«Забытая» годовщина
Завершился год 100-летия начала Русской Катастрофы – годовщина «бескровного Февраля» и «Великого Октября». От этого года многие ждали тектонических сдвигов в идеологическом оформлении существующего правящего политикума – в смысле дальнейшего отхода от советчины и возвращения на русский путь развития. Сегодня, подводя итоги, можно констатировать, что, хотя надежды и сбылись лишь в очень малой мере, определенные перемены и во власти, и в общественном сознании все-таки происходят. Но, обо всем по порядку.
Начало года, кажется, оправдывало надежды. В феврале Патриарх Кирилл впервые совершенно безоговорочно назвал не только богоборческие гонения, но именно революцию (а коль скоро дело было в феврале, нетрудно догадаться, что имелся в виду не только «Великий Октябрь») – величайшим преступлением в российской истории.
Наместник Сретенского монастыря Москвы епископ Егорьевский Тихон (Шевкунов) тогда же подчеркнул, что современные власти России должны дать нравственную оценку революции и послереволюционному периоду. «Национальное примирение в исторической ретроспективе – невозможно, мы не можем из нашего времени примирить тех, кто воевал между собой 100 лет назад. Но мы можем и должны осознать, что Россия у нас у всех одна и строить и развивать ее дальше в условиях внутринационального противостояния – неэффективно, да и попросту невозможно», - отметил он.
В то же время, как подчеркнул владыка, нельзя просто забыть годы гонений на Церковь, уничтожения людей по социальному признаку, массовые репрессии против невиновных. «Мы, Церковь, постоянно напоминаем людям о подвиге святых Новомучеников и Исповедников Российских, даем четкую нравственную оценку произошедшим трагическим событиям. Считаю, что то же самое должна сделать и власть. Мы вступили в юбилейный год 100-летия революции, думаю, в связи с этим мы услышим серьезные заявления на эту тему от высокопоставленных лиц», - заявил епископ Тихон.
К сожалению, этим надеждам суждено было сбыться лишь в слабой мере. Высшие власти страны не рискнули ясно и недвусмысленно откликнуться на призыв Церкви. Однозначного и безоговорочного осуждения революции из уст первых лиц государства так и не прозвучало. То есть идеологически власть продолжает пытаться остаться «над схваткой» тех, кто стремится вернуть страну на русский путь развития и тех, кто пестует и распространяет метастазы советчины. Возможно, причиной тому выборы 2018 года и стремление не терять «электоральную массу».
В то же время, власть достаточно четко дистанцировалась от тех, кто призывал «широко отпраздновать юбилей революции». Пресс-секретарь президента России Владимира Путина Дмитрий Песков недвусмысленно заявил, что Кремль отмечать «Великий Октябрь» не намерен. «А в связи с чем это нужно праздновать?», – задал встречный вопрос он.
В годовщину Октябрьской части революции Патриарх вновь выступил с ее обличением. «Революции всегда претендуют на создание нового человека, стремятся сломать традиционное, христианское в нем – «перековать» человека. Отсюда борьба революционеров с традицией, религией, культурой. Но это тупиковый путь, он ведет к отрицанию и дроблению. Революции совершаются на отрицании, на сломе. А стремление к вечной жизни ничего не отрицает, но все пронизывает собой. Это – стремление к любви и к Богу», - отметил он.
Самым высокопоставленным лицом, давшим негативную оценку революции, стал спикер Госдумы Вячеслав Володин. Он, в частности, заявил: «Недопустимо романтизировать революции и героизировать людей, свергающих законные правительства, обрекающие свои народы на бессмысленные страдания». И еще: «Революция – это кровь, это бесчисленные переломанные судьбы, трагедии семей, оказавшихся по разные стороны баррикад. Это всегда разрушения, после которых нескольким последующим поколениям приходится «залечивать раны» и восстанавливать страну». Впрочем, сопровождалось это дежурными оговорками о достигнутых, несмотря на это, «великих достижениях» и недопустимости «огульного очернения».
Добавим, что сам Владимир Путин почтил своим присутствием открытие в Крыму памятника такому известному контрреволюционеру, как Император Александр III. В планах было и посещение аналогичной церемонии по случаю установки монумента еще одному борцу с революционной заразой – премьер-министру Российской Империи Петру Столыпину в Челябинске, но визит по каким-то важным причинам был отменен в последний момент. Кроме того, президент побывал на открытии мемориала жертвам большевицких репрессий «Стена скорби» в Москве. Там он заявил, что последствия репрессий ощущаются до сих пор, им подверглись целые сословия и народы, рабочие, крестьяне, инженеры, военачальники, священники, государственные служащие, ученые и деятели культуры. «Репрессии не щадили ни талант, ни заслуги перед Родиной, ни искреннюю преданность ей. Каждому могли быть предъявлены надуманные и абсолютно абсурдные обвинения», - заявил глава государства и добавил, что сама память, четкость и однозначность позиции в отношении этих мрачных событий «служит мощным предостережением к их повторению».
