В Ставрополе из-за доноса бывшего вертухая отменили выставку о русском эмигрантском литераторе
Ставропольские власти отменили планировавшуюся в краеведческом музее выставку, посвященную уроженцу города, русскому эмигрантскому литератору Илье Сургучеву. Причина – доносы бывшего ветухая.
Писатель и драматург Илья Сургучев родился в 1881 году в Ставрополе. Его отец владел небольшой гостиницей, на здании которой сейчас располагается памятная табличка. Первые публикации И.Сургучева сделаны в газете «Северный Кавказ» когда он был еще гимназистом. В 18 лет поступил в Петербургский Императорский университет на факультет восточных языков. Зная монгольский, китайский, немецкий и французский языки, он мог стать ученым, и ему предложили место на кафедре, но сердцке его было отдано литературе.
Не достигнув возраста и 25 лет, И.Сургучев уже печатается в столичных изданиях вместе с такими мэтрами как Леонид Андреев, Иван Бунин, Максим Горький и другими. После окончания университета писатель решил вернуться в любимый им Ставрополь, где собирал у себя дома кавказских писателей и поэтов, выпускал литературные журналы, продолжал работу над собственными произведениями. К его творчеству сохранялся интерес и в столицах. Пьеса «Торговый дом» была опубликована в Москве и поставлена на сцене Императорского Александринского театра в Петербурге, а потом в Малом театре в Москве. В 1915 году по заказу Константина Станиславского, он написал для Московского Художественного театра пьесу «Осенние скрипки», впоследствии переведенную на несколько языков для постановки в ряде европейских театров, а также экранизации в США.
События февраля и октября 1917 года поразили И.Сургучева. Новую власть он категорически не принял и запечатлел ее злодейства в родном городе в произведении «Большевики в Ставрополе», охватывающем исторический период с февраля 1917 года до июля 1918-го. «За какую вину нужно было принимать воистину неслыханные, изысканнейшие нечеловеческие казни? За что? Вот вопросы, которые долго будут вопиять к небу. Что же они, эти люди, шедшие под знаменами социализма, всюду и везде кричавшие о братских, пролетарских лозунгах, что же они делали эти люди?», – задавался вопросом И.Сургучев.
Неприятие красного террора, официально провозглашенного доктриной большевиков и вовсю развернувшегося в Ставрополе, привели писателя вначале в Добровольческую армию, а потом – в эмиграцию. В итоге в 1923 году он осел в Париже.
Во время немецкой оккупации Франции И.Сургучев печатался в единственной русскоязычной газете «Парижский вестник», что и пытаются поставить ему в «вину» идейные и духовные наследники большевиков. Между тем, хотя после окончания IIМировой войны по доносу он и попал в тюрьму, однако был выпущен французскими властями без предъявления каких-либо обвинений, поскольку фактов «сотрудничества с оккупантами» обнаружено не было.
После войны И.Сургучев продолжал работать. Он печатался в парижском журнале «Возрождение». В послевоенные годы вышла его знаменитая повесть «Детские годы Императора Николая II». Умер в 1956 году, похоронен на «русском кладбище» в Сент-Женевьев-де-Буа в предместье Парижа.
После краха СССР на Ставрополье вновь пробудился интерес к творчеству И.Сургучева. По его работам пишутся дипломы и диссертации, с 1994 года проходят ежегодные Сургучевские чтения, 2006 года был объявлен на Ставрополье Годом И.Сургучева, проводятся выставки и конференции, изданы ключевые произведения, школе № 4, в здании которой располагалось Ставропольское духовное училище, где в 1891-1895 годах он учился, присвоено имя писателя, а на его доме установлена памятная табличка.
Казалось бы, справедливость восторжествовала. Но рост популярности не устраивал красных русофобов. «Группа активистов» потребовала переименовать школу №4. Сургучевские чтения в Краевой библиотеке имени Лермонтова были переименованы. Они «чудесным образом» превратились во «встречу с профессором Александром Фокиным», исследователем творчества И.Сургучева. Со стены библиотеки убрали портрет писателя.
В краеведческом музее планировали провести большую выставку к 140-летию Сургучева и показать документы, связанные его с жизнью и творческой деятельностью. Однако, стало известно, сто она отменена. Директор музея Николай Охонько объяснил решение отменить выставку «негативным общественным резонансом». «Особое беспокойство вызывает то, что несогласие с выставкой проявилось и со стороны ветеранов Великой Отечественной войны», – отметил он, однако ни одного имени «ветерана» назвать не смог.
Оно и не удивительно. В высшей степени примечательно, что доносы на Сургучева написаны анонимными авторами. Источник сообщил ресурсу NewsTracker, что за большей долей из них действительно стоит ветеран, но, конечно, не Великой Отечественной войны, на которую он не мог попасть по возрасту, а внутренних войск.
«Это человек, проживающий на Кавказских Минеральных Водах, и единственные «боевые» действия, в которых он принимал участие, – это подавление бунтов в колониях. Выйдя на пенсию и, видимо, скучая по временам ЧК, он строчит анонимные письма против того же Сургучева, который описал действия чекистов в Ставрополе», – рассказал источник.