Сергей Дебижев: Россия – это особая православная цивилизация
Известный режиссер, сценарист, культуролог Сергей Дебижев в последние годы создал две знаковые документальные кинокартины. Одна – биографическая, о выдающемся русском мыслителе Иване Солоневиче. Другая – скорее концептуальная, о причинах революции в России. О том, что подвигло его к этой работе, он рассказал нашей газете.
- Скажите, пожалуйста, выход Вашего фильма «Раскаленный хаос» был специально приурочен к столетию Русской Катастрофы 1917 года?
- Так уж сложилось в нашей стране, что важны всевозможные круглые даты, юбилеи и прочее. И я был готов к тому, что будет серьезная общественная дискуссия, связанная с трагедией 1917 года, с анализом и осмыслением тех событий и главное с выработкой решений по поводу будущего нашего государства. Мне казалось, что решения эти будут яркие, внятные и выразительные. К сожалению, эта дискуссия оказалась фрагментарной и скомканной. Часть энергии оттянул на себя скандал вокруг фильма «Матильда», почти вся энергия ушла «в свисток», а на серьезный анализ событий столетней давности не хватило ни смелости, ни политической воли.
Так что, прямо скажу, разочарован, что именно в 2017 году не было сказано каких-то важных слов с высоких трибун. Думающая часть общества не получила никакого сигнала от государства по этому поводу.
- Однако Патриарх Кирилл назвал события 1917 года катастрофой. И это впервые четко и определенно прозвучало из уст Предстоятеля Русской Церкви...
- Это чрезвычайно важно. Слово Патриарха для людей православных имеет особый вес. Надо сказать и том, что Церковь, в отличии от власти, не боится открыто обсуждать спорные вопросы истории. В том числе и свою роль и позицию в событиях Февраля 1917 года.
Недавно на Петербургском международном культурном форуме выступал епископ Тихон (Шевкунов), и меня поразило, что он совершенно откровенно говорил о том же, о чем говорим мы в нашем фильме. Владыка Тихон сделал упор как раз на том массовом психозе, который проявился в феврале 1917-го. Из этого болезненного состояния, нравственного помешательства мы выбираемся с огромным трудом. Потери, которые понесла наша страна и весь наш народ на этом пути, ни с чем не соизмеримы.
- Все это напоминает 2013 год, когда отмечалось 400-летие Дома Романовых. Государство и тогда, и сейчас по сути промолчало, но Церковь и общественность (причем не только православная) свое отношение высказали. Ваш фильм «Раскаленный хаос» ведь можно рассматривать как реакцию общественности на события вековой давности?
- Мы сделали все, что могли, а именно полномасштабную, почти двухчасовую, картину, посвященную этой трагедии. Постарались вскрыть предпосылки, начиная с удаления человечества от идеала в эпоху модерна, продолжая причинами I Мировой войны, в которую была втянута Россия. И, наконец, показываем, к чему это все привело сначала в феврале, а затем и в октябре 1917 года. И, кстати говоря, не рассматриваем эти события в отрыве друг от друга.
- Свой фильм вы называете «документальным блокбастером». Значит, это не совсем кинодокументалистика в привычном всем смысле слова?
- В отличие от традиционных «пыльных» документальных фильмов, где бесконечно перечисляются даты, цифры, имена и фамилии, мы сделали картину в яркой, динамичной манере рассчитывая, в том числе, на молодежную аудиторию. Вместе с соавтором сценария, заместителем редактора газеты «Монархист», Игорем Ворониным мы стремились обращаться не только к разуму, но напрямую к сердцу зрителя. Дабы он осознал, какова была глубина трагедии и каковы были ее причины и следствия.
В фильме нет «говорящих голов», хотя было снято больше десятка интервью с историками, политологами, религиозными философами, наиболее яркими представителями русской эмиграции, даже с бароном фон Фальц-Фейном, которому сейчас 105 лет, и которого Государь держал на руках. Эти материалы мы непременно используем в следующей картине. Надо сказать, что в работе над фильмом мы намеренно шли на обострение, не стесняясь резких цитат и безжалостных оценок современников трагедии, все вещи названы своими именами, без какой бы то ни было политкорректности.
Картина «Раскаленный хаос», это приятно и удивительно одновременно, оказалось очень востребованной. Я с ней объехал уже много городов и весей и этот процесс только набирает обороты...
- Где именно уже состоялись премьерные показы?
- Были три по-настоящему больших премьеры: 25 октября в Новосибирском оперном театре, 7 ноября в Центре документального кино и Доме кино в Москве, наиболее масштабная премьера состоялась в Михайловском театре в Санкт-Петербурге. Помимо этого Кенигсберг, Старая Русса, весь Северный Кавказ – это я перечисляю только премьерные показы.
Отдельного упоминания заслуживает наше крымское турне. Оно было впечатляющим и прошло при поддержке фонда «Ялтинский международный экономический форум» и министерства культуры Крыма. В конце октября – начале ноября были организованы сеансы в пяти городах. По задумке организаторов, мы с «Раскаленным хаосом» проследовали по пути Красной армии. Как во время гражданской войны большевики захватывали города – Красноперекопск, Симферополь, Севастополь, Евпатория, Ялта - так теперь мы их «освобождали», возвращали в Россию.
