Великая Княгиня Мария Владимировна: Дом Романовых в изгнании всегда почитал святых Царственных мучеников
Глава Российского Императорского Дома Е.И.В. Государыня Великая Княгиня Мария Владимировна благоволила ответить на вопросы редактора газеты «Монархист» М. Кулыбина.
- Ваше Императорское Высочество, весь 2018 год для православных русских людей проходит под знаком 100-летия убиения Царской семьи. Как Вы считаете, пришло ли российское общество в целом к осознанию этого события как одного из величайших преступлений ХХ века?
- Я убеждена, что большинство соотечественников, независимо от их отношения к тем или иным аспектам истории России и к вопросу о возможности восстановления монархии, понимает, что казнь Императорской семьи, их верных служителей, других членов нашего Дома и их приближенных является преступлением. Большинство православных верующих искренне почитает мученический подвиг святых Царственных страстотерпцев.
С сочувствием и уважением к их памяти относятся представители других традиционных религий. И даже те, кто считают себя атеистами или агностиками, кто придерживается левых политических теорий, в основном, понимают, что для оправдания екатеринбургского злодеяния не может быть никаких нравственных оснований.
При этом я хотела бы подчеркнуть, что судьба Императорской семьи не отделима от судьбы народа. Величайшим преступлением нужно именовать саму политику террора и массовых репрессий. Цареубийство, безусловно, носило особый символический характер. Но это совсем не значит, что истребление обычных людей – менее великое преступление.
Считаю важным напомнить, что 10 лет назад Президиум Верховного Суда России признал справедливыми представленные мною доводы и реабилитировал святых Царственных страстотерпцев как жертв политических репрессий тоталитарного режима. Этот правовой акт, в сочетании с общественным осуждением казни Царской семьи, стал свидетельством, что в современной России, в целом, дается справедливая оценка трагическим событиям ХХ века.
- Уже в наши дни представили самых, казалось бы, разных взглядов («твердокаменные» коммунисты, радикальные либералы, украинские русофобы, да и просто сторонники т.н. «объективного взгляда на историю») соревнуются в оскорблении св. Царя-мученика, а иногда и всей его семьи. С чем это, на Ваш взгляд, связано?
- Люди, стремящиеся привлечь к себе внимание кощунственным эпатажем, все-таки, немногочисленны. Просто они бывают крикливее и заметнее. Конечно, такое поведение связано с моральной деградацией, с потерей ориентиров. Мне искренне жаль таких людей. Они оскорбляют не Царскую семью, а самих себя. Дай Бог им одуматься и понять, что глумлением и попытками оправдания зверств нельзя ничего доказать и ничего опровергнуть.
- Расскажите, пожалуйста, о традиции почитания свв. Царственных страстотерпцев в Вашей семье.
- Мы всегда были убеждены, что Царственные мученики получили дар предстательства за Россию, и молились им. Мы не считали себя вправе настаивать на канонизации наших родственников, но верили, что рано или поздно сама Церковь примет такое решение. Так оно и произошло.
В 1968 году я с родителями присутствовала при отпевании еще не канонизированных членов нашего Дома в Храме-Памятнике в Брюсселе. Ведь, несмотря на то, что факт смерти Императора Николая II был официально признан Церковью на Поместном соборе в июле 1918 года, и св. патриарх Тихон отслужил панихиду, отпевание так и не было совершено. Некоторые люди продолжали верить, что Государь или хотя бы кто-то из Царской семьи спаслись. Это была трогательная вера, но она, увы, не оправдалась. А вот почву для действий авантюристов и самозванцев такое состояние умов создавало.
Конечно, уже в 1920-е гг. мы получили от следователя Н. Соколова исчерпывающие доказательства того, что екатеринбургское злодеяние действительно произошло. Поэтому мой дед в 1924 году принял титул Императора в изгнании, поэтому в 1929 году он совместно с первоиерархом Русской Православной Церкви Заграницей Митрополитом Антонием (Храповицким) в 1929 году положил начало официальному почитанию замученной царской семьи, объявив 4/17 июля Днем всеобщей скорби русских людей.
В 1938 году Второй Всезарубежный церковный собор постановил совершить торжественное отпевание казненных членов Царской семьи. Но потребовалось еще 30 лет, чтобы оно состоялось.
