Акварели из Императорского кабинета вернулись на место
В Государственный музей-заповедник «Царское Село» вернулись две акварели художника Павла Дмитриевича Шипова 1910 года. Эти произведения находились в Рабочем кабинете Императора Николая II в Александровском дворце. Через посольство РФ в ФРГ их передал господин Бьёрн Колер-Свендсен. Теперь в коллекции музея – пять произведений генерал-лейтенанта Шипова.
Господин Колер-Свендсен получил эти рисунки от своего родственника – Хорста Колер-Свендсена, который находился в Царском Селе в годы нацистской оккупации и вывез их в Германию. Оба изображения наклеены на картон и окантованы в рамки; на оборотной стороне сделаны надписи шариковой ручкой.
– Мы испытываем трепет, когда в коллекцию музея возвращаются вещи, которые считались утраченными навсегда. В годы Великой Отечественной мы теряли их сотнями, теперь возвращаются единицы. И от этого они приобретают другой смысл и особое значение, мы более пристально в них вглядываемся. Счастливы, что в последние годы среди «возвращенцев» – предметы из Александровского дворца, где мы продолжаем формировать экспозицию, – говорит заместитель директора по научной работе ГМЗ «Царское Село» Ираида Куртовна Ботт.
На акварели «Представление депутации Вологодской губернии Николаю II 29 января 1910 года» изображены три члена депутации, двое из которых держат в руках иконы с рушниками. Перед одной из них, в центре композиции, – Император Николай II; слева, позади Государя, – два офицера.
На второй акварели изображён рядовой Лейб-гвардии 4-го Стрелкового Императорской Фамилии батальона.
До 1941 года эти произведения находились в Рабочем кабинете Императора Николая II в Александровском дворце, что подтверждают инвентарные номера на акварелях (А-2033, А-2035) и номера в инвентарной книге музейных ценностей Пушкинских дворцов-музеев 1940 года.
Павел Дмитриевич Шипов (1860–1919) — генерал-лейтенант, участник Русско-японской и Первой мировой войн. С 1909 года состоял в Свите Императора Николая II. Профессиональный художник, образование получил в Императорской Академии художеств. В годы войны зарисовывал солдат и офицеров, наблюдая их в боях и на отдыхе. Один из ярких представителей русского военного портрета.
Обе акварели вернутся на свои исторические места – в Рабочий кабинет Императора Николая II в Александровском дворце.