Цесаревич Георгий Михайлович: Украина для меня была и остается частью Отечества
Е.И.В. Государь Наследник Цесаревич Великий Князь Георгий Михайлович благоволил дать интервью газете «Российские Вести».
– Ваше Императорское Высочество, сегодня всех нас тревожит ситуация на Украине. Идет гражданская война, гибнут старики, дети, женщины. Вы неоднократно бывали в этой стране, знакомы со многими украинцами… Что, на Ваш взгляд, может сделать Россия для выхода из создавшегося военно-политического тупика?
– Украина для меня, в любом случае, была и остается частью Отечества в самом высоком смысле этого слова. Мы признаем независимость государств, возникших после распада СССР, и являемся сторонниками сохранения их суверенитета, стабильности и территориальной целостности.
Но, во-первых, цивилизационное и культурное пространство у нас все равно едино. Его пытаются разрушить внешние политические силы, которым в равной степени безразлично благосостояние и России, и Украины, рассматривающие наши страны исключительно как площадку для своей экспансии.
А во-вторых, в любом случае, никакие лозунги не могут оправдать боевые действия против мирного населения, артиллерийские обстрелы жилых кварталов, реабилитацию и восхваление пронацистских преступников, призывы к этническим чисткам, осквернение храмов, антисемитские демарши…
Сердце обливается кровью, когда видишь, как беспринципные политики ввергают соотечественников на Украине в братоубийственные конфликты, которые не могут никому принести ничего, кроме горя. Роль России – способствовать умиротворению, прекращению насилия и решению всех вопросов путем переговоров и соглашений.
– Другими словами, Вы считаете, что Россия, как старший брат, должна подставить плечо свои младшим братьям – украинцам?
– Дело не в том, кто старший или младший, у кого больше или меньше территория или количество населения. Решение любого вопроса основано, во-первых, на правильном анализе сложившейся ситуации, а во-вторых, на осмыслении процесса предшествующего исторического развития. Без любого из этих составляющих невозможно принятие правильных решений. Если мы будем апеллировать только к прошлому, мы не найдем ответов на новые вызовы времени. Но нельзя исходить и только из конкретной сиюминутной ситуации, не отдавая себе отчета, как она сложилась, какие силы причастны к ее созданию, как аналогичные проблемы решались в прежние времена.
360 лет назад, в 1654 году православная Украина избавилась от длительного и жестокого национального и религиозного гнета Речи Посполитой и добровольно воссоединилась с Россией. На постаменте памятника гетману Богдану Хмельницкому в Киеве до недавнего времени были высечены слова «Навеки с Россией». Сейчас эти слова стерты. Но невозможно выскоблить идею единства из народного сознания. Причем эта фраза вполне актуальна и для нынешнего положения дел, когда Украина стала суверенным государством. Если проводить сравнение с семьей, Россия и Украина – это родные братья, которые, достигнув очередного уровня своего жизненного развития, разъехались, стали вести самостоятельное хозяйство, но вовеки не могут и не должны забыть о родстве, общности интересов и любви между собой.
– В чем, на Ваш взгляд, корни современного украинского национализма, нередко граничащего с дикостью?
– Национализм естественен, если это здоровое чувство любви к своей национальной традиции и уважения к другим национальным традициям. Уродливые формы национализм принимает, когда любовь к своему родному подменяется ненавистью к окружающим. Причем, как правило, такого рода «националисты» ничего не знают о подлинной истории собственнй нации и национальной идее. Поэтому их деятельность, на самом деле, глубоко разрушительна и антипатриотична.
Патриотизм – это очень высокое и благородное чувство, в равной мере свойственное великим и малым нациям. Для любой страны важна идея национального достоинства, любовь к Родине, умение создать условия для нормальной жизни людей.
