О Русском Самодержавии

В нашей постоянной рубрике «Русская публицистика» мы уже не в первый раз обращаемся к творчеству известного монархического идеолога и публициста М. М. Спасовского (1890-1971).

Редакция журнала «Знамя России» сопроводила публикацию следующим текстом: «Предлагаемая статья принадлежит перу нашего вернейшего старого сотрудника, Михаила Михайловича Спасовского, скончавшегося 9-го июня 1971 года в Сиднее (Австралия). Эта рукопись хранилась в архиве Монархического Объединения в Австралии и попала в «Знамя России» благодаря любезности председателя Объединения, Анатолия Николаевича Стафиевского, за что мы приносим ему душевную благодарность».

 

Помните, у гениального Гоголя его замечательное сравнение Национально-Исторической России с тройкой, вихрем мчавшейся в какую-то даль, — и сторонились народы земли, пораженные ее силой и величием.

Но кому-то понадобилось, — по выражению не менее гениального В. В. Розанова, — остановить эту тройку, распрячь ее, — коней захлестать, сани поставить в сарай, а кучера убить.

Кому понадобилось сломить Царскую Россию и растоптать ее, это теперь понятно даже профессиональным идиотам. Но дело сегодня че в этом, — сегодня дело в нас, русских монархистах: — достаточно ли сильны мы в понимании и разъяснении миру сущности оклеветанного и растоптанного Русского Самодержавия.

Проф. В. О. Ключевский определил эту сущность, назвав Русское Самодержавие ДЕМОКРАТИЧЕСКИМ и доказав своими исследованиями государственных архивов и исторических первоисточников, что Московское Царство потому и развилось из крохотного Московского уезда (надела) в вели[1]кое Государство Российского Царствия, — потому и смогла подготовить и подготовила миру явление Российской Империи, что в основе всей её государственной жизни лежал и полной жизнью жил благостный принцип подлинной народности : — Царь управлял СОБОРНО, опираясь на Земщину и на Церковь.

Именно, РЯДОМ С ЦАРЕМ стояли Земский Собор и Патриарх. Именно, в этом заключалась сила Руси, ее рост и цветение. Именно, здесь надо искать объяснение, почему мы преодолевали все напасти и развертывались и развернулись в Великодержавную страну.

Русское Самодержавие — явление единственное в мире. В нем естественным путем государственного развития и духовного подъёма от природы даровитого русского народа содержались все элементы государственного БЛАГО-преуспевания и БЛАГО-состояния.

Естественно и то, что врагов у нас было всегда много. Кругом видели наш рост неослабеваемый, но подражать нам были бессильны или ослабить ее максимально или уничтожить ее вовсе. Это желание захватило позже и международные силы, мечтающие о мировом господстве. Цель всех этих враждебных нам сил была ими достигнута в 1917-м году.

Но на этом процесс насильственного разложения Национально-Исторической России не закончился. Этот процесс идет дальше: — пресечь всякую возможность возрождения России всеми мерами, в том числе и путем распространения и внедрения ИЗВРАЩЕННОГО представления о Русском Самодержавии. Русское Самодержавие освещается не как деспотическое — с кнутом и казематами, — как явление варварское, совершенно недопустимое «в наш просвещенный век».

Коммунизм допустим, с ним очень дружелюбно сосуществует, совещаются, пьют водку и решают. А вот Русское Самодержавие недопустимо…

Отсюда поощряемый лозунг — «Даешь республику!» Отсюда презрение и гнев по адресу русской монархической идеи. Отсюда энергичная помощь всем, кто кричит о себе, как о «демократе», жаждущим «самоопределения и отделения». Отсюда предрешение: — «Освобожденной России быть «демократической»!»

Играя на политическом невежестве и на полном незнании или на искаженном знании Исторической России, делается расчет видеть Грядущую Россию обязательно государственно слабой. Может быть, даже, — «на худой конец» и монархической, но, конечно, западного образца, то есть, декоративной, — с «народоправством» и, конечно, вне Церкви.

Вот то, что мы сейчас видим перед собою вокруг. Мы видим перед собою предубеждение, заведомо ложное представление о Русском Самодержавии. Это предубеждение надо разбить, «воочию» показать и доказать распространяемую НЕправду об Исторической России.

Такова задача русских монархистов на сегодняшний день. Задача эта настолько важная, что важность ее даже трудно определить.

Сейчас мир разделен на капиталистический и коммунистический. Буржуазно-капиталистический мир одряхлел, износился и устал в своей бесплодной борьбе с разного рода раздирающими его социальными и экономическими кризисами, — бессильный найти ту равнодействующую, которая привела бы людей к какому-то ОБЩЕМУ благу.

Именно, этим и пользуются коммунисты и их тайные и явные покровители в постройке своего пресловутого «невыразимо прекрасного будущего».

Мы не идеализируем Московскую Русь, — в ней было слишком много темных пятен, чтобы ее идеализировать, но Московская Русь, взросшая на ДЕМОКРАТИЧЕСКОМ САМОДЕРЖАВИИ, не знала ни капитализма, ни коммунизма. И не знала она этих форм потому, что не нуждалась в них и не искала их, ибо корень государственного роста ее был полноценно здоровым: — Царь, Народ и Церковь. Этим охватывалось все и материальное и духовное бытие страны и питало и разрешало все запросы.

Мир наших дней подкатывается к обрыву своего государственного благополучия. И не без основания мы думаем, что какое-то новое слово найдет человек для устроения своей жизни и что к этому слову он подойдет при поисках РАВНОВЕСИЯ И РЕАЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ВЕРХОВНОЙ ВЛАС[1]ТИ, НАРОДА И ЦЕРКВИ.

Мы, русские монархисты, и только мы можем и должны раскрыть и доказать миру, что новое слово государственного благоустроения должно быть и оно есть, — надо только спокойно, честно и, главное, свободно и смело подойти к поискам его.

И не бояться предсказания Вл. Соловьева, что поиски эти приведут к приятию диктатуры совести. К ДИКТАТУРЕ ПРАВОСЛАВНОЙ СОВЕСТИ, — добавляет Ив. Солоневич.

М. М. Спасовский

«Знамя России» (Нью-Йорк), № 348, июль 1973 г.