориса и Глеба, и не в сем ли грехе коренятся последовавшие за ним народные беды?" (из Послания Святейшего Патриарха 1993 года). Ныне тем более за нераскаянность в страшных грехах вероотступничества и невозбранения цареубийства попущены на нашу страну великие и неисчислимые бедствия: гражданские и мировые войны, рассеяния, репрессии, уничтожение миллионов российских людей, блокада, голод, разорение храмов Божиих, расчленение страны, расточение ресурсов и богатств России, а главное - нравственное падение людей, армии и народа в целом. И сегодня повсеместно совершаются убийства, уносящие жизни сотен людей. Эта страшная трагедия нашего бытия - повод для самого серьезного раздумья.
Боль и страдания в душе вызывает облик нынешней разоренной России. Некогда духовно единый в своем сословном и национальном разнообразии народ являет сейчас собою множество чуждых друг другу людей, партий и группировок, пытающихся растащить Дом Пресвятой Богородицы.
Послания Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода призывают к покаянию и венчают собой длинный ряд подобных по смыслу посланий и обращений, начиная с великого исповедника святого Патриарха Тихона и в течение 86-ти лет возобновляющихся духоносными отцами - исповедниками, святителями и старцами Русской Православной Церкви. В первом своем послании (в 1993 году) Святейший цитирует слова святого Патриарха Тихона, сказанные в 1918 году с амвона Казанского собора: "На днях совершилось ужасное дело: расстрелян бывший Государь Император Николай Александрович... и высшее наше правительство - Исполнительный Комитет - одобрил это и признал законным. Но наша христианская совесть, руководствуясь Словом Божиим, не может согласиться с этим. Мы должны, повинуясь учению Слова Божия, осудить это дело, иначе кровь расстрелянного падет и на нас, а не только на тех, кто совершил его...". Но этого осуждения не произошло.
Убийство Помазанника Божия, "будучи преступлением и Божеского и человеческого закона, ...лежит тяжелейшим грузом на душе народа, на его нравственном самосознании" (из Послания Св. Патриарха 1993 года) и оставляет свою печать не только на поколении, допустившем это убийство, но и на последующих.
После пленения Царя государственным и военным заговором в марте 1917 года уже через три дня Синод от лица Церкви отменил поминовение Помазанного им же на царство и издал указ поминать на богослужениях клятвопреступное временное правительство. За этим вероотступничеством военных высшего сословия, членов царского правительства и членов Синода естественно последовало и попустительство цареубийства народом и армией, прельщенных в своей совести такими вероломными "благословениями" и приказами. Как молнией, с головы до ног поразилось все общество предательством, распявшим Святую Русь.
Но веруя во всемогущество Божие, понимая, что новая великая смута допущена Господом нашему Отечеству для вразумления народа Своего, мы не сомневаемся в том, что спасительное соборное единство возможно. "Покаяние в грехе, совершенном нашими предками, должно стать для нас еще одним знамением единства" (из Послания Патриарха 1993 года). Возможно оно только под омофором Матери-Церкви через соборное всецерковное покаяние и получение разрешения от тяжких грехов вероотступничества и попустительства цареубийства в надежде на то, что Господь переменит гнев Свой на милость.
"Во гневе Своем Отец Небесный не только не отвращается от нас, но и гневается для того, чтобы хотя таким образом привлечь нас к Себе. Он только на время отвращает от нас Лице Свое, чтобы соединить нас с Собою на веки" (свт. Иоанн Златоуст). "Если бы мы старались о смиренномудрии, то не было бы нужды в наказании нас, ибо все злое и скорбное приключается нам за возношение наше. Сам сатана попущен будет попирать нас, пока мы не смиримся" (преп. Марк Подвижник). Эти святоотеческие слова имеют для нас огромное значение, ибо они нашли себе оправдание в жизни Российского народа.
"Если мы хотим спасения себе и России, мы должны самым делом вернуться к вере наших предков, основанной на смирении и покаянии, которые низводили на них благодать Святаго Духа, а вместе с нею ограждали их от дьявольской гордости, от ее еретичества и безбожия, как источника всех бедствий, переживаемых нами ныне" (архиепископ Серафим (Соболев)). Этим спасительным для России шагом смиренной веры нашей и явится акт соборного покаяния в самом тяжком грехе нашем, в котором повинны активно или пассивно все русские люди - в грехе бунтарства против самодержавной власти и невозбранения убийства нашего Царя, Помазанника Божиего, происшедшего в день памяти святителя Андрея Критского, автора Великого покаянного Канона.
