В Симферополе предлагают стереть имя Белы Куна с карты города

16 Окт 2021

В Симферополе прошли мероприятия, посвященные большевицкому террору 1920-1921 годов: в районе села Лозового открыли поклонный крест, а в республиканской библиотеке состоялся круглый стол «Историческое наследие».

На нем, в частности, обсуждались события 100-летней давности и их отражение в современной топонимике. Особое внимание участники мероприятия уделили улице Бела Куна в Симферополе, которую в очередной раз предложили переименовать и объяснили, почему это нужно сделать.

«Даже нелепые, на первый взгляд, исторические названия, вроде Собачьей балки, возникли неспроста. Там происходило что-то, из-за чего они появились. Когда после Гражданской войны стал проводиться процесс переименования улиц, произошла ликвидация нашей истории посредством уничтожения традиционной топонимики. Улицы называли именами деятелей, которые часто даже не были в тех населенных пунктах. А если и были, то оставили о себе очень недобрую славу. Один из них – первый председатель Крымревкома, венгерский большевик Бела Кун. Улица его имени есть в Симферополе. Вопрос о ее переименовании поднимался с 1990-х. Вроде бы на словах все согласны, что нужно переименовывать, но всегда появляются «нюансы». Вопрос не разрешен до настоящего времени, – рассказал краевед, координатор Русского просветительского общества имени Императора Александра III в Севастополе и Крыму Дмитрий Соколов.

Он также сообщил, что произошло историческое событие – возле Симферопольского водохранилища установлен деревянный поклонный крест ручной работы. Его изготовили в Карелии на Водлозере – в местах последних боев Белой армии на Севере России.

«Поклонный крест установлен в память о жертвах красного террора, о наших соотечественниках, которые нашли свой последний приют в этом месте. Они являются жертвами Белы Куна», – добавил Дмитрий Соколов.

«Заблуждение думать, что это был диктатор, который один решал, как поступать с нашими соотечественниками, которые были отнесены большевиками к числу их врагов. Убийства совершали чекисты, на которых Бела Кун имел влияние. Пробыв в Крыму и Симферополе непродолжительный срок – с ноября по 20 числа декабря 1920 года, он заложил своими решениями в политике кранного террора и военного коммунизма основы, которые главенствовали и после его отозвания. Этот человек был опасен в масштабах того времени больше, чем чекисты, которые выносили приговоры и осуществляли расстрелы. Он был идеологом. Это парадокс, что до сих пор в Симферополе существует улица имени Белы Куна, считает президент некоммерческого фонда «Наследие», генерал-лейтенант Службы внешней разведки (в отставке) Леонид Решетников. – Бела Кун занимался развертыванием красного террора, о котором мы сегодня говорили и жертвам которого, невинно убиенным людям, мы поставили сегодня поклонный крест».

По его словам, этот человек до 1955 года вообще не упоминаем нигде. «Но потом те люди, которые Крым отдали Украине, заодно реабилитировали Белу Куна. До сих пор мы вынуждены обсуждать эти абсурдные вещи, – сказал Леонид Решетников. – Мы не за то, чтобы отменить улицу Бела Куна и назвать улицей генерала Дроздовского. Мы за то, чтобы или вернуть историческое название или назвать ее в соответствии с ее географическим состоянием».

Любопытно, что кличку Белы Куна улица получила лишь в 1985 году, до этого она называлась Опорной.