В Государевом бастионе Петропавловской крепости открылась выставка «Великие русские географические открытия»
Она приурочена к 220‑летию первого русского кругосветного плавания.
7 августа 1803 года из Кронштадта вышли в море два корабля — «Надежда» и «Нева». Началось первое русское кругосветное путешествие с целью связать Русскую Америку с портами Балтики, проложить морские торговые пути, провести научные исследования.
Тем, кто замыслил эту экспедицию, пришлось преодолеть множество препятствий. И хотя теперь мы называем ее кругосветным плаванием Крузенштерна и Лисянского, начиналось все не с них. Еще в 1780 – 1793 годах основатель Российско-Американской компании купец Григорий Шелехов пытался заинтересовать императорский двор проектами отправки в Русскую Америку судов с Балтики. Когда в начале XIX столетия путешествие все‑таки состоялось, в нем принял участие зять Шелехова Николай Резанов. Тот самый, история которого вдохновила Андрея Вознесенского и Алексея Рыбникова на создание рок-оперы «Юнона» и «Авось». И Резанов больше известен как ее персонаж, а не как реальная историческая личность.
На выставке, подготовленной Музеем истории Санкт-Петербурга вместе с Фондом имени Миклухо-Маклая, о Резанове упоминается вскользь. Как и о многих других интересных людях, фактах, историях. Такова концепция этой экспозиции, призванной не только поделиться с посетителями полезной информацией, но и заинтересовать их темой географических открытий, спровоцировать на собственные изыскания.
«Я считаю, что этот проект дает нам хороший импульс к тому, чтобы больше и больше узнавать, невероятную возможность расширить горизонт своих знаний», — сказал в день открытия Николай Миклухо-Маклай, потомок знаменитого путешественника, основатель и директор фонда его имени, руководитель центра изучения Южно-Тихоокеанского региона Института востоковедения Академии наук.
На выставке представлены планшеты с короткими пояснениями — ключевыми датами и забавными фактами, именами и географическими названиями. Весьма любопытны листы из Атласа Южного моря, составленного Крузенштерном и ставшего «путеводителем» для следующего поколения мореплавателей. Почетное место занимает литография Шевалье Франсуа Фредерика «Кругосветное плавание Крузенштерна», датированная 1806 годом.
Кроме того, здесь можно получить общие сведения об экспедициях Коцебу, Беллинсгаузена и Лазарева, Миклухо-Маклая, других ученых и мореплавателей. В витринах и на стенах — географические карты, портреты путешественников, виды мест, в которых они побывали, памятные медали. Есть старинный глобус и пеленгатор обыкновенный на компасе судовом, барометр и дорожные чернильные приборы. Есть выпуски «Известий Императорского русского географического общества» за 1868 и 1884 годы, листы из книги «Универсум Мейера, или Изображения и описания достопримечательностей и чудес природы и искусства всей Земли».
Отдельное внимание кураторы уделили путешествию цесаревича Николая Александровича, будущего императора Николая II, на восток. Оно не было связано с научными изысканиями, но, как говорит главный научный сотрудник Музея истории Санкт-Петербурга Инна Семенова, пункты остановок цесаревича во многом перекликаются с местами, в которых побывали до него великие мореплаватели.
Часть связанных с этим путешествием материалов выставляется впервые (в их числе картина кисти Николая Гриценко из цикла, созданного художником во время поездки). Некоторые из вещей еще ждут своей атрибуции, как, например, фотография русских морских офицеров и «индийского высокопоставленного лица» на палубе корабля. Полной уверенности, что этот снимок был сделан именно в ходе путешествия цесаревича, нет, но вероятность этого велика.
И практически каждый из экспонатов этой выставки — точка отсчета, приглашение к исследованию, не столько ответ, сколько вопрос. На некоторые из них ученые попытались ответить в ходе научной конференции «Кругосветные путешествия и экспедиции из Петербурга в XVIII – XXI веках», которая прошла в Музее истории города на прошлой неделе. Другие загадки каждый из посетителей может разрешить сам — побывав в библиотеке или музее.