Заметки на полях современности
Псалтирь о современной России, ее проблемах и путях их решения
Рече безумен в сердце своем: несть Бог. Растлеша и омерзишася в начинаниих: несть творяй благостыню. Господь с Небесе принйче на сыны человеческия, видети, аще есть разумеваяй или взыскаяй Бога. Вси уклонишася, вкупе неключими быша: несть творяй благостыню, несть до единаго. (Пс. 13, 1-3).
Не сохраниша завета Божия, и в законе Его не восхотеша ходити. И забыша благодеяния Его, и чудеса Его, яже показа им пред отцы их. (Пс. 77, 10-12).
И поработаша истуканным их, и бысть им в соблазн, и пожроша сыны своя и дщери своя бесовом, и пролияша кровь неповинную, кровь сынов своих и дщерей, яже пожроша истуканным ханаанским, и убиена бысть земля их кровьми, и осквернйся в делех их, и соблудиша в начинаниих своих. И разгневася яростию Господь на люди Своя, и омерзи достояние Свое. (Пс., 105, 36-40).
Отринул еси и посрамил еси нас, и не изыдеши, Боже, в силах наших. Возвратил еси нас вспять при вразех наших, и ненавидящии нас расхищаху себе. Дал еси нас яко овцы снеди, и во языцех разсеял ны еси. Отдал еси люди Твоя без цены, и не бе множество в восклицаниих наших. Положил еси нас поношение соседом нашым, подражнение и поругание сущым окрест нас. Положил еси нас в притчу во языцех, покиванию главы в людех. (Пс. 43, 10-15).
Блажени, ихже оставишася беззакония и ихже прикрышася греси. Блажен муж, емуже не вменит Господь греха, ниже есть во устех его лесть... Беззаконие мое познах, и греха моего не покрых, рех: исповем на мя беззаконие мое Господеви, и Ты оставил еси нечестие сердца моего. (Пс. 31, 1-2, 5).
Помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Наипаче омый мя от беззакония моего, и от греха моего очисти мя. Яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну. (Пс. 50, 1-5).
Не ревнуй лукавнующым, ниже завиди творящым беззаконие. Зане яко трава скоро изсшут, и яко зелие злака скоро отпадут. Уповай на Господа, и твори благостыню. (Пс. 36, 1-3).
Cии на колесницах, и сии на конех, мы же во имя Господа Бога нашего призовем. Тии спяти быша и падоша, мы же востахом и исправихомся. Господи, спаси царя и услыши ны, воньже аще день призовем Тя. (Пс. 19, 8-10).
Левая рука не знает, что делает правая» на современный лад
В Св. Писании говорится: «Когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая» (Мф., 6,4).
Нынешнее «неведение рук» «идет другим путем»: совковая двойная мораль (на собрании – одно; на кухне – другое), совершенно невыбиваема из менталитета современных россиян. Нередко люди осуждают то, чем сами занимаются.
Общался недавно с одним человеком, который рассказывал, что сотрудники их компании ходили на протестные митинги, поскольку «невозможно уже терпеть коррупцию и воровство». Я его спрашиваю, не он ли рассказывал, как его контора «пилила» заказ от одного из госведомств? Он говорит, ну да, наши. Я: «Так они против себя протестовать ходили?». Нет ответа.
Или другой случай: знакомый признается, что его сын, работающий в ментовке, основной доход имеет с того, что «трясет» представителей «туземных» народностей, обирает бабушек, торгующих у метро консервами домашней заготовки, и чистит карманы у пьяных. Я спрашиваю: и это нормально? Он признает, что все это нехорошо, но тут же добавляет: «А что ему делать? Образования у него нет, профессии – нет, а семью содержать надо».
Такая вот занятная «мораль».
Об «идеализации» русского народа
Нас (монархистов, консерваторов, православных патриотов) часто обвиняют в идеализации дореволюционного русского народа. При этом, обычно, тычут пальцем в поведение «широких народных масс» во время революций начала ХХ века, да и более ранних бунтов всяких Стенек Разиных да Емелек Пугачевых. Вот, де, полюбуйтесь на ваших мужичков-богоносцев, что творили.
Во-первых, на мой взгляд, совершенно антиисторично произвольно «выдергивать» из тысячелетней истории русского народа несколько эпизодов и именно их выдавать за «норму», игнорируя прочее.