То есть власть как бы дает посыл обществу о неприемлемости почитания «революционных достижений». Направление, куда надо двигаться тоже демонстрируется, например, открытием памятника основателю русской православной государственности – святому равноапостольному Великому Князю Владимиру Крестителю, на котором Владимир Путин также побывал (кстати, ни на одном открытии мемориалов «героям революции» он замечен не был). То есть, похоже, что власти понимают, что для обеспечения нормального развития страны, нужно восстановить связь с погубленной 100 лет назад Русской государственностью, но от прямых и недвусмысленных заявлений в этом смысле первые лица государства пока уклоняются.
При этом центр, к сожалению, ограничивается посылами и намеками. А для России, с ее историческим менталитетом, этого совершенно недостаточно. Поэтому, наряду тяжелым уроном, нанесенным русскому общественному сознанию 70 годами большевицкого идеологического гнета, реальная работа по очистке мозгов идет очень медленно. Поэтому же местные власти, не получающие внятных указаний, осуществляют нелепые идеологические метания, в меру собственных воззрений и представлений о том, чего хочет центр.
Конечно, от властей страны хотелось бы большего, но и озвученной позиции оказалось достаточно для того, чтобы планы грандиозного всероссийского беснования по случаю «юбилея Великого Октября», которые декларировались идейными и духовными последышами большевиков, закончились фактически пшиком. Ни стотысячных демонстраций, обещанных КПРФ, ни массовых «праздничных митингов». Даже в самых больших городах «чествовать революцию» собиралось лишь по нескольку тысяч человек. Абсурдность «отмечания» довершил «праздничный прием КПРФ по случаю 100-летия революции» в отеле «Ренессанс Монарх» (!).
Конечно, конференции, круглые столы, вечера памяти и т.п. прошли по всей стране, ибо процесс очистки замусоренных мозгов – дело небыстрое. Но по сути дела «празднование юбилея революции», прошедшее на уровне общественных инициатив, наглядно продемонстрировало идеологическую маргинализацию коммунистических идей в современной России. О маргиналирзации политической, к сожалению, пока речь не идет. Но надо понимать и использовать тот факт, что политические дивиденды наследники большевиков получают не благодаря своей идеологии, а исключительно паразитируя на «патриотическом тренде» и социальной демагогии. Хочется надеяться, что острая конкуренция в этих нишах приведет после выборов 2018 года к сокращению поголовья членов КПРФ в Госдуме и региональных законодательных собраниях.
В то же время, в последнее время появилось ощущение, что русский православно-национальный идеологический концепт пока, к сожалению, никак политически и организационно не оформленный, становится все более востребованным в обществе.
Интересным показателем в этом смысле стала борьба православной общественности с прокатом провокационного фильма Алексея Учителя «Матильда». Сам предмет приложения усилий – несколько сомнительный и, надо признать, что, не будь вокруг ленты стольких скандалов, интерес к ней был бы заметно меньше. Об этом справедливо говорили Глава Дома Романовых Великая Княгиня Мария Владимирова и авторитетные архиереи Русской Церкви. По их мнению, необходимо было четко высказать позицию о том, что картина – лживая и кощунственная, что православным людям и тем, для кого позиция Церкви не безразлична, смотреть ее не следует, но не нужно было пытаться официально добиться запрета фильма, поскольку это только подогреет интерес к нему.
Но сейчас хотелось бы отметить другое. Когда протест только начинался, большинство было уверенно в полной его бесплодности, ожидалось, что возмущение православных традиционно уйдет «в свисток», не дав никаких результатов, кроме ощущения самих протестовавших, что они сделали все, что могли, чтобы не допустить кощунства.
Однако на сей раз результат был иной. «Матильда» была все-таки официально запрещена к показу в ряде регионов. Против ее демонстрации выступили известные представители иных исповеданий. Некоторые сети кинотеатров отказывались брать ленту в прокат по идейным соображениям. В ряде городов стартовали просветительские публичные акции, призванные правдиво показать взаимоотношения Николая IIи его супруги. При этом, несмотря на скандалы и информационный шум в бульварной прессе, прокат картины провалился – доход от показов не составил и половины ожидаемого.
И это – реакция на проблему сравнительно узко-религиозную, узко-монархическую, узко-историческую. Все это говорит о том, что в общественном сознании происходят некие сдвиги, люди не желают глумления над своими настоящими святынями. Большего того – эти настроения граждан уже начинают оказывать непосредственное влияние на власть предержащих разных уровней.
Активизировалась работа общественных организаций православно-национального направления. Идет борьба за возрождение исторической топонимики. Развиваются просветительские программы. Особенно интересен тренд на демаргинализацию православно-монархической идеи. В своих симпатиях к ней начитают признаваться представители властных структур. В качестве примера можно привести губернатора Белгородской области Евгения Савченко, который заявил, что «двумя руками проголосовал бы за возвращение монархии в России», если по этому вопросу был бы назначен референдум.
Разумеется, все это никак не отменяет усилий разношерстных наследников партии Ленина-Сталина, нацеленных на ресоветизацию страны. Но, кажется, впервые за долгие годы запрос на русский имперский дискурс в обществе не проигрывает катастрофически просовестским поползновениям. Если, закрыв вопрос выборов 2018 года, власти отважатся более четко выразить свою нацеленность на восстановление связей с Россией дореволюционной, причем эта установка будет декларирована как позиция государства, у нас появятся новые, многообещающие перспективы. Как бы то ни было, события 2018 года обещают быть очень интересными.