Еще раз о покаянии
Стоит завести разговор о необходимости национального покаяния в грехах революции, измены Императору Николаю II, цареубийства, красного террора и вообще во всех преступлениях большевицкой власти, как значительную часть наших «патентованных патриотов» начинает трясти и корежить, как бесов от ладана.
Тут же раздаются возмущенные тирады о том, что, дескать, в россиянах хотят сформировать комплекс вины и прочей неполноценности, чтоб мы считали себя всем и вся должными, а наших геополитических конкурентов (коих обычно незамысловато именуют «врагами») – жертвами, имеющими право третировать нас морально и требовать компенсаций материально. Нам объясняют, что советским прошлым несмотря ни на что надо гордиться, поскольку там было много достижений и героизма.
Занятно, что при этом «патриоты» очень любят порассуждать о том, что «они» (страны Запада) «сами такие»: сотрудничали и «сговаривались» с Гитлером, придумали концлагеря, устраивали в своих странах «охоту на ведьм» и вообще истребили индейцев. А «у нас такого никогда не было, и быть не могло», поскольку у нас, де, высокая нравственность, а «у них» – всяческая бездуховность. «Вот пусть они и каются, а мы – не будем».
В общем, классические любители поразглядывать «сучец в глазу ближнего своего» (Мф., 7,3). При этом логические нестыковки такой «картины мироздания» наших «патриотов» отнюдь не смущают. А ведь, казалось бы, потому «они» и не каются в своих грехах, что у них «бездуховность» и ежели у нас наоборот – так не грех и покаяться. Да и «такого у нас не было» (почти) именно тогда, когда каялись.
Но суть даже не в этом. Эти рассуждения со всей очевидностью демонстрируют полнейшую неправославность, невоцерковленность этих «патриотов». Всякий нормальный христианин, более-менее регулярно прибегающий к таинству покаяния, безусловно, знает, что никаких «комплексов вины» оно не создает. Покаяние позволяет понять совершенные грехи и ошибки, верно и бескомпромиссно их оценить в качестве таковых и поставить задачу впредь избегать подобных действий. Не это ли необходимо нашему народу в целом?
Тогда «знатоки христианства» извлекают на свет Божий такой аргумент: по учению Церкви каяться надобно в своих грехах, а не в чужих. А мы в революциях не участвовали, царей не свергали, ГУЛагов не устраивали; за что же нам каяться?
Им вторят адепты «сравнительной социологии»: вот, дескать, для немецких нацистов Нюрнберг правильно устроили – там весь народ Гитлера поддерживал, демократическим путем его выбрал. А в России большевики власть захватили, их вовсе не все приветствовали, а некоторые им даже сопротивлялись и, стало быть, «нет на нас греха».
Что ж, очевидно, что покаяние индивида и покаяние национальное – имеют отличия. Срок земной жизни человека ограничен, ею же ограничен и срок личного покаяния: «Живущи на земли, душе моя, покайся: персть во гробе не поет, прегрешений не избавляет».
Бытие народа – многократно продолжительнее человеческой жизни. И общенациональные грехопадения имеют гораздо более масштабные и долговременные последствия, чем частные. Мы – как народ, некая общность, единое национальное тело – не умерли, и всенародные грехи наши продолжают давлеть над нами. Но это же дает нам возможность для покаяния и получения прощения от Господа.
И проявиться это покаяние должно в тех же чертах, что и личное – в осознании национальных грехов, осуждении и отвержении их, и твердом желании избегать их впредь – но уже в других, общенациональных масштабах. Изменить прошлое – как в частной жизни, так и в истории страны – мы не можем, но и в том и другом случае мы можем, а значит должны дать четкую морально-нравственную оценку наших деяний и сделать необходимые выводы на будущее.
