Государыня: Разговаривать с Россией языком угроз и шантажа контрпродуктивно
Глава Российского Императорского Дома Е.И.В. Государыня Великая Княгиня Мария Владимировна благоволила дать интервью ИА «Интерфакс». Публикуем полный текст.
- Ваше Императорское Высочество, как Вы относитесь к вхождению Крыма в состав России? Восстановлена ли историческая справедливость?
- Мои предки на протяжении веков собирали земли в единое Российское государство. Крым по праву считается одной из главных «жемчужин», украсивших нашу державу.
Императорский Дом всегда поддерживает все центростремительные тенденции. Но если бы я просто сказала, что рада возвращению Крыма в состав России и считаю это восстановлением исторической справедливости, это был бы неполный и упрощенный ответ.
Я исхожу из твердого убеждения, что в современных условиях, несмотря на распад территориального единства бывшей Российской Империи и СССР и появление новых суверенных государств, продолжает существовать единое цивилизационное духовное и культурное пространство, объединяющее братские народы. Государства стали разные, но Отечество в самом высоком смысле этого слова – одно, потому что за него сообща проливали кровь и пот наши отцы, деды и прадеды.
Поэтому далеко не всякое частичное приобретение следует безоговорочно приветствовать. Всегда нужно думать и о том, а не нанесет ли конкретный акт ущерба общему всероссийскому цивилизационному пространству, не заложит ли мины замедленного действия, не породит ли новые проблемы во взаимоотношениях между народами?
Каждый подобный случай глубоко индивидуален. И если бы обстоятельства в Украине и в Крыму были иными, я бы считала, что нужно действовать осторожнее. В своем обращении ко всем украинским соотечественникам от 21 февраля я призвала их избегать насилия, не поддаваться соблазну реваншизма и сделать все для сохранения территориальной целостности Украины. Как известно, в 1954 году Крым был включен в состав Украинской ССР тоталитарным режимом совершенно произвольно, не учитывая мнения крымчан и даже их не спрашивая. Но неправильно было бы поступить таким же способом, чтобы вернуть Крым России. Нельзя одно беззаконие и насилие исправлять другим беззаконием и насилием. Если бы не возникло реальной угрозы благополучию народов Крыма, жизни и достоинству его граждан, я придерживалась бы мнения, что Украина должна оставаться в тех границах, которые исторически сложились на настоящий момент.
К сожалению, в Киеве произошел переворот, и новые власти осуществили ряд экстремистских и откровенно реваншистских шагов, которые ведут к расколу украинского народа. Крайние националисты, контролирующие власть в Киеве, начали свою деятельность с откровенно дискриминационных унизительных мер в отношении русскоязычных граждан Украины, с грубого насилия против любых инакомыслящих. Прозвучали явные угрозы в отношении Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. Были допущены антисемитские выступления неприкрыто нацистского толка. Я считаю все это страшной преступной ошибкой, граничащей с безумием.
В сложившейся ситуации долгом законно избранных властей Крыма было обезопасить народ от любых эксцессов – не только в конкретный момент, но и на будущее. Я знакома почти со всеми руководителями Крыма – они благоразумные, опытные, уравновешенные государственные деятели. У них нет ни тени экстремизма. Они не стали принимать решение за других, и инициировали референдум. Его итоги нам известны. Они являются не следствием какого-то минутного порыва, а основаны на всей истории Крыма, на его традициях, уходящих вглубь столетий. Народ Крыма проявил свою волю. В демократическом государстве, в котором по Конституции верховная власть принадлежит народу, никакой более высокой инстанции или силы не существует.
Мы можем с полной уверенностью сказать, что присоединение Крыма к России стало не чьей-то заранее спланированной политической комбинацией, не результатом насилия, а закономерным следствием исторических событий в Украине.
Если бы перевес сторонников вхождения Крыма в Россию был лишь чуть-чуть больше, чем у противников этого акта, то можно было бы отнестись осмотрительнее, не решать такой важный вопрос из-за каких-то долей процента и призывать к консенсусу. Но невооруженным глазом видно, что крымский референдум прошел в обстановке единодушия, морального подъема, честно. Подавляющее большинство крымчан желает возвращения своей малой Родины в состав России. Это свершившийся факт.
