Духовенство РПЦ: Историческую топонимику необходимо вернуть
По мнению духовенства Русской Православной Церкви, необходима постоянная, планомерная работа по возвращению исторической топонимики и ликвидации советской.
Напомним, на днях Патриарх Кирилл вновь поднял вопрос о переименовании «Войковской» и, в частности, заявил: «Нельзя, чтобы в городе, в нашей топонимике сохранялись имена преступников и террористов».
Портал Regions.ru опросил представителей духовенства, чтобы узнать об их позиции по этому вопросу.
Настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего Скорбященского монастыря на Новослободской прот. Александр Ильяшенко:
- Мне кажется, Патриарх очень хорошо сформулировал проблему – хочется подчеркнуть, давно назревшую. Конечно, не место в древнем славном городе Москве улицам, названным в честь злодеев.
Любое убийство – злодеяние, а Петр Войков, как известно, принимал участие в убийстве Царской семьи. Это злодеяние совершалось под покровом ночи, звуки выстрелов заглушались двигателем работающего мотора.
Проблема, о которой говорит Святейший, действительно есть. Многие могут о ней не задумываться: люди по присущему им консерватизму не хотят изменений. Но это значит, средства массовой информации не дорабатывают. Нужно донести до всех наших сограждан, почему предлагается такое решение. И думаю, что такие разумные изменения в топонимике города действительно будут способствовать очищению нравственного климата в городе.
Клирик Храма святителя Николая на Трех Горах священник Димитрий Лиин:
- Благодаря названиям городов и улиц мы с вами ощущаем дыхание истории, чувствуем «нерв», становимся сопричастными к истории нашего отечества. Поэтому я сторонник возращения дореволюционных названий.
Как быть с советскими названиями? Несомненно, некоторые из них отражают достижения нашего отечества. Это связано, прежде всего, с развитием техники, с космическими исследованиями, научными открытиями. Тем не менее, переименования некоторых улиц, названия которых уже стали для нас привычными, было не очень продуманным. К примеру, Гжатск (сейчас Гагарин) – очень красивое название, оно тоже в каком-то смысле могло бы стать памятью о Юрии Гагарине, нашем замечательном соотечественнике. Переименовывать все подряд, как это было в советское время, даже называя города в честь по-настоящему выдающихся людей, мне кажется, значит – проявлять некое неуважение к памяти предков, пользовавшихся древними названиями. Эти древние названия очень красивые, они несут понятную смысловую нагрузку, а названия в честь людей – просто советский штамп.
И, конечно, нельзя было переименовывать улицы и города в честь советских вождей. Советский период – время ужасной деспотии, тоталитарного строя, уничтожения храмов. И большинство советских деятелей, особенно раннего периода, несут ответственность за все проведенные звероподобные эксперименты над нашим народом. Возьмем, например, город Киров, который все культурные, знающие историю люди, конечно, называют Вяткой.
Да, мы знаем, что и до революции города называли в честь Царей и Цариц – но это были исключительные случаи, и речь шла о новых городах, появлявшихся благодаря трудам этих Царей. В советское же время главным критерием была идеология – естественно, коммунистическая. Поэтому я сторонник возращения древних, дореволюционных названий русским городам, которые были переименованы в честь советских вождей.
Увековечивая имена ученых, творческих и вообще выдающихся людей советского периода, нужно каждый случай рассматривать отдельно: многие уже привыкли к этим названиям, да и возвращение прежних может быть расценено как уничижение памяти действительно выдающихся людей.
А вообще нужно знать и любить историю, и тогда все эти вопросы о переименовании будут решаться сами собой, не вызывая бурных дискуссий и спорных социологических исследований – как, например, исследование о станции «Войковской». Опрос был сомнителен уже с технической точки зрения, не говоря уже о том, что здесь требуется разъяснительная работа по поводу того, какой след оставил тот или иной человек в истории.
