Покаяние и спасение россии

И да отпустится нам и всему роду нашему грех, на народе российском тяготеющий: убиение царя, помазанника Божия, святителей же и пастырей с паствою, и страдания исповедников, и осквернение святынь наших...
Из Молитвы Святым Новомученикам и Исповедникам Российским

"Священный Синод РПЦ не поддержал инициативы некоторых групп мирян о проведении так называемого "покаянного крестного хода" из разных епархий в Москву ко дню годовщины убиения святых страстотерпцев Императора Николая Александровича, членов его семьи и пострадавших с ними. Соответствующее постановление было принято на очередном заседании Синода, которое прошло в Москве под председательством Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. В документе говорится, что Священноначалие РПЦ приветствует инициативы проведения паломничеств и молитвенных шествий, но только "как свидетельство веры и проявление народного благочестия". Инициативы же о проведении вышеупомянутого "покаянного хода", по информации Московского патриархата, исходили от маргинальных околоцерковных групп, не имеющих благословения архиереев и преследующих, скорее всего, политические цели, в частности, призывающих к возрождению монархии…"[1].

Эта новость, распространенная ведущими российскими информационными агентствами, повергла в шок многочисленную часть воцерковленной паствы не только в России, но и в странах ближнего зарубежья. Дело в том, что еще в феврале 2005 г. православные общественные организации России, Украины и Белоруссии объявили о планах проведения покаянного крестного хода, который пройдет по городам трех стран и завершится в Москве 17 июля - в день убийства последнего российского императора Николая II и членов его семьи. Согласно этим планам 700 тысяч верующих должны были символически окольцевать Москву и, выбрав 70 тысяч православных делегатов, направить их в Кремль. Сам факт того, что для осуждения предстоящего крестного хода понадобилось решение Священного Синода, свидетельствует о его важности и значении для новейшей истории.

Итак, сотни тысяч православных братьев во Христе, представители трех ветвей древа Славянского готовы крестным ходом пройти тысячи километров к сердцу Святой Руси, чтобы своим подвигом утвердить торжество возрожденного Православия, принести публичное покаяние за грехи богоборческой власти. Что-то эти люди не очень похожи на "маргинальные околоцерковные группы"? Неужели они решились на этот поступок без благословения своих духовников? Как мог Священный Синод РПЦ не благословить, а фактически - запретить порыв народного покаяния, идущий из глубины русской души?!

Чтобы ответить на эти вопросы, внимательно читаем первоисточник - журнал заседания Священного Синода Русской Православной Церкви, состоявшегося 20 апреля 2005 г. под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Патриаршей рабочей резиденции в Чистом переулке. Дабы избежать упреков в субъективности, воспроизвожу его текст полностью (цитируется по официальному сайту РПЦ МП).
"ЖУРНАЛ". Имели суждение

Об исходящих от некоторых групп православных мирян инициативах проведения "покаянного крестного хода" из разных епархий в Москву ко дню годовщины убиения святых страстотерпцев Императора Николая Александровича, членов его семьи и пострадавших с ними.

Постановили:

1. Подтвердить, что Священноначалие Русской Православной Церкви приветствует инициативы проведения паломничеств и молитвенных шествий как свидетельство веры и проявление народного благочестия. Благословение может быть дано и на упомянутое шествие, если оно будет совершено в послушании Священноначалию и в соответствии с нижеследующими суждениями Священного Синода.

2. В Таинстве Покаяния исповедующий свои грехи получает прощение от священника и разрешается от грехов Самим Господом Иисусом Христом. Это Таинство примиряет и воссоединяет человека с Церковью, восстанавливает его в благодатной жизни во Христе и устраняет средостение между Богом и человеком, возникающее по причине греховных деяний, совершенных конкретной личностью. Священный Синод напоминает, что в Церкви существуют вполне определенные формы совершения Таинства Покаяния, укорененные в Священном Предании и освященные многовековой традицией. Отступление от этих форм представляется неоправданным и излишним.

3. История Церкви знает примеры всенародного молитвенно-покаянного подвига, подъемлемого ради нравственного очищения народа во времена смут и нестроений. В частности, церковное Священноначалие неоднократно призывало к осмыслению и нравственной оценке греховных деяний, совершенных в минувшем столетии, когда, по слову святителя Тихона, "грех помрачил народный разум.., разжег повсюду пламень страстей, вражду и злобу", что стало причиной гонений на Церковь, поругания святынь, братоубийства, в том числе убиения святого страстотерпца Императора Николая Александровича и его семьи.

