В Архангельске разворачивается движение за возвращение исторической топонимики
В Архангельске разворачивается православное движение за ликвидацию большевицкой и возвращение исторической топонимики.
Руководитель миссионерского отдела Архангельской епархии прот. Евгений Соколов предложил создать в регионе инициативную группу, целью которой станет восстановление исторической памяти.
«Необходимо настойчиво и упорно добиваться переименования улиц, названных в честь революционеров, палачей и преступников, - прокомментировал он новый виток борьбы за упразднения названий в честь Петра Войкова в Москве. – Архангелогородские улицы носят имена сомнительных деятелей. Трудно представить себе улицу Муссолини или Гитлера, однако увековечены, например, организатор первых концлагерей, откровенный палач Михаил Кедров, Моисей Урицкий, Роза Люксембург и другие революционеры».
О. Евгений отметил, что топонимы говорят о культуре народа, о его исторической памяти: «Что можно сказать ребенку, который спросит, кто такой Кедров и что он сделал для нашей страны? В советское время как-то можно было объяснить: эти люди прославлены как носители революционной коммунистической идеи. Теперь, когда эта идея ушла в небытие, когда мы знаем, что следование ей привело к страданиям десятков миллионов человек и в конечном итоге к разрушению страны, как можно продолжать прославлять этих людей в названиях улиц?! Патриотизм – это не поругание истории, а признание ошибок и их исправление, осознание того, что мы пошли неправильным путем, и попытка исправить положение. Названия городов и улиц имеют в этом смысле большое значение».
Попыткам искажать историческую память народа необходимо противостоять решительно и твердо, отметил он. Нужна инициативная группа, которая организует сбор подписей и вдохновит общественные дискуссии. «Следует призвать людей высказываться на известных порталах в Интернете, писать обращения к властям разных уровней. Общественность сегодня играет огромную роль. Если люди откликнутся сбором подписей, это будет уже достаточный сигнал для руководства города и региона, что нельзя оставлять все, как есть», - сказал о. Евгений.
С его точки зрения, северяне чрезвычайно равнодушно воспринимают топонимические парадоксы: «Давно вернули свои исторические имена многие крупные города, такие как Свердловск и Горький, проспекты и улицы. А мы продолжаем упорствовать, настаивать на том, чтобы топонимическое безобразие продолжалось, считаем это мелочью. Вспомните, как трудно меняли название улицы Правды на Иоанна Кронштадтского в Архангельске. Поразительно! Мы с трудом добились, чтобы коротенькую улицу, которая носит непонятное имя Правды, заменили на имя святого, которого знают во всем мире».
Идея переименования советских названий должна рассматриваться взвешенно и серьезно. Такое мнение высказал клирик Сретенского храма Заостровья иерей Димитрий Костюченко в рамках топонимической дискуссии в Архангельске.
По мнению священника, выпускника исторического факультета Поморского государственного университета имени М.В. Ломоносова, можно выдвинуть несколько аргументов в пользу того, что переименование улиц, названных в честь революционных теоретиков, палачей и идеологов советской власти.
Исторический аргумент. «Нашему городу более 400 лет, при этом большая часть топонимов связана с именами людей, живших в XX веке. Ладно бы город был молодой, созданный в советскую эпоху, типа Северодвинска или Новодвинска. Есть, конечно, в столице Поморья и улицы в честь персон, живших чуть ранее. А где люди XVII, XVIII и XIX веков? Почему бы не восстановить справедливость? В Москве или Петербурге совершенно иной удельный вес исторических названий разных столетий», - сказал он.
Нравственный, морально-этический аргумент. «Иметь в городе улицы, названные в честь не просто политиканов и разбойников, но в честь убийц, палачей и террористов и не замечать ничего плохого - это, по меньшей мере, странно! – отмечает о. Димитрий. – И вообще, можно ли называть улицы в честь тех людей, которые сами от своих имен отказались? Володарский – Моисей Маркович Гольдштейн, однако мы его знаем под совсем другим именем, которое и красуется по недоразумению на аншлагах архангельских улиц».
