В Петербурге почтили память Великого Князя Михаила Николаевича
В день 105-летия кончины выдающегося государственного деятеля генерал-фельдцейхмейстера Великого Князя Михаила Николаевича возле его памятнику у Артиллерийского музея в Санкт-Петербурге состоялась панихида.
Служил настоятель Леушинского подворья прот. Геннадий Беловолов. На памятных мероприятиях присутствовали директор музея полковник Валерий Крылов, старший научный сотрудник музея Татьяна Ильина, а также Александр Кайгородцев и Олег Высоцкий, работавшие над проектом создания монумента, а также прихожане Леушинского подворья.
О том, как Россия прощалась в Великим Князем, служившим начальником русской артиллерии в течение 50 лет, напомнила собравшимся Татьяна Ильина. Михаил Николаевич скончался в Каннах от паралича сердца 18 декабря 1909 года. Тело его перевозили морем, и турецкий султан приказал выделить почетный эскорт кораблей, сопровождавших траурный корабль и паливших специальным «медленным», траурным салютом в честь Великого Князя, которого глубоко уважал и почитал как полководца. Когда судно с телом достигло Севастополя, сам Император приехал туда, чтобы поднять на плечи гроб Михаила Николаевича и сопроводить его до Петропавловской крепости, где прах верного слуги Отчизны был предан земле.
«После революции имя Великого Князя Михаила Николаевича было предано забвению, тем более несправедливому, что главной целью жизни для него было служение Государю и Отечеству, - продолжила Т. Ильина. – Ему были поручены задачи колоссальной сложности: покорение и замирение Кавказа, где шла многолетняя война; руководство кавказской армией во время русско-турецкой войны; перевооружение всей армии Российской Империи – и со всем этим Великий князь справился блестяще».
Он был великолепным руководителем, привлекавшим к сотрудничеству талантливых людей. Он служил Родине при четырех Императорах, и все относились к нему тепло и с любовью, потому что видели, что это человек спокойный, доброжелательный и бесхитростный – такую характеристику давали лично знавшие Великого князя Михаила Николаевича люди.
Прот. Геннадий Беловолов отметил, что кроме военных подвигов Великий князь Михаил Николаевич проявил себя как основатель Михайло-Афонского монастыря и его ктитор. Ныне обитель возрождается, и в его центре стоит точно такой памятник. О. Геннадий подчеркнул, что настоятель монастыря игумен Герасим подарил Санкт-Петербургу этот памятник – случай беспрецедентный.
По мнению батюшки, Великий Князь Михаил Николаевич – открытие последних лет, и во многом благодаря этому памятнику. В этом смысле памятник выполняет свою функцию напоминать, сохранять память о прошлом для ныне живущих. Михаил Николаевич – один выдающихся представителей Дома Романовых, унаследовавший от своего отца – Императора Николая I – рыцарскую идею долга и чести.
По слову своего брата, Императора Александра II, Великий Князь шел на большие жертвы. Когда нужно было умирить Кавказ, он с молодой супругой и малолетними детьми отправился туда. Михаилом Николаевичем была остановлена никому ненужная 80-летняя война, терзавшая горские княжества, и сформулирована концепция Кавказа как места дружбы народов, как естественного рубежа российской Империи.
В руках Великого Князя была артиллерия – «бог войны», и те победоносные войны, которые Россия одержала при его жизни, во многом связаны с его блестящей реформой перевооружения российской армии. В конце XIX века он был вторым лицом Российской Империи, почти четверть века возглавляя Государственный Совет.
Прот. Геннадий добавил, что в Адыгее, откуда пришла инициатива установки памятника Великому Князю, в этот день так же совершалась панихида по нему, и, хотя имя Михаила Николаевича пытались предать забвению, установка памятника ему – есть торжество правды. «Монумент представляет достойного русского воина, в лице которого видишь Илью Муромца, Дмитрия Донского – он их наследник. Мы стоим у начала новой традиции – молитвенно вспоминать великого государственного деятеля и достойного представителя Дома Романовых», - убежден о. Геннадий Беловолов, передает РНЛ.