Патриарх и Священный Синод дважды, в связи с 75-летием и 80-летием страдальческой гибели Царской семьи, призывали ко всенародному покаянию в этом грехе. Верим, что многие чада нашей Церкви принесли Богу такое покаяние, которое выражалось в стремлении изгнать из своей жизни греховное помрачение и равнодушие к судьбам Церкви и Отечества, сделавшее некогда возможными гонения на Церковь, погружение страны в пучину братоубийственной ненависти и кровопролития.

Истинным плодом принесенного покаяния стало совершающееся возвращение народа на стези веры, благочестия и жизни во Христе, а видимым его свидетельством - причисление Русской Православной Церковью Царской семьи и новомучеников и исповедников к лику святых на Юбилейном Архиерейском Соборе в 2000 году.

4. Покаянное осмысление исторической трагедии, постигшей наш народ, не должно сопровождаться утверждениями о неизменной и уникальной приемлемости для православных христиан того или иного государственного строя. Священный Синод напоминает, что учение Церкви о государственном устройстве было ясно выражено в Основах социальной концепции Русской Православной Церкви.

5. Признавая право священнослужителей индивидуально высказывать частное мнение по различным вопросам, Священный Синод с прискорбием отмечает, что в последнее время некоторые пастыри и, к сожалению, в редких случаях даже архиереи, позволили себе участвовать в коллективном подписании текстов, расходящихся по содержанию с Соборными определениями. Это фактически приводит к созданию групп, предпочитающих соборному рассуждению, которое происходит в канонически установленных формах, организованное выражение односторонних мнений, не разделяемых всей Церковью. Священный Синод определяет, что такие действия противоречат каноническому соборному строю Церкви, и указывает на их недопустимость для священнослужителей".

Если отделить семена от плевел, то, на мой взгляд, в упомянутом тексте со всей очевидностью обнаруживается, что благословение может быть дано и на упомянутое шествие, если его участники:

- откажутся от публичной формы покаяния;

- признают исчерпывающей деятельность Патриарха и Священного Синода, дважды призывавшего ко всенародному покаянию в грехе цареубийства;

- откажутся от своих убеждений о необходимости возрождения монархии;

- отвернутся от своих духовников - некоторых пастырей и даже архиереев, "предпочитающих соборному рассуждению, которое происходит в канонически установленных формах, организованное выражение односторонних мнений, не разделяемых всей Церковью".

Если бы эти требования исходили от политиков, офицеров госбезопасности или мирских властей, то ничего удивительного бы не было… Но это позиция Священного Синода.

Будут ли приняты эти условия? Время покажет… Мне же вся эта ситуация вновь напомнила еще об одном тяжком грехе богоборческой власти, получившем собирательное название "сергианство".

Что такое "сергианство"? Согласно взгляду, которым руководствуется современная Московская Патриархия, Церковь представляется, прежде всего, как организация, внешние формы которой должны быть сохранены во что бы то ни стало. Апологеты сергианства в России и заграницей постоянно подчеркивают, что политика митрополита Сергия сохранила иерархию, церковную организацию, богослужение, возможность участия в таинствах, и что это и есть главная задача или даже весь смысл существования Церкви. Подобные оправдания, по мнению Иеромонаха Серафима (Роуза), как следствие общего упадка церковного сознания, уже сами по себе являются симптомами отторжения от духовных корней Православного Христианства и подмены живого и целостного Православия внешними "каноническими" формами. Согласно другому взгляду, главной обязанностью Православной Церкви является верность Христу и истинному духу Православия, от которого Церковь не может отступать невзирая ни на какие внешние потери [2].

Восемьдесят лет тому назад - 7 апреля 1925 года закончился земной путь Святейшего Патриарха Тихона - одного из первых исповедников тяжелой эпохи богоборчества. В Большом соборе Донского монастыря не иссякает живой поток к мощам святителя. Он был избран на патриаршество в 1917 году среди бурных и кровавых событий русской смуты. Для миллионов людей он стал олицетворением нравственной силы и жизненного подвига.