В основе патриотизма лежит глубокое уважение к делам людей, которые жили раньше нас и смогли создать великие памятники культуры, построить города, отстоять свою независимость от иноземных захватчиков. Именно эти факторы столетиями объединяли русских и украинцев. В последние десятилетия после развала СССР определенным политическим силам, как в Украине, так и в других странах, показалось возможным разорвать эти связи.
Киев – мать городов русских. Там оформилась наша общая государственность, там был сделан религиозный выбор, навсегда определивший путь развития русской православной цивилизации и культуры. Потом территория расширялась, политический центр перемещался в другие регионы, часть территория захватывалась геополитическими конкурентами, потом справедливость восстанавливалась… Но никогда никто не забывал, что Украина, независимо от ее менявшегося политического статуса – это ядро всероссийской цивилизации. Именно в этом сознании продолжает заключаться величие нынешней независимой Украины. А вовсе не в ущербных и фантастических теориях, созданных не патриотами с подлинным государственным масштабом мышления, а мелочными и фанатичными сепаратистами, способными к разрушению, но бессильными в чем-либо созидательном.
– Какие основные тенденции жизни современной России можно выделить в первую очередь? Что Вы думаете о ее положении на международной арене?
– В России, несмотря на десятилетия правления тоталитарного богоборческого режима, сохранились вера и традиционные устои, стремление жить по правде и совести, а не только ради выгоды. Начиная с 1980-х годов из государства, в котором преследовалась религия, уничтожалось историческое наследие и жестоко преследовались любые взгляды, отличные от идеологии правящей партии, Россия преобразилась в достаточно свободную страну, которую многие в мире считают теперь защитницей христианских ценностей и естественных традиционных устоев человеческого общества – религии, семьи, национальной идентичности, государственного суверенитета.
Кого-то это радует, а кого-то раздражает. Я убежден, что Россия может быть сильной, только идя по своему историческому пути, опираясь на свои исторические традиции. Разумеется, стараясь следовать хорошему, и преодолевая плохое, которого тоже было немало. Это очень сложный и непрекращающийся процесс поиска, на котором могут быть как победы, так и провалы. Но другой дороги нет. Пытаться переустроить жизнь России по чужим образцам и рецептам – это все равно, что лечить человека, переливая ему кровь не его группы. Это путь к гибели.
Можно и нужно присматриваться к опыту других. Но решения нужно принимать самим, и только исходя из своих целей и задач. Когда к вам приходят ваши конкуренты, и начинают вас учить, как правильно жить и что делать, позволительно усомниться в искренности их намерений. И когда Вас хвалят за слабость и пассивность, а при первом же проявлении усиления начинают проклинать и пытаться загнать в угол, это вряд ли по-настоящему дружеское отношение.
– Зарубежные санкции, введенные в отношение России, по мнению экспертов, должны сыграть на пользу отечественному производителю, дать импульс для развития как высокотехнологичных производств, так и традиционного сельского хозяйства. Хотелось бы узнать Ваша мнение по этому вопросу.
– Конечно, любые санкции являются обоюдоострым оружием и могут обернуться против того, кто прибегает к их помощи для достижения политических целей. В этом несложно убедиться на примере Европы, где уже сейчас ощущается известный пессимизм по поводу ухудшения экономических и политических отношений с Россией.
Для России экономические санкции и попытки навязать чуждые экономические интересы не такая уж новинка… Вспомним хотя бы пример царствования императора Александра III, который всего за 13 лет, в условиях серьезной изоляции, сумел вывести Россию из глубочайшего экономического кризиса в число пяти наиболее развитых стран мира. Ужесточение таможенной политики способствовало росту отечественной промышленности, защите национального производителя от сильнейшей иностранной конкуренции. В результате уменьшились дивиденды, получаемые иностранными фирмами, а бюджет России, от разницы между экспортом и импортом уже через два года вырос вдвое. Жесткий контроль за расходами, снижение инфляции позволили достигнуть финансовой стабилизации, едва ли не впервые в отечественной истории добиться бездефицитного национального бюджета.
