Первая ласточка
Завершающийся 2014 год ознаменовался поистине беспрецедентным событием для российских монархистов и сочувствующих: снят документальный фильм о выдающемся русском мыслителе, писателе и публицисте, идеологе Народной Монархии Иване Лукьяновиче Солоневиче.
Полнометражная лента «Последний рыцарь Империи» (режиссер Сергей Дебижев, продюсеры Алексей Тельнов и Михаил Скигин) уже демонстрируется на больших экранах. Премьерные и специальные показы в Санкт-Петербурге, Москве, Минске, Екатеринодаре, Самаре, Ессентуках, Кенигсберге собирали внушительную (особенно для документальной картины) аудиторию – по 300-400 человек.
Премьера в Первопрестольной намечена на декабрь, но некоторые столичные СМИ уже отметились рецензиями (о ведущих петербургских и говорить не приходится).
Больше всего показов было, конечно, в Северной столице. Президентская библиотека, Константиновский дворец, Санкт-Петербургская студия документальных фильмов, кинотеатры «Родина» и Чайка» - на всех этих площадках после просмотра разгорались серьезные дискуссии о судьбах Отечества, о Монархии, о патриотизме и новой геополитической ситуации в мире. Фильм о человеке, который ушел в мир иной более 60 лет назад, оказался необычайно актуальным. Таким, собственно говоря, остается и творчество Солоневича.
Но фильм – не просто биографический. Это рассказ о том, что происходило с начала ХХ века с Россией да и со всем миром на примере одной человеческой судьбы. Беспрецедентным фильм можно назвать еще и потому, что «монархизм» в нем не просто историко-биографический (пусть и не много, но ряд вполне профессиональных картин такого рода уже есть). «Последний рыцарь Империи» - это фильм-памфлет, декларирующий (чтобы не сказать пропагандирующий) актуальность монархической идеи для России.
Не случайно картину высоко оценили представили монархического движения страны. Вот, например, что говорит Старшая Соратница-Руководительница Российского Имперского Союза-Ордена Ирина Федорова (урожденная Ржевская), кстати, крестная дочь Татьяны Дубровской, супруги Всеволода Дубровского, второго редактора газеты «Наша страна», основанной Иваном Солоневичем:
«Как потомок первой волны эмиграции (мои дедушка, бабушка и отец с братом эвакуировались из Ялты вместе с Белой Армией) сердечно благодарю режиссера и всю команду за уникальный фильм. В эмиграции Иван Солоневич был настоящим героем. Не было семьи, у которой на книжной полке не стояли бы книги «Народная монархия» или «Россия в концлагере». Очень многие им восхищались и с нетерпением ждали следующей статьи или книги. Были и такие, кто с ним не соглашался, спорил, вел активную полемику. Но все его знали. Идеи Ивана Солоневича не только были центром дискуссий, но и являлись источником вдохновения для молодого поколения монархистов. Так что его можно назвать героем русской эмиграции. Кстати, в фильме очень хорошо показано широкое рассеяние русских беженцев – от Берлина и Белграда до Парижа и Буэнос-Айреса – куда только судьба не забросила русских, и всюду были основаны церковные общины, музеи, общественные и просветительские организации. К несчастью, часто не было единства, происходили междоусобицы и разногласия, но идейное наследие русской эмиграции актуально по сей день, что и подтверждает фильм об Иване Солоневиче».
Весьма содержательное обсуждение состоялось на спецпоказе в Москве – в одном из крупнейших аналитических центрах страны – Российском институте стратегических исследований. Директор РИСИ Леонид Решетников вспоминает: «В 1990 году в журнале «Наш современник» под названием «Дух народа» были впервые опубликованы в России отрывки из книги Ивана Солоневича «Народная монархия». Это было событие! Я – начальник отдела в управлении внешней разведки, подполковник – и мне звонит по оперативной связи сам руководитель генерал-лейтенант Шебаршин. «Леонид, ты прочитал это?». Да, отвечаю. «Вот что надо нашему народу». После этого я долго копался в архивах, чтобы узнать как можно больше о Солоневиче. В результате под псевдонимом Олег Алексеев опубликовал статью в приложении к «Литературной России». Такие вот воспоминания навеял этот фильм».
Один из лидеров сопротивления в Новороссии Игорь Стрелков отмечает: «Народная монархия» Солоневича – это та живая струя, которая дошла до России и которая и сейчас жива. В этом, по-моему, и был смысл его жизни. Он победил, его мысли в новый переломный момент русской истории востребованы. У нас сейчас 14-й год, скоро 17-й, что нас ждет? На мой взгляд, фильм служит популяризации мыслей Солоневича и должен быть везде показан. Солоневича нужно читать, читать и читать. Надо заставлять читать его и наших чиновников, которые ничего не знают о нашей истории. И сегодня и «Народная монархия», и фильм востребованы как никогда».