Краеведческий патриотический аргумент. «Почему так мало топонимов у нас в честь людей, прославивших Поморье добрыми делами? Например, никак не увековечена память ученого мужа конца XVIII века, благодаря которому мы много знаем о Севере – Василия Крестинина. Можно назвать целую плеяду людей, много сделавших для города, их имена достойны передаваться из поколения в поколение», - говорит он.
Эстетический аргумент: «Лингвистический ландшафт нашего города перегружен советскими терминами и непривлекателен. Были и могут быть более красивые названия, чем Дзержинского, Урицкого и Карла Либкнехта. Благозвучие, порядок и красота в топонимике тоже имеют значение».
Вопрос исторической памяти связан с общим уровнем культуры в нашем обществе, считает о. Димитрий: «Людям зачастую бесполезно объяснять, зачем нужна история, зачем нам связь времен и осознание своих корней. Имеет место невосприимчивость к таким вещам, духовная слепота и недостаток любви к своему краю».
Он призвал архангелогородцев размышлять над историческими коллизиями и не стесняться высказывать свою позицию. «В век информации выразить мнение в Интернете может любой человек, можно составить петицию на известном сайте, можно собирать подписи. Если соберется большая группа заинтересованных людей, тогда есть смысл организовать мирные пикеты и донести до власти свою позицию. А миссия Церкви в процессе возвращения исторической памяти – молиться о даровании разумения нашим соотечественникам», - сказал священник.
Директор епархиального музея Новомучеников и исповедников земли Архангелогородской Николай Суханов поддержал идею переименования улиц в столице Поморья. По его словам, названия в честь палачей на карте города совершенно неприемлемы.
«Общеизвестно, что с 1920 года в течение многих лет на месте нынешнего привокзального микрорайона, на Мхах, регулярно расстреливали людей, - напомнил Николай Суханов. – Там погибло множество людей. Я имел честь общаться с женщиной, которая возглавляла областное общество «Совесть». Она, дочь «врага народа», в свое время возглавляла отдел, который принимал от горсовета построенные дома. По ее словам, редкий дом в привокзальном районе стоит не на костях. Я сам раскапывал захоронения, своим глазами видел горы простреленных черепов».
Он музея выразил недоумение в связи с непримиримой позицией критиков идеи переименования улиц, названных в честь сомнительных исторических персонажей: «Для меня это крайняя степень исторического мазохизма, когда народ прославляет своих убийц и тиранов, которых с трудом можно назвать людьми! По приказам чекиста Кедрова расстреляны тысячи людей. В нашем городе непрестанно звучат имена убийц народа! Все это копится в подсознании. Дети, выросшие на улицах в честь палачей, будут знать подспудно, что страшные преступники могут стать героями».
Николай Суханов отметил, что есть множество достойных людей, прославивших Архангельск, чьи имена могут дать названия улицам столицы Поморья.
«Нет у нас улицы почетного гражданина города, известной исследовательницы Ксении Гемп. Кедров расстрелял ее брата Владимира и сгноил в Холмогорском концлагере ее мать. В честь палача улица есть, а в честь замечательной Ксении Гемп – нет. На Вологодском и Ильинском кладбищах находятся могилы многих достойных известных личностей, в честь которых можно переименовать улицы нашего города», — заключил краевед.
Напомним, ранее Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил выразил надежду на исключение имен большевицких палачей с карты города. По словам владыки, в начале 1920-х годов Архангельск погрузился в хаос и мрак и стал называться «городом смерти»: «Расстреливали всех подряд, даже подростков выстраивали в шеренги и убивали. В честь комиссара Кедрова названа улица в нашем городе. Можно назвать и в честь Гитлера, других преступников. Думаю, что наступят времена, и улицы, названные в честь палачей, мы переименуем», - сказал.