Я разделяю воодушевление граждан России и крымчан в связи с обретением единства. В то же время мне понятно огорчение и разочарование граждан Украины, и я переживаю вместе с ними. Могу выразить свои чувства словами апостола Павла: я «радуюсь с радующимися и плачу с плачущими» (Рим. 12,15)
- По Вашей оценке, где должна быть столица Крыма?
- Я не слышала, что по этому вопросу существует какая-то дискуссия. С точки зрения исторического символизма, в Крыму много славных городов, и ряд из них имеет свои основания быть столицей Крыма. Но перевод государственных органов из одного города в другой – дорогостоящее мероприятие. В Крыму сейчас есть более насущные задачи, которые необходимо срочно решить в интересах граждан. Так что, я предполагаю, что пока столица останется в Симферополе. Но, в любом случае, это будут решать законно избранные власти в соответствии с волей крымского народа.
- Как Вы оцениваете ситуацию на Украине? Что Вы думаете по поводу будущего отношений между Россией и Украиной?
Смута, охватившая Украину, для меня и моего сына цесаревича Георгия Михайловича – огромная душевная боль. Я посещала Киев, Одессу, совсем недавно мы с Георгием были в Крыму и везде видели, как дружно живут украинцы разных национальностей, вероисповеданий, политических убеждений. И все так резко изменилось! Сейчас Украину терзает, без преувеличения, революция, со всеми сопутствующими ужасами. Я молюсь, чтобы все это не переросло в полномасштабную братоубийственную Гражданскую войну.
Россия и Украина – братские страны, и другими быть не могут. Украина – колыбель всероссийской государственности. Никакие политические силы никогда не смогут уничтожить генетическое, духовное и культурное родство наших народов.
Ни в коем случае нельзя рассматривать присоединение Крыма как «победу России над Украиной». «Победы» над собственными братьями и сестрами всегда оборачиваются поражениями. Я уверена, что кризис во взаимоотношениях будет преодолен, дух конфронтации испарится, а любовь и здравый смысл восторжествуют.
- Насколько оправдана критика Запада в адрес России за Крым и санкции? Будете ли Вы просить королевские дома Европы отказаться от давления на Россию?
- Увы, мы видим неадекватность и откровенную политику двойных стандартов.
Естественно, каждая страна отстаивает свои интересы и проводит свою линию. Было бы глупо возмущаться тем, что США и другие геополитические конкуренты России не радуются ее усилению и стараются ему воспрепятствовать.
Но многочисленные примеры вооруженного вмешательства во внутренние дела суверенных государств, признание независимости Косова и другие подобные прецеденты делают позицию западных стран очень уязвимой, а их аргументацию – несостоятельной. Даже если признать в какой-то части их логику, возникает вопрос: «А судьи кто?».
Санкции – тоже вещь беспрецедентная. Даже в период «холодной войны» таких санкций к СССР и к его государственным деятелям не применялось. А тогда в нашей стране действительно был тоталитарный режим, действительно попиралась свобода совести и мысли, осуществлялись политические репрессии, имели место неоднократные вооруженные вмешательства в дела других стран, и вообще поводов было гораздо больше.
Нужно понимать, что санкции – вещь обоюдоострая. Они причинят урон не только экономике России, но и экономике европейских стран. В крайне сложных условиях мирового кризиса устраивать такие политические игры неразумно.
Россия – великая страна, способная выдержать любые санкции. Разговаривать с ней языком угроз и шантажа контрпродуктивно.
В современной политической системе Королевские Дома, даже правящие, увы, не могут оказать решающего воздействия на политику своих стран. Поэтому мое обращение к ним с призывами по данному вопросу было бы малоэффективным. Разумеется, общаясь со своими августейшими родственниками, я постараюсь ознакомить их со всеми аспектами проблемы и попрошу употребить весь их авторитет для того, чтобы не допустить эскалации противостояния России и Запада. Многие из них были вместе со мной и Георгием в Крыму в сентябре прошлого года по приглашению властей Крыма на праздновании 400-летия Дома Романовых, общались с председателем Верховного Совета Владимиром Константиновым и другими крымскими руководителями и знают о жизни крымчан не понаслышке. Но в первую очередь я надеюсь на здравомыслие западных политиков и на выражение общественного мнения народов западных стран. От возобновления «холодной войны» пострадают все, и, возможно, потери России окажутся наименьшими.