Диктатура и Монархия
(Окончание. Начало в №111)
Эта «укорененность в нации» возможна, конечно, только при условии непрерывности Династии. В самые далекие времена это требование остро ощущалось всеми. Приведем тут пример Земского Собора 1613 г., призвавшего на царство Род Романовых.
Собору предстояла задача восстановить управление страной после Смутного Времени. На принципе монархического образа правления сходились все. Но надлежало определить, кому же быть Царем. В кандидатах недостатка не было. И вот Собор постановляет, что «если избрать Царя – вовек не будет Царя». Источник власти Царя – его рождение, а не народное избрание. Поэтому Собор озаглавливает свою грамоту «призванием», а не «избранием» на Царство.
Коллективной автор Грамоты этим показывает, как понимал он свою роль. Надлежало не избрать Царя, а только определить на кого, в порядке наследования, падает очередь занять Престол.
В своем стремлении найти ближайшего родственника последнецарствующих Царей, Собор остановился на ближайшем родственнике их по женской линии, внучатом племяннике первой жены Иоанна Грозного, Царицы Анастасии. Его отец (будущий Патриарх Филарет) царствовать не мог, будучи пострижен в монахи.
Это включение потомства по женской линии в царствующую Династию характерно для русского династического права. Ключевский указывает, что уже в Суздальский период зачастую случалось, что удельный князь завещал свой удел дочери (за неимением сыновей). При браке этой дочери, потомству от этого брака принадлежало качество членов династии, полученное от деда через посредство матери. Подобный случай был и позже, в XVIII веке. Потомство Петра Великого по женской линии, в сознании всей России, было причислено к Роду Романовых.
Сама редакция Грамоты 1613 г. ярко иллюстрирует эти соображения: «Вся Русская Земля, даже до ссущих младенцев, кричаше и вопияше, что быть на Московском, Великия, Малыя и Белыя Руси и проч. Престоле (приводится полный титул Московских Царей) Великого Августа, его благоцветущего корени (по преданию род Рюриковичей возводился к Августу Кесарю), Рюрика, Игоря, Святослава и т. д. (приводится вся родословная Рюриковичей вплоть до Федора Иоанновича) – сродственнику Михаилу Федоровичу Захарьину-Юрьеву» (тогдашнее именование Рода бояр Романовых).
Последовательность наследования в Российской Империи предусмотрена так наз. «Основными Законами», изданными Императором Павлом I в 1797 году. По этому закону Престол переходит по наследству от отца к старшему сыну, а за неимением сыновей к старшему из братьев, за неимением таковых к старшему из братьев предшествующего Императора и т. д.
В случае исчезновения всего мужского потомства, Престол переходит лицу женского пола, наиболее близкому к последнецарствовавшему Императору, а за неимением таковой к ближайшей наследнице «Императора Родоначальника», т. е. последнего царствовавшего Императора, от которого сохранилось живое потомство.
После преступного убийства в Екатеринбурге, в 1918 году, Императора Николая II и Его потомства, и убийства, несколькими днями раньше, Вел. Кн. Михаила Александровича, не осталось, в живых никого из потомства Императора Александра III. (Дочери последнего теперь тоже скончались). Императором Родоначальником стал Император Александр И. Его второй сын, Вел. Кн. Владимир Александрович, скончался в 1909 году. Очередным Главой Династии стал его старший сын – Вел. Кн. Кирилл Владимирович, в 1924 году принявший на Себя титул Императора, тем утверждая свое качество очередного носителя династического начала.
Следующий за ним, после Его кончины в 1938 году, Сын, ныне здравствующий Вел. Кн. Владимир Кириллович, удовольствовался титулом «Главы Императорского Дома», сохраняя, притом, за Собой, все права Императора.
Неизменяемость порядка Престолонаследия утверждается присягой приносимой всеми членами Императорской Фамилии в день достижения совершеннолетия, на то, что они будут всегда соблюдать этот порядок и «требовать от других его исполнения». Царствующий Император повторяет эту присягу во время своего коронования.
Дабы устранить всякое колебание в порядке престолонаследия после Себя, Вел. Кн. Владимир Кириллович опубликовал в 1969 году «Династические Акты», в которых поименно указал лиц, которые должны последовать за Ним в порядке установленном Основными Законами.
Отметим, что у Вел. Кн. Владимира Кирилловича нет сыновей, а единственная Дочь – Великая Княжна Мария Владимировна. Соблазн мог быть велик, решить, что революция 1917 г. смела все законы Империи, теперь уже покрытые давностью, что надо держаться « д у х а» а не « буквы » закона и т. д. Такое рассуждение позволило бы передать наследование, непосредственно за Собой, любимой дочери, помимо живых еще сегодня 8-ми «Князей Императорской Крови» (мужских членов Династии).
Великий Князь Владимир Кириллович не поддался такому соблазну, показав глубокое понимание самого духа Закона о Престолонаследии и верность принесенной Присяге.