"Как благодать на благодать, людям по крещении дано покаяние" (прп. Исаак Сирин), оно есть второе возрождение от Бога, если совершается "без всякого самооправдания и оговорок, с осуждением себя и всего злого дела от самого начала" (свт. Иоанн (Максимович)) и решительным желанием исправления и совершения благих дел по воле Божией, противоположных прежним грехам."Покаяние есть древо жизни, воскрешающее мертвых грехами" (преп. Ефрем Сирин). "Покаяние есть дверь милости, отверстая усиленно ищущим его, сею дверью входим в Божию милость, кроме этого входа не обретаем милости"(преп. Исаак Сирин). Эта милость изливается на главу нашу от Претерпевшего за нас Спасителя через разрешительную молитву священноначалия и подает обновление духа, радость великую в сердце и силу идти по пути сознательного и смиренного исполнения воли Божией, благоденствия и мирного жития во всяком благочестии и чистоте.
"Удивительная сокрыта сила в таинстве покаяния, -пишет свт. Феофан Затворник. - Сознание грехов умом только, без исповеди и разрешения, неудовлетворительно для кающегося и почти всегда остается бесплодным для жизни. Здесь точно происходит запечатление христианина - благодатное...Самовольно ничего нельзя взять у Господа".
В Отечественной нашей истории в смутное время при двух Патриархах святых Иове и Ермогене в 1607 году принесено было всенародное покаяние после содеянных грехов святотатства, клятвопреступления и цареубийства и произнесена Патриархом над народом разрешительная молитва. Этот исторический прецедент дает нам сегодня твердое основание верить в необходимость прощальной, разрешительной молитвы за грехи вероотступничества и попустительства цареубийства, к покаянию в которых призывают святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и Священный Синод в своих Посланиях 1993 и 1998 годов.
Подобные обстоятельства современной России также указывают на единственный выход по православному мировоззрению - на чин всенародного всецерковного покаяния. Совершение конкретного чина соборного покаяния с отпущениемвышеназванных грехов по примеру первых Патриархов на Руси святых Иова и Ермогена вселяет твердую надежду на духовный рассвет и воскресение многострадальной России по пророчествам святых.
В новом нашем смутном времени русские люди утратили понятие о богозаповеданной миссии нашей исторической самодержавной Руси, что и привело Россию к гибели. Богом ей назначено быть хранительницей и свидетельницей до конца веков православной веры и соответствующей православной государственности, которые являются спасительными не только для всех православных народов, но и всего мира.
Русь покаявшаяся восстановит ту правду Божию, которою просветится весь мир. "Я предвижу, - пророчествовал всероссийский пастырь св. прав. Иоанн Кронштадтский, - восстановление мощной России еще более сильной и могучей. На костях мучеников, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая - по старому образцу, крепкая своею верою во Христа Бога и Святую Троицу... Перестали понимать русские люди, что такое Русь: она есть подножие Престола Господня". Нам, русским людям, необходимо понять это, возблагодарить Бога и покорно сообразовать свою волю с Его Божественною волею, всеблагой, всесовершенной, всеспасительной.
Как некогда евангельский блудный сын самовольно уклонился от воли любящего отца своего и от дома его, неблагодарно расточив усвоенное им имение, живя блудно, так и мы, российские люди, от воли Отца Небесного, так же как и от отца земного, своего богоданного Царя, отступили на унижение, духовное обнищание и опустошение наше. Но болезнью духа вопием: "Отче, согреших на небо и пред Тобою и уже несмь достоин нарещися сын Твой, сотвори мя яко единаго от наемник Твоих" (Лк. 15: 18-19).
Возлюбленные во Христе! Таким сокрушенным и смиренным сердцем принесем искреннее покаяние, к которому призвал нас дважды Патриарх наш! "Не будем более отлагать и ждать того дня, в который само покаяние не принесет нам никакой пользы" (св. Иоанн Златоуст). "Се ныне время благоприятно, се ныне день спасения" (2Кор. 6: 2). "Покаемся, приближибося царствие Небесное. Сотворим плод достоин покаяния, уготовим путь Господень, правы сотворим стези Его"(Мф. 3: 2, 3, 8).
Да ниспошлет нам Господь Бог наш Свою всесильную благодать на покаяние, деятельное исправление и восстановление попранной правды и любви Божией, молитвами и жертвенным подвигом кротчайшего святого Царя-Мученика и сострадательнейшего отца нашего Государя Николая, его Наследника святого Царевича Алексея, всех святых Царственных Мучеников и всех святых, в земле Российской просиявших! Да радость будет в доме Отца Небесного - в Церкви земной и небесной о чадах благодати Его, мертвых и оживших, погибших и обретшихся. Аминь.
НИКОН, архиепископ Уфимский и Стерлитамакский;
ВЕНИАМИН, архиепископ Владивостокский и Приморский;
ИППОЛИТ, епископ Тульчинский и Брацлавский;
ДИОМИД, епископ Анадырский и Чукотский