Сколько было уже всего показов, даже затрудняюсь сказать, только в Москве и Петербурге – более 20.
- А какова фестивальная судьба фильма? Уже есть первые награды?
- Начнем с того, что наша кинокартина была включена в конкурсную программу XXXIX Московского международного кинофестиваля. В документальной программе было всего 7 фильмов, из них только два российских. Это можно считать успешным стартом.
На XXII Международном фестивале кинофильмов и телепрограмм «Радонеж» наш фильм получил Гран-при. Там же был вручен приз от иконописной мастерской «Александрия».
На кинофестивале «Русское зарубежье» «Раскаленный хаос» удостоился приза и диплома Фонда содействия развитию и укреплению духовного единства, религиозных и исторических ценностей русского православия в Отечестве и за рубежом «Под Покровом Богородицы».
Фильм уже видели и наши соотечественники за рубежом – в Мадриде и Нью-Йорке.
Предложения о показах идут по нарастающей, так что жить приходится в самолетах...
- Какова реакция публики? Понятно, что старшее поколение в основном не принимает вашу точку зрения...
- Я бы так не сказал. Старшее поколение тоже разное, ведь мы же не можем сказать, что все оно полностью пропитано советскими мифами и не способно воспринимать правду. Да и мифы эти поутратили свою силу. А люди в возрасте знают сколько страданий пришлось пережить нашему народу, и нет ни одной семьи, которой не коснулась бы Русская трагедия.
И молодежь разная, в Севастополе, например, пришли какие-то новые комсомольцы и пытались сорвать показ, такая получилась «антиматильдовская» история, с угрозами заявить в прокуратуру на создателей фильма.
Но в общем, как и ожидалось, мнения оказались полярными, от полной поддержки нашей точки зрения и криков «браво» до полного неприятия и возгласов «позор». Впрочем, сторонников первого варианта, несомненно, больше. Это показывают и длительные, острые дискуссии, сопровождающие просмотр картины.
Однако раскол в обществе в оценке событий столетней давности очевиден. Что вы хотите, тогда на европейской территории состоялась первая «цветная революция», так называемая Февральская. Рухнула колоссальная, динамично развивающаяся Российская Империя, которая во всех смыслах превосходила Европу. Ни один важный вопрос в мире не решался без России. В одном западном журнале начала XX века видел такую карикатуру: сидит на троне большой страшный русский царь и за ниточки как марионеток дергает маленьких европейских правителей. Рисовали и карикатурные карты мира, где Россия доминирует во всех европейских делах. Это как раз и раздражало англосаксов, которым необходимо было ситуацию переломить. Была выстроена сложнейшая система заговоров, которые наслаивались один на другой, а смыслом и целью было разделение и гибель России. Раздробить на части или уничтожить совсем!..
И ведь разлом прошел не только по судьбе страны – по судьбе каждого из ее жителей. Скажу больше: вся мировая история пошла по кривоколенному пути. Возникла новая конфликтная геополитическая конфигурация. И мины замедленного действия, заложенные тогда, взрываются и сегодня, причем в самых разных областях. Не только в политике, но и в культуре, в отношениях между людьми. И в нашем отношении к собственной истории – тоже. И конца этому пока не видно... Как в песне: «Есть у революции начало, нет у революции конца».
- По телевидению фильм будет показан?
- Достигнута договоренность с телеканалом «Культура», показ состоится в январе 2018 года. Идут переговоры и с другими ведущими каналами.
- Фильм отвечает на многие вопросы, но в финале звучит новый: каким должно быть будущее нашей страны, в каком историческом опыте его искать?
- Я не знаю, почему об этом не задумываются те, от кого уже сегодня зависят конкретные решения. Ведь будущее без прошлого невозможно, это же очевидно любому мало-мальски разумному человеку. У нас за плечами тысячелетняя славная история. А народ, это не только ныне живущие, это все – и живые, и мертвые... Надо понимать, что герои прошлого встают с нами плечом к плечу в период испытаний. Здесь уместно вспомнить слова Ивана Солоневича: «Из всех своих катастроф Россия выходила сильнее, чем она была до катастрофы, и нет оснований полагать, что теперь будет иначе!».
- В одном из интервью вы сказали: «Умом, сердцем, душой понимаю: тысячелетняя история нашей страны неотделима от монархии». После фильма о Солоневиче «Последний рыцарь Империи» таких откровений от вас не было, хотя их и ждали. После «Раскаленного хаоса» вы практически признаетесь в том, что являетесь монархистом. Что изменилось?
- Попытки анализа цивилизационных процессов неминуемо приводят к выводу о том, что демократия, либерализм, социализм и прочие «измы» не в состоянии справиться с гармонизацией общественного бытия. Монархия же наиболее последовательно и плодотворно благоустраивала земную жизнь. Нашу державу нельзя воспринимать как просто государство. Россия – это особая православная цивилизация, и не нам, простым смертным, менять основания, на коих она стояла веками.
Нынешняя стабильность может закончится в любой момент. И уже сейчас необходимо озадачиться вопросами будущего. Как избежать появления у власти людей случайных и не опытных? Как превратить население обратно в народ? Какое будущее мы хотим построить? В каком историческом опыте его искать? Где источник мудрости и силы?