Добавим, что кончина ближних накладывает на нас обязанность регулярно молиться за них ко Господу и просить у Него оставлениях их прегрешений. Не должны ли мы делать то же самое в отношении и наших предков, которые в массе своей активно участвовали в происходивших беззакониях или пассивно потворствовали им? Деятельных борцов с преступлениями того времени уместно сравнить с человеческой совестью, которая всегда пытается противостоять грехопадению, но часто бывает подавлена впавшим в греховное безумство индивидом. И наличие этой «совести нации» нимало не отменяет нужды в покаянии общенародного тела, впавшего в беззакония.
Отдельно необходимо остановиться и на вопросе «личной непричастности» ныне здравствующих наших сограждан к преступлениям, как вековой давности, так и закономерно последовавшим за ними позднее. Разве не мы (речь идет, разумеется, не о каждом отдельном человеке, но о совокупности национального организма) состояли в Компартии, Комсомоле, пионерии и октябрятских звездочках с их обязательными клятвами верности «делу Ленина»? Разве не мы учились марксизму-ленинизму в вузах? Разве не мы декларировали свое безбожие (пусть даже иногда держа при этом «фигу в кармане»)? Разве не мы, изучая «историю» в советском изложении, хулили свв. Царственных мучеников? Разве многие не продолжают это делать и по сей день, несмотря на официальную их канонизацию, возлагая, например, на них вину в революции (как говорится, «с больной головы на здоровую)? Разве мы объединились вокруг Законных Наследников Престола и почитаем их должным образом? Разве не мы по сей день терпим имена цареубийц и прочих революционных палачей русского народа в названиях улиц, площадей и населенных пунктов? Разве не мы ностальгируем нынче по «счастливой жизни» в Совдепии? Разве не мы припоминаем ее «великие свершения», игнорируя грехи и беззакония?
Разве все это в совокупности не есть основание для личного покаяния каждого современного русского человека в своих грехах, как части тех преступлений, которые совершены нашим народом за последний век, а через это – достижения общенационального покаяния?
Нежелание каяться, подведение по это нежелание той или иной «идеологической базы» очень напоминает поведение грешника, совесть которого обличает его и подталкивает к примирению с Богом, но враг рода человеческого подкидывает основания для самооправданий: «да когда это было?», «другие еще хуже», «кто меня потом уважать будет?», «надо иметь гордость и самоуважение». Появление таких сомнений известно, наверное, всякому новоначальному христианину, но к спасению ведет не самооправдание, а искреннее покаяние.
Наконец, нужно отметить и чисто «практическую пользу» национального покаяния. Публичное признание Россией преступлений большевицкого режима, их полное и безоговорочное осуждение, автоматически выбьет «идеологическую почву» из-под ног наших западных «друзей и партнеров». Именно в случае нашего покаяния они потеряют всякую возможность навешивать на русский народ советские злодеяния и прикрывать свою русофобию мнимым антикоммунизмом. Признание же преступности и беззаконности коммунистического режима лишает легитимности, например, признание независимости государств, образовавшихся на территории Российской Империи, создание Украины из малороссийских и новороссийских земель и т.д.
Самое же главное в том, что искреннее покаяние вернет нам милость Божию, Его помощь и Его покровительство, и тогда станет возможным подлинное воскресение России. Вспомним, что говорил светильник Русского Зарубежья св. Иоанн Шанхайский: «Нашедшее на Россию бедствие является прямым последствием тяжких грехов и возрождение ее возможно лишь после очищения от них. Однако до сих пор нет настоящего покаяния, явно не осуждены содеянные преступления, а многие активные участники революции продолжают и теперь утверждать, что тогда нельзя было поступить иначе (теперь таким оправданием содеянных преступлений занимаются их идейные преемники – М.К.). Не высказывая прямого осуждения Февральской революции, восстания против Помазанника, русские люди продолжают участвовать в грехе, особенно когда отстаивают плоды революции, ибо, по словам апостола Павла, особенно грешны те, которые знают «что делающие нечто достойны смерти; однако не только делают их, но и делающих одобряют» (Рим. 1:32)».
Дни покаянья
«Сердце чистое созижди во мне. Боже...»
