Монархисты Петербурга провели пресс-конференцию к 100-летию Русской катастрофы
В пресс-центре ИА Интерфакс монархисты Санкт-Петербурга провели пресс-конференцию в формате круглого стола, посвященную 100-летию Русской катастрофы.
В начале мероприятия редактор газеты «Монархист» Михаил Кулыбин отметил, что перед российским обществом сегодня ставится искусственная дилемма в выборе идейной основы для дальнейшего развития пути страны. Предлагается присоединиться к идее, что в Феврале 1917года страна вышла, наконец, на путь развития мировой цивилизации, но все испортил Октябрь; либо же считать Октябрь – развитием и углублением достижений революции и основой для построение нового, наиболее совершенного общественного устройства.
При этом как бы по умолчанию получается, что тот исторический путь, по которому со времен св. Владимира Крестителя почти тысячу лет шла Россия, - тупиковый и ошибочный. Причем никаких доказательств этому не предоставляется. Среди большинства обывателей это почитается некоей «аксиомой», причиной чему только то, что история написана организаторами и творцами Февраля.
М.Кулыбин предложил задаться вопросом что стало причиной Февраля? Приведя обильные статистические данные он продемонстрировал, что бытующие представления об экономической отсталости страны, засилии бюрократии, отсутствии естественных прав и свобод, нищенском и закабаленном положении рабочих и крестьян, безграмотности и т.п., каковые, обычно, выдвигаются в качестве «причин» революции – не более, чем пропагандистские мифы.
Со своей стороны к.и.н.Сергей Емельянов с цифрами и фактами показал, что причиной революции не была и IМировая война. Она, безусловно, оказывала влияние на предреволюционное общество, но представления о том, что Российская Империя потерпела поражение или в тылу создались невыносимые для жизни условия – абсолютно не соответствуют действительности.
Таким образом, подытожил М.Кулыбин, «классические» особснования революционных событий совершенно не верны. Он предложил искать причины Февральской катастрофы в сфере духа, указав на глубочайший духовный кризис, поразивший русское общество в начале ХХ века.
Традиционное цельное православное мировоззрение, в котором органично были слиты почитание Бога, Его Церкви и Его Помазанника, постепенно размывалось. Причем процесс этот, начавшийся с верхних слоев общества, искавших «рецептов» на «просвещенном Западе», постепенно распространился и на низы. «Конечно, люди не отпали еще полностью от Церкви, но посмотрите, когда именно происходит революция – Великим постом. Те самые люди, которые вчера ходили слушать Покаянный Канон св. Андрея Критского, произносили молитву св. Ефрема Сирина, где есть такие слова: «Господи и Владыка живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми…», сегодня бросали работу на заводе, выполнявшем военный заказ (во время войны!), начинали бастовать и выходили на улицу с революционными требованиями, исполненными того самого духа ненависти, праздности и любоначалия. Это ли не показатель распада сознания?», - отметил докладчик.
О том, как духовный кризис общества отразился в СМИ и как СМИ, в свою очередь, участвовали в «промывке мозгов» народных масс, рассказал кандидат богословия, кандидат философских наук, Санкт-Петербургской духовной академиииерей Игорь Лысенко.
Проанализировав материалы «Петербургской газеты» - одной из самых популярных в городе, существовавшей за счет рекламы и потому чутко следовавшей интересам читателей, он показал, как разрастался духовный кризис общества. «Постепенно со страниц издания исчезает информация о Царе, о церковной жизни, духовных вопросах, зато возрастает то, что сейчас назвали бы «негативным информационным фоном» - сообщения о преступлениях, несчастных случаях, убийствах и т.п. Параллельно растет и объем рекламы адвокатов по бракоразводным делам и врачей по венерическим болезням. «Такая специфика интереса читателей говорит о том, что в начале ХХ века Россия сама отреклась от Церкви, Императора и здравого смысла», - подчеркнул о. Игорь.
Таким образом, как отметил М.Кулыбин, в реальности имело место фантастически быстрое и мощное развитие России, а в общественном сознании утвердилось мнение, что Империя отсталое, реакционное, погрязшее в коррупции государство с некомпетентным правительством и отжившей политической системой. К началу 1917 года Россия стоит на пороге победы в войне, а обыватель убежден, что война уже практически проиграна. Это крайне превратное, абсолютно не соответствующее действительности представление о положении дел в Империи в целом и на фронте в частности, стало «реальностью» в головах подавляющей части обывателей, наряду с убеждением, что изменить положение к лучшему можно только устранив от власти Царя, ничто иное не поможет.
«Накануне майдана, я побывал на Украине, - рассказал М.Кулыбин. – И по живому общению с людьми смог почувствовать в определенной мере то, что творилось а России в начале ХХ века. Ощущение, что «все пропало», невзирая на вполне нормальную ситуацию, я встретил не только у вечно ноющих либералов или радикальных украинских националистов, но, что гораздо страшнее, - у обывателей, которые полностью игнорировали реальность и жили в совершенно иллюзорном мире. Это была «калька» с России накануне Февраля».
