Государыня: Народы и религии мирно жили в Царской России многие века
Глава Российского Императорского Дома Е.И.В. Государыня Великая Княгиня Мария Владимировна благоволила дать интервью казанскому порталу «Реальное время».
— Ваше Императорское Высочество, с вашего позволения сразу перейду к Поволжью. Вы не раз бывали в этом Татарстане и нам важно знать Ваше мнение о нем.
— Каждый раз, когда я бываю в регионе, то я вижу, как он становится красивее и красивее. Это значит, что люди вкладывают огромную энергию в родной край, заботу и внимание к своей Родине. Здесь мудрый народ и мудрая власть. Они помогают друг другу в деле взаимного понимания и работы, направленной для самих же себя.
Мы, как помнится, были в Татарстане в первый раз в 1993 году. Как и по всей России, было все очень непросто… Но год от года, от поездки к поездке заметно, что в регионе многое поменялось и только в лучшую сторону. Меня всегда принимали с большой заботой. В прошлом году в Казани прошла встреча прот. Александра Ткаченко, директора Императорского фонда исследования онкологических заболеваний с журналистами и студентами университета. Из этой встречи выросло много интересных инициатив.
Вспомним Свияжск. Сколько времени и сил приложил для его воссоздания первый президент Татарстана Минтимер Шаймиев. Сколько сил вкладывает в сохранение и развитие духовности нынешняя власть региона! У меня всегда остаются самые теплые воспоминания о крае. Я и моя семья с радостью будут приезжать.
— Смею заверить, что вас в Татарстане и стране в целом будут встречать на очень хорошем уровне. А гостеприимство — закон для всех татар.
— Безусловно, это так.
— Многие говорят о том, что в Царское время инородцам и иноверцам жилось в России невмоготу. А как считаете Вы?
— Я считаю, что в России во все времена относились к верованиям неправославных с уважением. По крайней мере, мы знаем, что, например, во время долгого плавания на военных судах для православных был священник. Но по пятницам, по возможности, мусульмане свободно могли выходить в любом порту для того, чтобы помолиться и тем самым совершить духовный долг. Более того, матросов мусульманского исповедания не просто отпускали помолиться, а обеспечивали поиск мечети и муллы.
Когда же принималась присяга, то православные солдаты давали клятву верному служению на Евангелии, а мусульмане — на Коране.
Так что было вот это уважение к представителям других верований — мусульманам, буддистам. Екатерина II сделала многое для того, чтобы буддизм стал третьей религией для Российской Империи. Так что буддисты это прекрасно помнят. Когда я была в Улан-Удэ, мне не раз высказывали уважение к действиям Екатерины II.
— Для татар Екатерина II тоже является очень важной фигурой. Она многое сделала для мусульман, в частности, во время экспедиции в Казань императрица дала много свобод правоверным, чего ранее не было в нашей непростой истории.
— Совершенно с вами согласна. Поэтому православные, мусульмане и буддисты помнят ее благие дела во имя Отечества. А те, кто ищет какие-то сложности… Ну, Бог им судья. Вы можете посмотреть и изучить Царские архивы, там все есть, там все написано. Несомненно, что везде и всюду есть конфликты и находятся люди, коим нужно что-то раздувать. Отчего-то акцент в деятельности Императора или Императрицы делается только на негативе или на лжи. А то, что многие народы и религии мирно жили в России многие века и в Царское время – об этом почему-то мало рассказывается.
Сегодня, когда во многих странах идет война, а иногда это гражданские конфликты, Россия была и есть пример добрососедства и мира между народами. Но ведь это не родилось все сразу, за короткое время. Значит, принципы добра были заложены еще в царские времена.
— Ваше Императорское Высочество, почему среди жителей Крыма было так много монархистов?
— Наверное, оттого, что все в то время жили довольно неплохо! Роскошный, богатый край, зажиточные люди. Они смотрели на Императора как на отца, а Император на них — как на собственных детей. Поэтому не было конфликта с жителями Крыма, в том числе с крымскими татарами. Вот поэтому, я считаю, полуостров и был привержен идеям монархизма.
— Сейчас наше общество разделено на разные лагеря. Я имею в виду фильм «Матильда». Очень хочется знать по этому поводу ваше мнение.
— Жаль, что такие фильмы распространяют ложь и клевету. Да, не в первый и не в последний раз. Видимо, людям свойственно давать о себе знать именно через такие «работы». Не надо придавать этому огромное значение.
Я не поддерживаю идею запрета этого фильма, так как подобное решение только создаст рекламу и придаст недостойному фильму характер заманчивого «запретного плода».
Но неприятно видеть и слышать неправду о члене своей семьи. Государь был молод, может быть, был какой-то роман. Но не более того. Я думаю, достаточно об этом говорить.
— Мне довелось слышать, что в вас течет кровь потомков пророка Мухаммада. Так ли это?
— Да, это так, и я всегда при посещении арабских и других мусульманских стран подчеркиваю данный факт.
Происхождение передалось через эмира Севильи. Он породнились с королями Испании. И потом это перешло в другие европейские династии. Дочь Петра Великого цесаревна Анна Петровна вышла замуж за герцога Карла Фридриха Гольштейн-Готторпского, от которого тянулась ниточка к пророку. Таким образом, Дом Романовых тоже стал носителем этой крови.
Когда встречалась с муфтием Стамбула, он сам начал разговор на данную тему, поскольку тоже является потомком пророка Мухаммада. Он рассказал, как в мусульманском мире признается обоснованность или необоснованность преданий. Иногда сомнения есть, а иногда нет. Что касается Дома Романовых, в исламском мире относительно данного факта сомнений никаких нет.