Кайся, Русь многострадальная,
Кайся, скорбная, печальная,
В преступленьях и грехах.
Кайся, сирая, убогая,
Вольнодумная, безбогая,
Обагренная в кровях.
Кайся, наглая острожница,
Кайся пьяная наложница
Самозванцев и жидов.
Кайся, кайся, посрамленная,
Целым миром осужденная
За разбой своих рабов.
Кайся, Церковь осквернившая,
Бога в ярости хулившая,
Блуд творившая с детьми.
Кайся в клятвопреступлении,
Кайся в зверском убиении
Царской праведной Семьи!..
Кайся, Русь порабощенная,
Обнищавшая, смущенная,
В преступленьях и грехах.
Кайся, кайся, босоногая,
Кайся, кайся, босоногая,
Юродивая, убогая,
Обагренная в кровях!
С.С.Бехтеев
1. Покаяние есть одно из семи таинств Единой Соборной Апостольской Церкви (синоним - исповедь).
2. Форма его и процедура совершенно ясно канонически определены.
3. Это Таинство (как - по-другому - и иные таинства)являет собою один из способов (ежели не кощунственно так выразиться)ИНДИВИДУАЛЬНОЙ связи человека с Богом - в данном случае ЧЕРЕЗ священника при посредстве другого Таинства - Священства.
4. При этом Таинство сие есть настолько сугубо интимно, что разглашение тайны покаяния (исповеди) вменяется священнику в тяжкий грех.
5. Учитывая изложенное - о каком "национальном покаянии", "публичном покаянии", "КОЛЛЕКТИВНОМ покаянии" может идти речь? Где в каноне Церкви, в апостольских правилах, в установлениях соборов что-то говорится о таковых?!... Чрез какого служителя клира будет передаваться это покаянное послание Господу - и в какой форме? Может быть, в виде газетной статьи в "Международной еврейской газете", где "глупые гоим" будут в очередной раз "каяться" в деяниях Юровского, Троцкого, Землячки и начГУЛАГа Бермана?..
6. Господь действительно постановил так, что каждый отвечает за свои личные грехи (что, как понимаю, вызывает у Вас смущение... Не смущайтесь. Господь справедлив) - из этого исходит и Таинство Исповеди (или Покаяния... Меня, кстати, не покидает подозрение, что Вы путаете однокоренные, но разные по смыслу слова - "Покаяние" и "раскаяние"). Посему призывы к коллективной Исповеди - то ли в духе Мартина Лютера, то ли - в духе какого-нибудь Жванецкого (вариант - Елены Боннэр)- суть либо результат недодумывания вопроса, либо - откровенное беснование.
Уж простите за резкие слова.
Т.е. Вы полагаете, что св. Иоанн Шанхайский (Максимович), св. Серафим Болгарский (Соболев), Митр. Антоний Киевский (Храповицкий), Патр. Алексий II, Митр. Иоанн Санкт-Петербургский (Снычев) и множество иных, говоритвших о необходимости национального покаяния, хуже Вас разбирались в том, что это такое?
- А я, г-н Кулыбин, не претендую на то, чтобы "разбираться" в данном вопросе.
Ибо он разобран и КАНОНИЧЕСКИ ОПРЕДЕЛЁН Единой Соборной Апостольской Церковью, воля коей является - по определению - Святой Волею Господа нашего Иисуса Христа.
И моё "мнение" (как и Ваше, как и перечисленных Вами выдающихся людей клира) пред Нею - НИЧТО. Прах земной.
А ежели "мнение" оных и "множества иных, ГОВОРИВШИХ", побуждает Вас сомневаться в существе и правилах таинств Церкви Христовой, то:
1) возможно, Вы неправильно поняли метафорические обороты перечисленных Вами служителей Церкви;
2) я бы, на Вашем месте, призадумался.
Назову и третий пункт, но прошу не отвечать на него публично, ибо он может ввести Вас в соблазн - чего доброго - уподобиться Лютеру, Кальвину, "православным" обновленцам 20-х годов и призвать к РЕФОРМИРОВАНИЮ Св. Таинств - т.е., прямо ступить на стезю, указанную князем мiра сего.