Изданные в 1969 году Династические Акты гласят: «Отнюдь не нарушая порядка Престолонаследия предусмотренного Основными Законами Российской Империи, Я объявляю, что в случае Моей кончины, Моя Дочь, Государыня Великая Княжна Мария Владимировна, становится Блюстительницей Российского Императорского Престола, со всеми правами и функциями, связанными с этим Достоинством, для служения России и охранения Нашей Династии от всяких посягательств, откуда бы они ни исходили».
«Когда же право наследия Престола, после кончины последнего из мужеских Представителей Династии, неизбежно перейдет в женскую линию, тогда Государыня Великая Княжна Мария Владимировна, Блюстительница Престола, станет Главой Императорского Дома Романовых».
Таким образом непрерывность Династии обеспечена теперь на долгое время вперед. Вследствие этого восстановление на Российском Престоле Исторической Династии стало практически возможно. Это отнюдь не было обеспечено заранее. Могло случиться, что все до единого Члены Династии погибли бы в страшные годы революции. В том факте, что часть Династии осталась в живых, мы не можем не видеть действия Промысла Божия, хранящего Россию.
Мы так пространно остановились на этом вопросе потому, что существует мнение, по которому, по восстановлении Монархии в России, Престол не обязательно должен достаться Роду Романовых и даже если достанется ему, то не обязательно Лицу, предусмотренному Основными Законами, которые, дескать, устарели, сметены революцией и покрыты давностью. Согласно этому мнению, будущий Император должен быть избран Земским Собором (который некоторые называют Учредительным Собранием, что все равно).
Тут-то и уместно вспомнить о Соборе 1613 года. «Если выбрать Царя, вовек не будет Царя»! Действительно: очередной монарх черпает свое право от предыдущего. Но как быть с первым в Династии? Он ни от кого не черпает своего права, он не наследственный монарх.
Сторонники избрания Собором часто считают, что Царь становится «Богоданным» через Св. Миропомазание. Тут имеет место смешение понятий. Источник естественного права смешивают с благодатным актом, которым Церковь преподает Царю особые дары Святого Духа и благословение Божие.
Юридически (да и фактически), новый Царь становится таковым в самый момент, когда его предшественник испускает последний вздох. Причем по нашему обряду новый Император сам на себя возлагал Корону, знаменуя этим, что никто на земле не передает ему власть. В наших, Российских условиях, второй половины XX столетия, установление новой Династии особенно затруднительно. Действительно, основатель династии – сам попросту диктатор. Он не обладает бесспорностью власти и ему грозят все опасности, грозящие всякой диктатуре. Россия, пережившая 50 с лишним лет постоянной диктатуры, не может не отбросить такую попытку ее восстановить, даже прикрывая ее горностаевой мантией Империи.
И еще одно соображение: сторонники избрания Земским Собором по существу не монархисты, а демократы. Источник власти они видят во всенародном голосовании (или в избрании учреждением происходящим от такового), но ведь это и есть власть всех или демократия, как ее назвал Аристотель. Династичный Монарх имеет источником Своей власти самый факт своего рождения в известной семье, в известном порядке, т. е. в факте не зависящем ни от кого в государстве, а только от судьбы, скажут неверующие, или Воли Божией, скажут верующие к какой бы религии они ни принадлежали. Это и есть «Царь Божией Споспешествующей Милостью», как выражается титул наших Царей и Императоров.
С нашей, христианско-монархической точки зрения нам надлежит благодарить Провидение, что Оно, через все ужасы революции, сохранило среди живых Главу Династии, жившей с Россией на протяжении веков. На Нем, для нас монархистов, «свет клином сошелся».
Вопреки широко распространенному мнению, Царский Сан отнюдь не требует от его носителя каких-нибудь исключительных качеств, никакой гениальности, чего, конечно, не гарантирует биологически даже рождение в гениальной семье.
Практика управления, требующая особых качеств, вполне может быть осуществлена компетентными государственными деятелями. Роль Царя – общее направление политики, сообразно с характером народа, контроль учреждений и арбитраж согласно требованиям морали присущей данному народу. Ко всему этому его, лучше всех других, приготовляет укорененность Династии в Народе, живая Семейная Традиция.
Недавно умерший бельгийский государственный деятель Спаак, как-то в интервью, на вопрос журналиста, какие именно качества, по его мнению, должен иметь государственный человек, ответил: «По моему мнению, государственный человек совсем не должен обладать исключительным умом! Гораздо важней для него умение принимать решения и потом проводить их в жизнь». Это-то свойство особенно развивается в членах Династии.
Не будем закрывать глаза на действительность. Актом восстановления Монархии в России, все лежащие перед Монархией задачи еще далеко не будут разрешены. Останется сделать еще многое: очистить народ от всех тех нечистот, которые успела накопить коммунистическая диктатура, построить новые учреждения, обеспечивающие государственный, социальный и экономический строй монархии будущего. Все это – дело постепенной, длительной эволюции и может продлиться многие десятилетия. Это уже дело будущих, ныне молодых поколений России. Поэтому автор этих строк почтительно посвящает их
Надежде будущей России, нашей Царевне, Великой Княжне Марии Владимировне.
«Возрождение» (Париж), № 239, сентябрь-октябрь 1972 года