Российское дворянское собрание издало Обращение по случаю 100-летия Русского исхода

16 Ноя 2020

Предводитель Российского дворянского собрания Олег Щербачев опубликовал Обращение по случаю 100-летия Русского исхода.

В документе, в частности, говорится:

«100 лет назад, из Крыма (Керчи) ушел последний корабль. Вместе с ним ушла Русская армия. Вместе с ним ушла эпоха. Вместе с ним ушла русская история...

В ней было много трагического. Но Бог, Царь и Отечество в ней всегда пребывали и ощущались в единстве. В катастрофе 1917 года это единство распалось. Стал неизбежен выбор. Сознательно или интуитивно, те, кто ушел, выбрали Бога. Не потому, что они не любили Отечество. Но потому, что то Отечество, в котором они родились, то Отечество, которое они любили, больше не существовало. Пришедшее ему "на смену" советское государство относилось к России, "как убийца к убитому" (А. Солженицын). Можно ли любить убийцу твоей родины, твоей матери, твоей веры?

Конечно, не всем удалось уйти. Жизнь сложнее схем. Но тот, кто остался здесь и выжил - физически и духовно - неизбежно должен был также уйти: в эмиграцию - в эмиграцию внутреннюю. Настоящая история России XX века и есть история эмиграции, история сопротивления и гражданской войны (которая отнюдь не закончилась ни в 1920, ни в 1922), история духовного диссидентства и нонконформизма, история христианского исповедничества и мученичества. Только в таком трагическом дискурсе и может быть написана "единая история России", которую на наших глазах пытаются сшить из ее разодранных риз, срастить, как химеру, слепить, как Голема.

Российское Дворянское Собрание, которое было создано в 1990 году, было попыткой выхода из внутренней эмиграции, из подполья, из-под глыб, попыткой сохранить живой побег, казалось бы, окончательно убитой и обескровленной России. Та удивительная атмосфера, которой мы дышали в те далекие и столь поносимые ныне 90-е, должна остаться в наших легких. Сколь бы ни понуждали нас сегодня к "примирению и согласию", мы, видевшие истинных свидетелей этой эпохи, не дрогнем и не прогнемся и не позволим примирить добро и зло, правду и ложь, Бога и отца лжи. Такое примирение возможно лишь как обман, соблазн, симулякр и шизофрения.

Сегодня мы вспоминаем великий Русский исход. Почему мы говорим об Исходе? Разве белое воинство уходило не в изгнание? Да, и это изгнание и сороколетнее странничество и спустя сто лет отнюдь не завершено. Но, уходя в изгнание - и послание, - они верили, что вернутся в Россию - не в ее злокачественное перерождение, но в истинную и обетованную Россию, "когда Ангел отвалит камень от гроба ее" (И. Бунин)».