Россияне по-прежнему не понимают значения Февральской катастрофы
Россияне по-прежнему не понимают значения Февральской катастрофы 1917 года. Это главный вывод, который можно сделать из результатов опроса, проведенного «Левада-центром».
«Прогрессивным шагом в развитии страны» крушение монархии назвали всего 13%. Осознают, что это «привело Россию на путь утраты своего национального и государственного величия» 21%. Казалось бы, перевес за здравым смыслом, но 43% (!!!) либо никогда не задумывались над вопросом, либо не имеют мнения. А еще23% полагают «положительные и отрицательные последствия крушения монархии компенсируют друг друга». Т.е. осознания значения этого события в истории России в массовом сознании просто нет; хуже того, многие не желают даже задуматься над вопросом. Интересно, что похожие цифры (расхождения всего в несколько процентов, без явного тренда) были получены и в ходе опросов 1997 и 2013 годов. То есть существующее положение общественного сознания довольно статично.
При этом ответы за другой вопрос, вносят еще больше путаницы с попытки понять логику мышлении я «среднего россиянина». Ведь 32 % считают, что «Февральская революция была этапом на пути к Великой Октябрьской социалистической революции, создавшей первое в мире государство рабочих и крестьян» (в 2012 году – 27%). А с тем, что «Февральская революция ослабила Россию, что привело к октябрьскому перевороту и крушению страны» согласны лишь 19% (в 2012 году – 24%). Т.е. тенденция к большевизации общественного восприятия налицо. Есть в обществе стойкая группа сторонников феврализма, полагающих, что «Февральская революция, если бы не последующий октябрьский переворот, вывела бы Россию на путь прогресса и демократии, и наша страна входила бы сейчас в число наиболее развитых стран мира» (в 2012 году – 13%, сейчас – 11%). С совершенно парадоксальным утверждением, что «Февральская революция не имела существенного значения в истории России» согласны 9% (в 2012 году – 7%).
Наконец, в вопросе о лучшей власти в России на протяжении последнего столетия, общественное мнение демонстрирует неприятные для нас тенденции. Так, предпочтение дореволюционному периоду отдают лишь 6% (в 1993 году – 20%). Активизация пробольшевицкой агитации дало свои печальные результаты. Правда любовь к сталинскому периоду не выросла: секта сталинопочитателей владеет умами 6% опрошенных (и в 1993 и в 2017 году). Традиционно велик процент ностальгаторов по советскому застою: в 1993 году – 39%, сейчас – 29%. Перестройка и Ельцин воспринимаются однозначно негативно – 2% и 1% соответственно (в 1993 году – 5% и 6%). Ну и все рекорды бьет нынешний президент РФ с рейтингом 32%.