Именно:
3) как же Вы мыслите конкретные порядок и процедуру коллективной исповеди (покаяния), форму её осуществления (желательно - при сохранении установленной Церковью тайны Покаяния)? Ведь ежели человек предлагает нечто, он сначала должен хорошенько себе представить - что это такое и как это должно происходить? Как иначе?
Тем более, что если мы не знаем, КАК ЭТО КОНКРЕТНО ВЫГЛЯДИТ, - так, может, это давно уже осуществилось, только осталось для нас в тайне или мы этого не заметили?
Вы просто себе самому на этот вопрос попытайтесь последовательно ответить. С Божьей помощью да молитвою.
Не надо заниматься передергиванием. Совершенно очевидно, что национальное покаяние отлично по форме от покаяния личного - церковного таинства.
Если бы Вы потрудились заглянуть в толковый словарь, Вы могли бы узнать, что слово "покаяние" имеет не одно значение: "1. Добровольное признание в совершенном проступке, в своей ошибке. 2. Исповедь, признание верующим своих грехов перед священником. 3. Налагавшееся дореволюционным судом за некоторые преступления наказание". (Толковый словарь Д.Ушакова).
Очевидно, что святые и известные иерархи, когда говорили о народном покаянии, не имели в виду частную исповедь, о которой Вы тут беретесь столь богомудро вещать, а именно общенациональное "добровольное признание в совершенном проступке, в своей ошибке" с намерением, добавлю, таковых впредь избегать.
Так что вместо того, чтобы "законничать", начетничать и кидаться бессмысленными обвинениями, Вам бы стоило ("С Божьей помощью да молитвою!") вдуматься в слова святых.
- Толковый словарь СОВЕТСКОГО лингвиста Ушакова, который из трёх значений термина на первое место ставит не базовое, буквальное (оно у него идёт вторым нумером) - а метафорическое, переносное - это, конечно, авторитетище!
Но Вы-то в своей статье, рассуждениях, ссылках на авторитетных служителей Церкви говорите как православный человек? Апеллируете к православному сознанию?.. Или - к какому? К СЕ-КУ-ЛЯР-НО-МУ?..
Ну - да ладно. Я, значит, "начётничаю" и кидаюсь "БЕССМЫСЛЕННЫМИ обвинениями"?.. Так-так... Ну, "обвинений" никаких я Вам не предъявляю - я не прокурор, да и Вы - хороший человек: газету Вашу читаю с самого первого номера (с "эпохи гектографа" и т.п.).
А вот насчёт "бессмысленности" - уж извините... Давайте посмотрим на осмысленность ВАШЕГО призыва. Наличествует ли она вообще?
Итак, положим, Вы - как это несколько нечётко пояснили - употребляете слово "покаяние" в неком вторичном, небуквальном, образном смысле. По Ушакову-с.
Ладно. И вот тогда мой третий вопрос из прошлого сообщения будет как раз - очень даже - к месту: КАК ЖЕ ВЫ МЫСЛИТЕ ПРОЦЕДУРУ ОНОГО "ПОКАЯНИЯ"? КАКОВЫ ПРИЗНАКИ ТОГО, ЧТО ОНО СВЕРШИЛОСЬ, - И КТО СУДЬЯ?
Это особенно интересно в связи с тем, что круг приносящих таковое "покаяние" никак не определишь. Как и начало и конец процесса.
А может быть, это "ушаковское покаяние" уж давно завершено - а Вы всё к нему призываете...
Это напоминает мне игру Тома Сойера и Гекльберри Финна в разбойников. Том говорит: "А пленных мы должны закрыть в пещере и ждать выкупа!"... Гек спрашивает: "А что это такое - "выкуп"?", на что Том отвечает: "Да я и сам не знаю... Но так во всех книжках про разбойников написано!"...