В чем причина того, что все вопросы, связанные с Царской семьей решаются так долго и так сложно? Как православный человек, я думаю, что Господь допускает нам пройти через такие испытания, чтобы ответы были бесспорными и очевидными для всех.
В 1981 году Царскую семью и сонм новомучеников причислила к лику святых Зарубежная Церковь. На этом торжестве был мой отец. А в 2000 году Архиерейский Собор Русской Православной Церкви прославил царственных страстотерпцев для всецерковного почитания. Наша семья присутствовала на этом богослужении.
С тех пор, как появилась возможность приезжать на Родину, мы каждые пять лет, с 1993 года, совершаем паломничество в Екатеринбург и другие места страданий членов нашего Дома. Это очень важно для нас. Но еще важнее постоянно обращаться к святым Царственным страстотерпцам с молитвой и в горе, и в радости, помнить их пример терпения, любви и способности прощать своих гонителей.
- Иногда почитание Венценосных мучеников приобретает странные, и даже уродливые формы. Как Вы считаете, с чем это может быть связано?
- В любом, самом святом деле большую опасность представляют фанатизм и экзальтация. Если они проявляются вследствие духовной неопытности, на ранних стадиях религиозного становления, это дело поправимое.
Но, к сожалению, также есть люди, которые намеренно и сознательно цинично создают вокруг памяти святых Царственных страстотерпцев нездоровую сектантскую атмосферу. Светлое покаяние они подменяют мрачным «комплексом вины». Вместо любви и прощения, составляющих основу подвига Царской семьи, они проповедуют агрессию и мстительность. Это делается, чтобы манипулировать сознанием людей и направлять их благие устремления в ложное русло, совершенно несовместимое с тем, что заповедал нам Спаситель, что составляло основу убеждений св. Императора Николая II и его семьи.
Священноначалие Церкви никогда не одобряло подобного «почитания». У нас есть подлинно православные традиции почитания святых мучеников и страстотерпцев, которым необходимо следовать. И в основе этих традиций лежит любовь и убежденность в несомненной конечной победе Добра над Злом.
- Каких плодов, как для отдельных лиц, так и для народа в целом можно ожидать от всенародного осуждения цареубийства и почитания подвига свв. Царственных страстотерпцев?
- Некоторые люди думают, что если они признают и осудят грех, сделают доброе дело, поставят свечку перед иконой, им за это автоматически придет какая-то награда. Время от времени приходится слышать мнение, что все неприятности и беды нашей Родины можно было бы вмиг преодолеть, если бы весь народ объединился в некоем покаянном акте за гонения на Церковь, цареубийство и другие преступления ХХ века. Мне представляется, что это сродни языческому мировосприятию.
Покаяние – это не унизительное и тягостное, а светлое чувство. Покаяние заключается не в самобичевании, а в постоянном осознании своих ошибок и постоянном стремлении к исправлению жизни.
Если мы готовы к покаянию, если стремимся к справедливости, если постоянно учимся не только прощать других, но и просить прощения, если видим, прежде всего, хорошее, а не плохое, и ищем, прежде всего, друзей, а не врагов, то и плоды будут добрые.
А если мы думаем, что, совершив некий символический акт, мы получим приз, это уже не покаяние, а какой-то кощунственный «торг с Богом».
И каждому человеку, и целым народам свойственно совершать не только подвиги, но и грехи. Без этого не обходится ни один этап жизни, ни один период истории. Избежать падений невозможно. Но нужно не продолжать лежать в прахе, а подниматься, очищаться и идти вперед и ввысь. Так поступали наши предки, так нужно поступать и нам.
- Русская Православная Церковь Заграницей прославила в лике святых почти всех Членов Дома Романовых, убитых большевиками. Как Вы думаете, присоединится ли к их почитанию вся полнота Русской Церкви?
- Ничто не мешает почитать замученных членов Императорского Дома, канонизированных Зарубежной Церковью в 1981 году. Они находятся в статусе местночтимых святых. Состоится ли их всецерковное прославление – это целиком и полностью в компетенции Церкви, которая решает такие вопросы соборно. Здесь важно проявлять максимальную осторожность и деликатность. Однако нет никаких ограничений и запретов на обращение к августейшим страдальцам с молитвой, создание их иконографических образов, паломничество к местам, связанным с их жизнью и мученической смертью.