А.Закатов: Идея наследственной монархии вечна

30 Май 2013

Директор Канцелярии Российского Императорского Дома Александр Закатов рассказал порталу «Россия для всех» о деятельности Династии, ее отношениях представителей с российским обществом, а также поделился своим видением того, как идеи монархии могут повлиять на развитие России.

- Александр Николаевич, как наши соотечественники воспринимают семью Романовых? Все ли Вам удается донести до общества так, как хотелось бы? И что именно РИД стремится донести до общества?

- Я родился и вырос в СССР, поэтому общаюсь с соотечественниками без каких бы то ни было проблем, на одинаковом языке, не только лингвистически, но и понятийно. Могу сказать, что динамика взаимопонимания положительная. В 1980-е и в начале 1990-х монархические взгляды, изложенные в любой форме, часто воспринимались неадекватно: люди либо испытывали к Императорскому Дому и верным ему людям иррациональную неприязнь, потому что им внушили, что «царизм» был «кровавым», «отжившим» и «прогнившим», либо, наоборот, относились к нам как к персонажам красивой сказки, сошедшим со страниц детских книжек, но оторванным от жизни.

Сейчас большинство сограждан, в том числе и те, кто не разделяет наших взглядов и веры в перспективы монархического строя, не шарахаются от монархистов, не думают, что мы того и гляди набросимся, зарежем или укусим, а способны нас выслушивать и полемизировать с нами спокойно и цивилизованно. Монархическая идея поддерживается еще далеко не всеми, но она имеет не меньшее право на существование и распространение законными способами, чем любые другие идеи.

Императорский Дом никому ничего не хочет навязать, но он хранит идеалы многих поколений предков и не отказывается от верности монархической идее. Это идея государства-семьи, органично сформировавшаяся и усовершенствовавшаяся с самого начала человеческого бытия. На определенном этапе истории, начиная с XVIII века (а кое-где и раньше), традиционные ценности в целом и монархия в их числе вступили в полосу кризиса. Многим народам показалось, что отказ от патернализма, переход к материализму, рационализму и прагматизму позволят лучше устроить жизнь. Но революции не решили проблем, и республики не принесли всеобщего благоденствия, скорее наоборот...

Идея наследственной монархии вечна. На очередном витке истории вполне может произойти переход к ценностям традиционализма в обновленных формах. В наше время императорский дом олицетворяет и хранит эту идею, стараясь в то же время быть полезным своей стране и своему народу и при республиканском строе.

- Канцелярия Российского Императорского Дома была учреждена в 2003 году. Что было сделано за 10 лет?

- Канцелярия Императорского Дома никогда не прекращала своей деятельности. Были периоды некоторой приостановки работы из-за революции, потом из-за IIМировой войны. Но в целом при императорской семье всегда были верные люди, помогающие ей в общественной деятельности.

Канцелярия Его Императорского Величества – это не канцелярия-секретариат в обычном смысле. До революции это было достаточно разветвленное государственное учреждение, что-то вроде современной администрации президента. После революции в этом качестве Канцелярия Е.И.В., конечно, перестала существовать, но и в изгнании у нее сохранились более широкие функции, чем только обеспечение делопроизводства.

В 2003 году состоялась государственная регистрация канцелярии в России, что упростило решение ряда вопросов с правовой точки зрения. В настоящее время канцелярия является юридическим лицом, официально представляющим в РФ Дом Романовых, который сам не может быть зарегистрирован в какой-либо организационно-правовой форме, так как представляет собой уникальную, единственную в своем роде историческую институцию.

Если говорить о минувшем десятилетии, то я бы выделил вклад Канцелярии Е.И.В. в трехлетнюю борьбу Великой Княгини Марии Владимировны за реабилитацию казненных Членов Императорского Дома и их верных служителей. Решение президиума Верховного суда от 1 октября 2008 года, согласно которому члены семьи Императора Николая II были признаны жертвами политических репрессий и реабилитированы в соответствии с законом, имеет высокое историческое и моральное значение.

Чинам канцелярии приятно сознавать, что им удалось провести целый ряд весьма насыщенных и успешных визитов Государыни Марии Владимировны, Государыни Леониды Георгиевны (ныне покойной) и Цесаревича Георгия Михайловича на Родину и в другие государства; что расширяется круг сотрудничества с Церковью, государством и общественными силами; что постепенно возрождается благотворительная деятельность императорской семьи; что улучшается и наполняется сайт императорского дома; что издаются книги, брошюры и календари. Но в общем это то, что мы обязаны делать по долгу присяги, так что хвалиться и хвастаться не стоит.

- Как Вы выстраиваете отношения с государственной властью?

- Мы следуем воле Великой Княгини Марии Владимировны и не участвуем ни в каких формах политической борьбы с чьей бы то ни было стороны. Отношения с государственной властью в целом складываются доброжелательные. Хотя некоторые вопросы, связанные с официальным статусом Императорского Дома, еще не решены на государственном уровне, взаимодействие с государственными учреждениями и деятелями конструктивное и поступательное. Конечно, многое зависит и от личностей. Где-то контакты сугубо официальные и просто вежливые, где-то больше теплоты и радушия. Враждебность или полное равнодушие встречаются крайне редко и обычно рассеиваются после встреч с Великой Княгиней и Великим Князем.