Ушакова Том Сойер явно не читал, а вот Вы "труды" разнообразных либеральствующих потомков землячек, овсиенок, сванидзе и якиров, видать, иногда перелистывали: ВЕЧНО кающийся ПЕРЕД НИМИ русский народ, разрывающий на себе рубаху и ВЕТХОЗАВЕТНО взваливающий на плечи грядущих поколений вину НЕ СВОИХ предков - ЭТО ВЕДЬ ИХ ПРОГРАММА.
Не пора ли:
1) перестать пускать сопли перед ними,
2) приструнить их, как следует -
3) И СЕРЬЁЗНО ЗАНЯТЬСЯ ДЕЛОМ РЕСТАВРАЦИИ МОНАРХИИ В РОССИИ?
А? Я не прав?
Такое ощущение, что Вы вообще не читаете, что я пишу, а комментируете какие-то свои домыслы по поводу написанного.
Где Вы обнаружили у меня предложение каяться перед какими-то "ними"? Каяться надо перед Богом!
В чем каяться? В отвержении и убийстве Помазанника Божия, в нарушении Соборной клятвы 1613 года, в отказе от установленной Богом формы богоданной власти, в в разрушении храмов Божиих, в насаждении богоборчества, в доведении себя до полускотского состояния, попрания этим образа и подобия Божия (в этом вопросе общенациональное покаяние тесно смыскается с личным, церковным).
Как каяться? Деятельно - хранением верности Законным преемникам св. Царя-мученика, усилиями по реставрации монархии, откакзом от безбожия и иных атрибутов советчины, возрождением храмов, восстановлением исторической топонимики, общенародным возвращением церковной, русской не по одному названию жизни.
"Пора заняться делом"? Я лично уже четверть века издаю газету, делаю сайт, выпускаю книги и брошюры, организовываю конференции и круглые столы, выступаю с докладами. Пусть этого мало, пусть, по Вашему это "сопли перед ними". Но что серьезного сделали Вы, чтобы иметь право давать такие оценки моей работе?
Тогда, уважаемый Михаил, мы возвращаемся на круги своя...
1. Каяться перед Богом? Как ПРАВОСЛАВНЫЕ ЛЮДИ? Тогда - см. мои предыдущие сообщения - таковое ПОКАЯНИЕ может иметь форму:
а) ТАИНСТВА Единой Святой Соборной Апостольской Церкви (и свершаться по правилам оного);
б) ЛИЧНОГО, ИНДИВИДУАЛЬНОГО разговора с Господом ("факультативный вариант", так сказать, - простите за несколько развязную для сего контекста терминологию).
2. Ничего общего с коллективностью, общенациональностью, соборностью эти действа не имеют.
3. Даже если каждый член русского православного сообщества прибегнет к перечисленным действам - ни Вы, ни я об этом ничего узнать не сможем - в силу их потаенного, интимного характера. И таким образом, свершилось ли "национальное "покаяние" - не свершилось ли, это так и останется для нас тайной.
4. Отвечать за деяния прошлых поколений - это не новозаветный, а ветхозаветный, архаичный подход. Он несправедлив.
5. Отвечать же за зло, свершенное лицами, не имеющими ничего общего ни с Православием, ни с русскими; каяться за изуверские злодеяния исконных врагов Церкви Христовой, служащих сатаны - и ИМЕННО ИХ (а не наших) ПРЕДКОВ - это безумие. Как раз, то безумие, к коему нас и толкают служители зловещего числа DCLXVI (у которых оно "на рожах написано").
6. Но ежели Вы условно называете "покаянием" то, что перечислили в предпоследнем абзаце Вашего сообщения, - целиком и полностью присоединяюсь.
7. Вашу работу на благо Самодержавия, России и русской нации знаю и ценю её высочайшим образом!
Низкий поклон Вам за Ваши дела, за Вашу газету и многое другое!
Газета на сегодняшний день по всей линии нашего Фронта - пожалуй, самая лучшая.
8. Я тоже вношу мой скромный вклад в наше Общее Дело. По возможностям.