В Москве открылась выставка предметов, возвращенных из Русского Рассеяния
В Российском фонде культуры в Москве открылась выставка «Шпалерный зал. Возвращение», состоящая из предметов, возвращенных из Русского Рассеяния.
«Я унес Россию», — вслед за Романом Гулем так мог бы сказать любой представитель первой волны русской эмиграции. Так и «уносили» ее после революции — по крупицам. В рукописях, картинах, воспоминаниях. Стараясь сохранить «блистающий мир, казавшийся особенно ярким после того, как один удар истории разом уничтожил его», — как писал Набоков. Ведь русские люди, вынужденные бежать от большевиков прекрасно понимали, что СССР имеет к России такое же отношение, как Турция к Византийской империи — всего лишь географическое совпадение, не более.
Несмотря на это, когда возникала угроза утраты наследия, и сами эмигранты, и их потомки предпочитали вернуть исторические реликвии в Россию, пусть даже порабощенную большевиками. Начался этот процесс благодаря созданному в 1986 году Советскому фонду культуры, впоследствии ставшему Российским. Это и была основная задача организации — поиск и возврат культурных ценностей. На призыв академика Лихачева, председателя правления фонда, вернуть на родину сбереженные реликвии, откликнулись многие соотечественники за рубежом.
В результате в Фонд культуры стали поступать дары со всего мира — за годы работы организации было получено более 130 тысяч предметов. Причем, уникальных. «Я — человек не завистливый, — говорит главный хранитель РФК, куратор выставки Ольга Землякова, — но когда смотрю документы тех лет, рыдать хочется. Фонду дарили письма Пушкина, Чайковского, архивы Бунина, Шмелева, работы Бенуа, Левитана, Серебряковой... За каждым именем — история». Среди прочих даров — переписка Николая I, рукописная книга XVII века «Апокалипсис» и иконы XV столетия, некогда хранившиеся в Софии Новгородской. Реликвии фонд передавал в музеи и библиотеки — в Эрмитаж, Русский музей, ГМИИ им. Пушкина, Третьяковскую галерею, Исторический музей, Госархив...
Небольшая часть коллекции осталась и в самом фонде. Экспонаты из нее — около 300 предметов — и показывают на выставке «РФК. Шпалерный зал. Возвращение». Эти реликвии когда-то прибыли в качестве даров из Америки, Канады, Чили, Аргентины, Франции, Бельгии, ЮАР, Китая... Вот, например, неожиданные крошечные миниатюры Айвазовского: «Утро», «День», «Вечер» — они сохранились в семье внука художника, жившего в эмиграции в Сербии. Показана и шуточная фотография мариниста — на ней мастер пишет очередной морской пейзаж. На первый взгляд, ничего особенного, но присмотревшись, обнаруживаешь, что пейзаж подлинный, написанный маслом, — он просто наклеен на фотографию.
Морскую тематику продолжают инкрустированные слоновой костью табакерки с изображением русских кораблей. Эти экспонаты наши моряки преподнесли своей покровительнице, Великой Княжне Ольге Константиновне, впоследствии ставшей Греческой Королевой.
Особое место на выставке занимает коллекция общества «Родина», переданная Российскому фонду культуры. «Родина» была создана в Америке, в Нью-Джерси, в 1953 году русскими офицерами-изгнанниками и со временем стала одним из крупнейших хранилищ российских исторических предметов, сбереженных эмигрантами. Многие дарители, жертвовавшие обществу экспонаты, желали, чтобы предметы эти возвратились на родину настоящую — после освобождения ее от «оков коммунизма». Оковы пали, и коллекция вернулась. Теперь в стенах фонда можно увидеть прижизненные портреты российских императоров. Некоторые из них канонические, например, Николая I и Николая II, служившие основой для портретов во всех присутственных местах империи. Тут же и коронационное меню 1896 года по рисунку Васнецова — последний такого рода документ в истории России.
С парадными царскими портретами соседствует камерный раздел, посвященный мирискусникам. Вот толстощекая «Катька» с папиросой во рту кисти Бориса Такке — «прозеванного гения», забытого и заново открытого. Помимо него в Российском фонде культуры показаны работы Сергея Судейкина, венгерского экспрессиониста Хуго Шайбера (здесь можно увидеть «Двух женщин» — самую известную его работу, когда-то фигурировавшую на советских почтовых марках), а также театральные эскизы Мстислава Добужинского и Леонида Браиловского. Работы последних художников подарены коллекционером Евгением Климовым, эмигрантом, жившем в Канаде и преподававшем русское искусство. Климов передал Российскому фонду культуры 15 работ Бенуа, а еще Сурикова — портрет Елизаветы Шаре, жены художника, представленный на выставке.
Рядом с ним на выставке и прочие классики – Айвазовский (не только миниатюрный, но и канонический), Нестеров, Коровин, Константин и Владимир Маковские, ранний, импрессионистический Бродский...
Наряду с живописью в Фонде культуры представлены прикладные предметы: русский серебряный столовый набор, присланный в дар из Китая, ручники с гербом, тарелки из семьи Романовых — с двуглавыми орлами, с голубыми каемочками и без. А еще веер и сумочка, по преданию принадлежавшие Великим Княжнам Ольге и Татьяне, шелковый платок с изображением императрицы Александры Федоровны, подлинные фотографии и рамки из царской семьи... Или, например, коронационные кружки Николая II. Предметы, рассказывающие историю страны. Осколки России, спасенные от уничтожения большевиками и возвращенные.