Во-вторых, это то же самое, что судить обо всей жизни, характере, нравах и взглядах человека по некоему эпизоду, когда он находился в состоянии нервного срыва, истерического припадка, аффекта (а революции и бунты для общества – и есть такие срывы, выходы из нормального состояния). И именно этот отход нам предлагают считать естественным состоянием.
Конечно, как и в жизни отдельного человека, такой «нервный срыв» для общества может иметь фатальные последствия. Что мы и имеем на примере Русского народа, в припадке буйства разрушившего свой дом, прельстившегося посулами негодяев, убийц и насильников, попавшего к ним в рабство и постепенно деградировавшего до полускотского состояния. И тем не менее, считать «социальный припадок» и его последствия нормой для всей тысячи лет истории, мягко говоря, некорректно.
Ну и в-третьих, хотелось бы напомнить слова Достоевского: «Чтоб судить о нравственной силе народа… надо брать в соображение не ту степень безобразия, до которого он временно и даже хотя бы и в большинстве своем может унизиться, а… лишь ту высоту духа, на которую он может подняться».
О чтении Евангелия
У разного рода протестантов имеется любимая фраза о том, что «православные Евангелие не читают, а только целуют».
Фраза уже давно эта имела весьма широкое хождение. Автор ее, судя по хлесткости и желчности, - известный «отлученец» гр. Л. Н. Толстой. В его версии, он стал стыдить солдата, сгонявшего нищего с паперти:
– Да нешто ты, братец, Евангелие не читал?
– Никак нет, барин! Целовать – целовали, а читать не приходилось.
Свою версию предложил в книге воспоминаний профессор В.Ф.Марциновский:
Один из солдат похвалялся грабежами и убийствами, в которых он участвовал в дни революции. Я не выдержал, встал из своего уголка и спросил рассказчика:
– Разве Христос в Евангелии учил так делать?
– А нешто мы его читали? Мы только крышку Евангелия целовали... А что в ём писано, того не знаем.
Аналогичную мысль регулярно озвучивал известный российский протестант начала ХХ в. И.Проханов. Если не ошибаюсь, ее же, без ссылки на автора, я встречал не то у Бердяева, не то у Мережковского. В общем, популярная фразочка, хотя, если вдуматься, и весьма поверхностная.
Конечно, чтение Евангелия – дело в высшей степени душеполезное. И спорить с этим не приходится. Но само чтение – не есть христианство. Более того, поверхностное чтение, без опоры на Свв. Отцов, на Св. Предание – легко может привести к лжетолкованию Слова Божия (таким образом, собственно, и зарождались все ереси).
Христианство, в первую очередь, это образ жизни – жизни во Христе. И чтение Евангелия ему помогает, но не заменяет его. На протяжении веков христианами было множество людей, которые просто не знали грамоты, но жить по Богу им это не мешало. Среди них немало было и известных подвижников. Таким образом, дело явно не в чтении.
Что же касается дореволюционных русских людей, мне кажется ситуация неплохо поясняется словами одной из книг Макса Фрая: «Они мало знают, но правильно чувствуют».
Действительно, сознательная, вдумчивая вера, с умением объяснить во что, и почему мы верим, была не у всех. Но традиционное, из поколения в поколение утвержденное чувствование правильного образа жизни, знание «что такое хорошо и что такое плохо» в народной массе превалировало.
Вот это-то чувство и подтачивалось постепенно «просветителями» из «образованного общества», и почти полностью было уничтожено в результате революции и «селекционных работ» по выращиванию homo soveticus. Уничтожено не сразу и не вдруг. В противном случае не нужно было бы миллионами гробить людей, и не явился бы целый сонм Свв. Новомучеников и Исповедников Российских, среди коих были как «ученые монахи» – епископы, так и безграмотные «не читавшие Евангелия», но, что гораздо важнее, – жившие по нему, крестьяне.
Нынешняя же ситуация страшна вдвойне. Несмотря на всеобщую грамотность, Евангелие читают совсем не многие (живут по нему – и того меньше). И «правильного чувства», традиции христианской жизни, у нас тоже не осталось. Перефразируя Фрая, и знаем мы мало, и чувствовать правильно не умеем.