«Я прочитал «Народную монархию» 45 (!) лет назад. Посмотрел фильм и захотелось перечитать», - говорит настоятель храма святителя Митрофана Воронежского на Хуторской в Москве протоиерей Дмитрий Смирнов. А значит свою главную задачу – привлечь внимание к народно-монархическим идеям Солоневича – фильм успешно выполняет.
Главным консультантом и автором закадрового текста фильма выступил заместитель редактора газеты «Монархист», автор книги «Гражданин Империи. Очерк жизни и творчества Ивана Лукьяновича Солоневича» Игорь Воронин. «Фильм получился полнометражный, 82 минуты, это нетипично для современной кинодокументалистики. Но даже при таком хронометраже многое не вошло в картину. Слишком яркая и насыщенная биография у нашего героя. Например, не прозвучало имя авиаконструктора Игоря Сикорского, который разделял народно-монархическую идеологию Солоневича, и поддерживал его труд и морально, и материально. Не отражены ряд интереснейших дискуссий с представителями правого лагеря русской эмиграции. Сильно сокращено описание лагерной и «свободной» жизни в СССР. Не удалось коснуться и непростых отношений с Династией. Ведь Солоневич резко критически относился ко многим позициям Императора в изгнании Кирилла Владимировича, и особенно части его сторонников – младороссов. В то же время он твердо поддерживал и был настоящим верноподданным его сына – Государя Владимира Кирилловича».
Этот же момент отмечает, кстати, и директор Канцелярии Главы Российского Императорского Дома Александр Закатов: «Фильм мне в целом понравился. Но считаю, что дополнения о таком принципиальном для монархиста вопросе могли бы быть внесены. Для оценки монархического деятеля это в самом деле важно. Ведь говорится же о конфликте с РОВСом. И не говорится о том, что с классическими монархистами-легитимистами, верными Государю Кириллу Владимировичу, у Солоневича тоже поначалу были сложные отношения. Взаимные подозрения и различия в подходах к возможности эволюции советского строя породили жесткую полемику. Но постепенно Солоневич приходит к убеждению, что монархия может быть восстановлена только на основе исторического закона о престолонаследии и выступает в защиту легитимизма, даже если не во всем согласен со взглядами Главы Императорского Дома».
Публицист и общественный деятель Александр Дугин говорит: «С Сергеем Дебижевым мы знакомы очень давно. И должен сказать, что и в те времена, когда вышел его знаменитый фильм «Два капитана – 2» он был консерватором. А относительно «Последнего рыцаря Империи» хотелось бы сказать вот что. Фильм показывает, насколько патриотизм может быть красивым, эстетичным, «вкусным». Ведь помимо идеологической составляющей это – произведение искусства! Такие фильмы обязательно нужно показывать нашей молодежи».
Чтобы охарактеризовать художественные достоинства фильма уместно привести цитату из обзора программы международного фестиваля «Послание к человеку» известного кинокритика Сергея Шолохова (опубликовано в газете «Аргументы недели»):
«Среди фильмов фестиваля был один, который стал художественным открытием личности человека, которого судьба-злодейка занесла из благословенной Царской России в одинокий домик у моря в стране Уругвай. Это русский мыслитель Иван Солоневич, фильм о котором «Последний рыцарь империи» снял режиссер Сергей Дебижев. Чтобы фильм не был скучным, режиссер подчеркивает черты от Остапа Бендера в своем герое. Зарабатывая на жизнь после революции на юге России – то создавая артель рыбаков, то участвуя в атлетических поединках бродячих цирков (выступал вместе с Поддубным!), он в конце концов оказывается в лагере, заключенные которого строили Беломорско-Балтийский канал. Но, «втерев» начальству идею проведения вселагерной спартакиады, он, имея «вездеход», бежит с семьей в Финляндию по болотам и топям. Там он пишет труд «Россия в концлагере», который пользовался большой популярностью среди всех антисоветчиков... Последнего теоретика монархизма в России режиссер Сергей Дебижев назвал «последним рыцарем». Но при этом пообещал, что приступает к подготовке игрового фильма об этом уникальном человеке. Уверен, фильм может получиться просто сказочный, какие только удивительные судьбы ни бросал на наковальню истории ХХ век».
Режиссер Сергей Дебижев говорит, что как раз с идеи игрового фильма все и началось, а именно речь шла (и идет сейчас) об экранизации книги Солоневича «Россия в концлагере». Однако, поразмыслив, продюсеры и режиссер решили, что сначала надо познакомить как можно большее число людей с биографией главного героя. И, надо признать, им это уже удается. Если же документальный фильм дойдет и до телеэкрана (а интерес со стороны ведущих российских каналов уже есть и переговоры ведутся), задача будет решена на пять с плюсом. Кроме того, достигнута договоренность с некоторыми кинотеатрами Москвы и Петербурга о прокате фильма, а это для документального кино по нынешним временам большой успех. Так или иначе, а весной 2015 года Дебижев предполагает начать работу над художественным фильмом.