На мой взгляд, причина неудачи с переименованием «Войковской» в том, что народ устал наблюдать за псевдодеятельностью. Людей утомила «борьба идеологий», тем более что либеральная идеология, весьма популярная в прежние десятилетия, показала свою неэффективность – прежде всему потому, что проводники этой идеологии оказались людьми сребролюбивыми, которые заботились о благе не столько народа, сколько собственных семейных кланов. Люди понимают: от переименований жизнь не изменится. Необходима вера народа в то, что такие изменения отражают какие-то глубинные духовные или политические положительные процессы в нашем обществе. Тогда люди будут более рассудительно принимать решение о возвращении старых названий.
Директор Традиционной гимназии, к.и.н. священник Андрей Постернак:
- Конечно, название определенного места, связанного с историей, в сознании граждан либо формирует нравственность, либо подчеркивает пассивность и безразличие – как, например, к месту, где казнили великую княгиню Елизавету Федоровну.
Люди должны задумываться, чье имя носит район, область. К сожалению, не полное переименование прошло в 1980-90-х: в результате мы имеем Санкт-Петербург и Ленинградскую область, например.
Историческая «правда», которая пропагандируется с помощью топонимики, не приносит ничего хорошего. С этой памятью не связано ничего светлого.
Нужно нравственное очищение: надо вернуть названия, которые сложились исторически и были изменены в советское время. Довести до конца этот процесс было бы правильно. Почему 600-летний русский город должен называться Кировом, например? Города, которые появились в советское время, нет смысла переименовывать, а исправить то, что было изменено и покорежено в угоду идеологии, было бы очень важным шагом в воспитании нового поколения и формирования нового мировоззрения россиян.
Так что слова Патриарха должны касаться не только пресловутой «Войковской», но и других мест.
Клирик Николо-Кузнецкого храма, преподаватель ПСТГУ, зам. директора по воспитательной работе православной Свято-Петровской школы Иерей Иван Воробьев:
- Конечно, к перемене названий нужно подходить аккуратно, потому что старорежимных людей это может опечалить, потому что дело в привычке. Но постепенно нужно менять. Вот сейчас в Москве планомерно разрушают исторические памятники, и об этом молчат. Это делают под шумок за большие деньги, продавая землю. Вместо того, чтобы реставрировать и сохранять, облик Москвы тихо разрушают. Мы это знаем, к сожалению, только из народных источников, которые не могут повлиять на это. Так вот вместо таких продаж я бы посоветовал деньги потратить не только на реставрацию старых памятников архитектуры, но и на переименование улиц.
Конечно, к этому надо готовить общественное мнение, а не просто проводить опросы. Задавать вопросы – это лукавая позиция. Ведь людям всегда легче ничего не делать, чем менять адрес или даже просто привыкать к новому названию. Нужно подготовить людей, нужна планомерная политика правительства и государства.
Меня, например, очень раздражает, что Ленин лежит в центре Москвы и его имя вообще повсюду. Что он сделал хорошего для России? Я люблю историю, занимаюсь ей, подробно изучаю. И это дикость какая-то, когда давно пал коммунистический режим и всем стало понятно, что предложения Ленина - утопия и чушь. Социализм мы не построили, пролетариат к власти не смог прийти. Так для чего мы сохраняем его тело? Потому что он разрушил старую Россию? А новая стала лучше? – нет!
Коммунисты о мнении народа не думали, когда переименовывали под свою идеологию все, что под руку попадалось. Народу семьдесят лет промывали мозги – какие еще могут быть итоги опросов? Надо думать о нравственном здоровье людей. Проведите опрос, что лучше: продавать бесконтрольно водку или все же контролировать ее продажу? Ответ будет очевиден: лучше пить, потому что мы ничего не хотим делать.
Так что я убежден, что бездумно, хаотично или спонтанно менять названия улиц и городов не нужно, но постепенно это делать надо, и в этом залог здорового общества.