Призрак бродит по России

Перефразируя небезызвестного классика-русофоба, можно сказать: «Призрак бродит по России – призрак монархии». Впрочем, радоваться пока рано пока речь идет только о слове, а не о его подлинном наполнении. При этом интересен уже сам тот факт, что слово «монархия» все чаще попадает в сферу общественной дискуссии.

Большой резонанс вызвало недавнее выступление лидера ЛДПР Владимира Жириновского, который на митинге в Севастополе по случаю 5-летия воссоединения Крыма с Россией призвал восстановить монархию. «Как Севастополь и Крым вернулись к родным берегам, давайте мы вернемся к родному политическому режиму. А таким родным политическим режимом является монархия», - заявил он.

Подчеркнув, что ни одна страна в мире не переживала такого катастрофического падения в ХХ век, как Россия, Владимир Жириновского сказал: «Вы посмотрите, какие государства в Европе самые богатые и культурные. Те, где монархический режим, - Швеция, Норвегия, Дания, Голландия, Бельгия. А где ложь, бардак, фашисты, нищета, желтые жилеты, забастовки, кровь? Там, где республика, - Франция, Греция, Португалия и так далее». Он отметил, что монархия - режим, который Россия выстрадала, и он для страны является предпочтительным, а «там, где республика, выборы, партии, - конец этой стране».

Можно сколько угодно смеяться над «сыном юриста», но что он всегда умел, так это «держать нос по ветру» и «катать пробные шары», оценивая реакцию общества на разные, порой самые диковинные идеи.

А вот еще одно любопытное событие. Константин Малафеев, «православный олигарх», глава Общества развития русского исторического просвещения «Двуглавый Орел» (декларирующего монархические позиции) вступил в вступил в «Справедливую Россию». Намечается внеплановый съезд, на котором планируется внести поправки в устав, упрощающие объединение «с патриотическими партиями». Сам Константин Малафеев, который «придет со своей командой», может быть избран зампредом новой структуры.

Здесь интересно все: и интерес «справоросов», по сей день заявляющих о социалистической ориентации, к «монархическому уклону», и истерическая, казалось бы, совершенно не соразмерная событию, реакция либеральных и коммунистических СМИ на происшествие. «Эксперты» рассуждают о появлении «национал-социалистов», грозят «покоричневением» Госдумы, пророчат «поправение» политической среды.

Оппозиционная пресса – самого разного толка – в последнее время вообще взяла за моду пообсуждать «подготовку России к восстановлению монархии». На роль «императора» прочат, разумеется, Владимира Путина, «предавшего демократию» и создавшего «новый тоталитаризм» (в либеральном варианте) или «игнорирующего волю трудовых масс» и готовящегося в возрождению «царской империи» (в коммунистическом).

Фоном ко всему этому служат заявления самых разных «медиа-персон» - от общественных деятелей до художников и артистов о симпатиях к монархии и благотворности ее восстановления.

Разумеется, ни обольщаться, ни радоваться, ни делать далеко идущие выводы о грядущей реставрации из этих событий не следует. По той простой причине, что подавляющее большинство людей, которые берутся сейчас поговорить о монархии – начиная с Владимира Жириновского и заканчивая «медийными» знаменитостями – элементарно не представляют себе, что это такое. Причем характерно это как для тех, кто рассуждает о ней в позитивном свете, так и для критиков. Пока это тот самый «призрак», который «бродит».

Однако определенный интерес этот политический тренд представляет. Прежде всего, в том отношении, что слово «монархия» и идея ее восстановления перестали быть табуированной темой, уделом полусумасшедших маргиналов, говорить о которой в «приличном обществе» не комильфо. Напротив, по-разному – положительно, с иронией, скептически, враждебно – ее обсуждают сегодня в прессе, Интернет-ресурсах, блогах в соцсетях и пр. Разумеется, преобладает негативный спектр реакций, но после 70 лет большевицкой промывки мозгов и либеральной политики формирования «каши в головах», ничего другого ждать и не приходилось. Важно другое: о монархии, как одной из альтернатив будущего России, заговорили.

Посещения Престолонаследниками разных регионов страны по официальным приглашениям властей перестали быть сенсацией. Это, конечно, не очень хорошо в смысле широты освещения этих событий в прессе, но прекрасно с точки зрения того, что в общественном сознании эти визиты стали явлением нормальным, совершенно естественным. Слово «Императорский» приобрело позитивное звучание. И вот уже власти города Старая Русса в Новгородской области сами просят Главу Дома Романовых Великую Княгиню Марию Владимировну о даровании статуса «Императорского курорта». А крупные мероприятия в общественной и культурной сферах просят Государыню о присутствии или хотя бы приветственном послании.

Изменения заметны даже на бытовом уровне. Когда говоришь, что ты монархист, на тебя окружающие уже не смотрят, как на какую-то диковинку, не спрашивают, почему не в мундире царских времен и без топора на кушаке. Скорее наблюдается позитивный интерес, интересуются взглядом та те или иные события истории и отношению к происходящему сегодня.

А значит труды всех, кто так или иначе будировал эту тему не пропали даром. И речь идет вовсе не только о «профессиональных» монархистах (увы, наша роль и слышимость нашего голоса по-прежнему очень невелики). Свою лепту вложили православные общины, казачьи объединения, сословные организации, просветительские общества, благотворительные фонды и многие другие силы, подтачивающие миф о «кровавом царизме» и «реакционном строе». Не ударной агитацией, а просто правдивым рассказом, какой была на самом деле Императорская Россия.

Сегодня же перед монархистами встает гигантская задача, грандиозная в своем историческом масштабе: теперь, когда слова «монархия» пугаться перестали необходимо сформировать в обществе понимание о том, что она собой представляет – пусть схематически, в самых общих чертах, но дать о ней верное представление.

Тогда, возможно, русская история пойдет путем, описанным индийским деятелем Махатмой Ганди: «Сначала тебя не замечают, потом над тобой смеются, затем с тобой борются. А потом ты побеждаешь». Хочется верить, что сейчас мы на границе между вторым и третьим этапом, а если так, то есть шанс, с Божией помощью, дойти и до этапа четвертого. Буди, буди!