Если же говорить о самой технологии организации переворота, отметил он, то здесь ведущую роль сыграли, назовем их современным языком, «олигархи» - прослойка общества, имевшая огромное экономическое влияние и хотевшая трансформировать его во влияние политическое, как это происходит в республиканских режимах. На пути всевластия капитала стоял Николай II– и он должен был, по мнению олигархата, так и ли иначе уйти. Идеологическую поддержку для «просвещенного общества» реализовали «прекраснодушные» либеральные интеллигенты, пытавшиеся искусственно России привить не свойственные ей идеи. Госдума должна была обеспечить «легитимацию» переворота. А радикальные революционные партии (включая большевиков), используя свое влияние на рабочих и солдат, – организовать «массовку» на улицах, без которой заставить Царя отречься было невозможно. Результатом стало крушение тысячелетней Русской государственности.
Генеральный секретарь Российского Имперского Союза-Ордена Андрей Сорокин со своей стороны добавил, что Октябрь был не просто прямым следствием Февраля, но он был неизбежен после Февральской катастрофы. «Умозрительные идеи либералов в принципе не могли прижиться в России. Для этого не было ни исторических, ни экономических, ни аполитических предпосылок», - подчеркнул он.
Начальник РИС-О Дмитрий Сысуев отметил, что, не разобравшись с историей, не поняв, что именно произошло в Феврале, российское общество никогда не сможет адекватно понять, куда надо дальше. Поэтому исторические экскурсы, данные в ходе круглого стола, свершено необходимы для извлечения правильных выводов.«Нынешнее общество часто напоминает мне человека, забывшего память. Он мечется, чувствует, что ему чего-то не хватает, но сам не может понять чего», - отметил он.
По словам начальника РИС-О, русская эмиграция накопила огромный духовный багаж, позволяющий осмыслить трагедию Февраля и, опираясь на это осмысление наметить вектор развития, оптимально подходящий для страны. «Достаточно назвать такие имена как Иван Ильин и Иван Солоневич, каждый из которых работал именно на будущее России», - подчеркнул он.
Д.Сысуев также огласил Обращение РИС-О к 100-летию начала Великой Русской Смуты, подчеркнув, что подлинное возрождение России немыслимо вне тех форм, которые Русский народ за тысячу лет выработал для оформления своей государственности. Все позднейшие опыты были лишь более или менее страшной пародией на историческую Русскую монархию, без восстановления которой на ее духовных, идейных, правовых основаниях, плодотворное поступательное движение вперед, как минимум, проблематично. «Лишь восстановление на Престоле законной наследницы – Главы Дома Романовых Великой Княгини Марии Владимировны позволит связать разорванную нить исторического пути России», - заключил он.
М.Кулыбин отметил, что в данный момент, безусловно, российское общество не готово к восстановлению монархии, хотя бы просто потому, что не понимает, что это такое. Но будить в людях историческую память, призывать их задуматься над событиями прошлого, помогать извлекать уроки, вести просветительскую работу необходимо уже сейчас. О. Игорь Лысенко добавил, что некогда в отдаленной провинции Римской Империи был предан позонной смерти Человек, и лишь единицы Его учеников знали об этом. А меньше чем через три века вся Империя признала Его Богом и приняла его учение в качестве основы государственной идеологии. И отстаивать правду необходимо вне зависимости от того, популярна она сегодня или нет.
Подводя итог мероприятия, М.Кулыбин отметил, что рецептов или сценариев для восстановления Царской власти современные монархисты не в нынешних условиях не считают целесообразным предлагать. «Но есть этапы, которые российское общество должно для этого пройти. Об одном из них сейчас очень много говорится. Это – национальное примирение. Действительно, без достижения его стране сложно двигаться дальше. Некоторые полагают, что национальное примирение должно заключаться в том, чтобы «оставить все как есть». Другими словами, чтобы храмы во имя св. Царя-мученика стояли на улицах имени его убийцы Войкова. Это не примирение, это называется «шизофрения» - когда в одной голове мирно уживаются две противоположно направленных мысли», - подчеркнул он.
По мнению спикера, национальное примирение может быть достигнуто только после того, как общество даст морально-нравственную оценку происшедшему. Когда если не до всех, то хотя бы до какой-то решающей, «критической» массы народа дойдет понимание того, что революция – это преступление, что брать деньги на бунт от вражеской страны – преступление, что уничтожать классы и сословия – преступление, что убивать верующих и сносить храмы – преступление. Тогда общество созреет для следующего шага: осознав коллективную национальную вину за все эти преступления оно сможет покаяться в них. И вот тогда уже будет возможно восстановление подлинной монархии.
Как отметил М.Кулыбин, есть маленькие шаги, вызывающие большие последствия. На исходе советской власти в людях проявился искренний интерес к 1000-летию Крещения Руси. И это что-то сдвинуло во всей стране – безбожные власти неожиданно разрешили Церкви отпраздновать это событие как бы полуофициально. А всего через несколько лет богоборческая власть гибнет, съедая сама себя.