Одним из важнейших мероприятий, было восстановление таможенного равновесия с Германией. В ответ на высокие таможенные пошлины, которыми там был обложен русский хлебный экспорт, император Александр III подписал закон, в соответствии с которым устанавливались минимальные тарифные ставки для государств, придерживающихся режима благоприятствования по отношению к России. А так как Германия не входила в их число, то ставки на немецкий экспорт оказались резко повышены. Германское правительство в ответ повысило пошлины на русское зерно и другие сельскохозяйственные продукты, снизив их для других стран.
Таким образом, Россия устранялась с германского рынка. После нескольких неудачных попыток дипломатического решения спорного вопроса, Александр III настоял на 25% надбавке к пошлине на все товары, поступающие в Россию из Германии. По тем временам подобная таможенная война казалась чем-то невероятным. Но государь не испугался европейского натиска. Ощутившая тяжесть русских санкций, Германия оказалась вынуждена пойти на уступки. В 1894 году был заключен очень выгодный для России таможенный договор.
Политика Александра III, одновременно взвешенная и жесткая, привела к тому, что бюджет России вырос почти в девять раз. Русские промышленные акции высоко котировались на мировых биржах. Особенно впечатляющими оказались результаты, достигнутые горнодобывающей и металлургической промышленностью.
Этот пример весьма актуален сейчас, когда серьезные государственные деятели и политики России обоснованно говорят о необходимости реиндустриализации российской экономики, преодолении ее сырьевой ориентации, обеспечении продовольственной безопасности.
– Еще сто лет назад Великого Князя чаще можно было встретить в военной форме, чем в штатском… Ваш костюм больше соответствует представлению о современном деловом человеке. Из прессы известно, что Вы работали в бизнесе в Европейских структурах, потом в отечественном крупном предпринимательстве. Хотелось бы подробнее узнать о Вашей деловой карьере? Чем Вы занимаетесь в настоящее время?
– После Оксфорда я хотел ознакомиться с деятельностью европейских деловых структур, чтобы лучше понять тенденции, которые будут определять дальнейшее развитие Европы. Сначала работал в Европарламенте, потом помощником вице-президента Еврокомиссии и комиссара по транспорту и энергетике госпожи Лойолы де Паласио в Брюсселе. Некоторое время занимался проблемами атомной энергетики и безопасности ядерного производства в Европейской комиссии в Люксембурге.
Уважаемый Виталий!
Российский Императорский Дом всегда последовательно выступал в поддержку всех центростремительных сил русского цивилизационного пространства. Но такая поддержка и непродуманные заявления - это разные вещи. Не говоря уже о том, что отказ от адекватного восприятия существующей реальности по "идейным соображениям" - это не "принципиальность", а признак слабоумия.
Должен отметить, что не только Украина, но и упомянутые Вами Латвия и Эстония как государственные образования появились только "санкцией" большевиков. Касается это и Финляндии, и Белоруссии. В отличие от них, Грузия, Армения, Польша, Молдавия и Литва, действительно, имели государственность на разных этапах своего развития. Сложно сказать, насколько этот фактор можно считать основанием для существования независимой страны в современных условиях. Думаю, такого рода вопросы необходимо решать с учетом текущей политической ситуации. Россия за время своего существования расширялась и уменьшалась, и последнее - печально, но не катастрофично для русской государственности.
Думаю, очевидно, что Цесаревич, как и другие представители Династии, не может поддерживать сталинскую (и не сталинскую) украинизацию, как и иные действия, направленные на разрушение русского народа.
Интересно,что думает Георгий Михайлович по поводу объединения Германии в 1990 году и не считает ли, что Россия так же должна объединится? Все таки Украина - фиктивное государство, не имеющее никакой реальной истории. Например, Армения, Грузия, Литва, Латвия Эстония появились задолго до большевиков, которые разделили единую Россию.Также хотелось бы узнать, как он относится к сталинской украинизации русских городов...