В Богородицке открылась выставка «Наследник Российского Престола. Воспитание Петергофом»
В Богородицком дворце-музее (Тульская область) открылась выставка «Наследник Российского Престола. Воспитание Петергофом».
Она знакомит с традициями и методами воспитания Цесаревичей, отношением к детям и детству в Императорской семье, ежедневными обычаями и церемониями. Вопросы образования, досуга и устройства личной жизни рассматриваются через призму истории Петергофа, где проходило детство нескольких поколений Династии Романовых.
В экспозиции – 269 предметов из фондов Государственного музея-заповедника «Петергоф»: картины, произведения декоративно-прикладного искусства, книги, атрибуты письма и чтения, старинный спортивный инвентарь, а также экспонаты мемориального характера из петергофских дворцов, связанные с именами представителей Императорской Фамилии, включая предметы, принадлежавшие Наследникам Престола.
Богородицкий дворец-музей был не случайно выбран для проведения этой выставки. Екатерина II уделяла особое внимание воспитанию и образованию своего побочного сына Алексея Бобринского. Дети из этого графского рода воспитывались вместе с Великими Князьями, ведь Бобринских и Романовых связывали тесные семейные узы.
Интересно, что материнские чувства Екатерины II, мало проявившиеся при воспитании сына Павла, пробудились в ней при рождении внуков, особенно нежно любимого Александра. И Александр, и родившийся вскоре Константин жили постоянно при бабушке, встречаясь с родителями только раз или два в неделю в присутствии самой Екатерины или под наблюдением посторонних лиц.
Александр очень любил бабушку, мог часами находиться в кабинете Императрицы, наблюдая за ее работой; даже переставал плакать, когда она входила в комнату. Очень скучал, если несколько часов не видел Екатерину и начинал писать письма (мальчик рано научился читать и писать); если он болел, то просил позвать именно бабушку.
В 1784 году, когда Александру еще не исполнилось семи, а Константину – пяти лет, Екатерина решила, что мальчики должны «перейти в мужские руки». Выбор пал на князя Николая Ивановича Салтыкова, бывшего до этого десять лет воспитателем Цесаревича Павла Петровича, сына Екатерины II. «В главные приставники над воспитанием искали Мы особу добронравную, – писала Императрица Н. И. Салтыкову, – поведения, основанного на здравом рассудке и честности, и который с детьми умел бы обходиться приятно и ласково».
Известно более 130 писем Екатерины II, Павла I, Александра I и Константина к Салтыкову, наполненные чувствами благодарности, почтения и уважения. Екатерины была довольна человеком, которому доверила непосредственное воспитание и образование своих внуков. Но в руководство ему она написала «Инструкцию князю Николаю Ивановичу Салтыкову при назначении его к воспитанию Великих Князей» – свое самое значительное педагогическое сочинение. В нем раскрываются взгляды Екатерины II на задачи, формы и методы воспитания и образования юношества на примере ее забот о воспитании собственных внуков.
Императрица рассматривала воспитание как главнейший фактор формирования человеческой личности. Правильно поставленное, оно создает человека с высокими общественными интересами и нравственными стремлениями. «Здравое тело и умонаклонение к добру составляет все воспитание», – писала она в предисловии к «Инструкции», общий дух которой дышит кротостью, любовью к детям, сохранением в них веселости и свободы. Из процесса воспитания изгнаны все деспотические приемы, способные сломить ребенка, его волю, не направить ее к добру.
Известно, что императрица гордилась своим произведением. В ее кабинете всегда находилось несколько копий «Инструкции», хорошо переписанных, которые она жаловала вельможам и знаменитым путешественникам в знак своего расположения. В Москве в Архиве древних актов, в бумагах Екатерины II имеются три экземпляра этого интересного историко-педагогического документа своей эпохи.