Некоторые стереотипы, заложенные в советское время, продолжают действовать, но когда люди видят перед собой живых потомков и наследников Династии, открытых, честных, веселых и простых в общении, пусть и придерживающихся в чем-то иных взглядов, настороженность и подозрительность отступают на задний план или полностью исчезают.

- На Ваш взгляд, в какой сфере Императорский Дом реализовал свою деятельность в наибольшей степени?

- Императорский Дом оказался в изгнании вынужденно. Он сыграл огромную роль в жизни русской эмиграции, отрицать это могут только бессовестные фальсификаторы истории. Но Государи Кирилл Владимирович, Владимир Кириллович, Мария Владимировна никогда не считали себя некими «царями эмигрантов», их мысли и чувства всегда были направлены в сторону Отечества - не вымышленного и не ушедшего в прошлое, а реально существующего.

Государыня и Цесаревич Георгий здраво и реалистично смотрят на жизнь, они не строят наполеоновских планов и придерживаются теории малых дел. После революции Императорский Дом был лишен всех ресурсов и с трудом смог выжить и сохранить средний сносный уровень жизни, поэтому ожидать от Династии сразу каких-то грандиозных достижений наивно и одновременно жестоко. Главное - понять, что у Императорской Семьи сохранилось то, что никто не может отнять и чего нельзя купить ни за какие деньги - историческая преемственность, вера, любовь к Родине, честь, достоинство и доброе имя. Все свое духовное и культурное наследие они стараются использовать на благо Отечества.

Своей главной целью на настоящем этапе Великая Княгиня Мария Владимировна считает восстановление системы императорской благотворительности. Все предложения, связанные с этим направлением, рассматриваются в первую очередь.

Большой вклад вносит Императорская Семья в укрепление религиозного, гражданского и межнационального мира, в сохранение цивилизационного и культурного пространства бывшей Российской империи, в возрождение традиций. 

- Этот год проходит под эгидой 400-летия воцарения Дома Романовых и окончания Смутного времени. Расскажите, пожалуйста, подробнее о плане мероприятий.

- Мы празднуем великий общенациональный юбилей - 400-летие преодоления Смуты и восстановления Российской государственности. 400-летие призвания на царство Дома Романовых Великим собором 1613 года занимает в праздновании неотъемлемую и достойную часть, но это только часть, как подчеркивает сама глава императорского дома. Россия отмечает не семейный праздник Романовых, а юбилей всенародного подвига.

Поэтому нет ни одного события 400-летней давности, годовщину которого кому-то можно было бы отмечать отдельно, отгораживаясь от остальных. Когда некоторые потомки аристократических родов пытаются искусственно создать вокруг себя некую атмосферу элитарности (как это было в феврале сего года в Петербурге), это, прямо скажем, глупое и нелепое поведение. Великой Княгине Марии Владимировне и Цесаревичу Георгию такой подход абсолютно чужд. Они всегда настаивают, чтобы на мероприятия всем желающим и интересующимся был обеспечен свободный доступ. В тех случаях, когда это невозможно по финансовым и техническим причинам, Императорская Семья ставит условие, чтобы мероприятия стали не просто весельем для большего или меньшего круга лиц, а включали в себя и благотворительный аспект.

В этом году Государыня уже посетила Москву, где состоялось главное патриаршее богослужение в Московском Кремле в память о Великом соборе 1613 года, а также Кострому – колыбель дома Романовых, Ивановскую область, Урал и Сибирь. Впереди визиты в Санкт-Петербург, на Русский Север, на Балтику, в Нижний Новгород и другие города, сыгравшие особенную роль в годы Смуты, в Казань.

В Русском зарубежье 400-летие будет отмечаться Русской православной церковью за границей, основные торжества пройдут в сентябре в Канаде. Планируются акции во Франции, Германии, Великобритании, США, Австралии. Глава Императорского Дома получила множество приглашений и постарается участвовать. В случаях, когда это окажется невозможным, пришлет благодарность и приветствие.

- Какой вклад представители и друзья Императорского Дома и современные монархисты могут внести в развитие России?

- Будет лучше, если я процитирую Главу Дома Романовых. Великая Княгиня Мария Владимировна так сформулировала миссию Династии в настоящее время: «Династии помогают современным государствам в укреплении патриотизма и морали, в формировании положительного образа страны во всем мире, в общественных, культурных и благотворительных сферах. Уверена, что рано или поздно также будет и в России. На этом пути сделаны уже важные шаги. В любом случае я и вся наша семья стараемся быть полезными России и нашему народу, помогать по мере сил президенту в его работе по возрождению страны как сильного и стабильного государства. Конечно, на некоторые вещи у нас есть свой взгляд. Но, как я много раз повторяла, Российский Императорский Дом не занимается политикой, не участвует ни в какой партийной борьбе, потому что это противоречит его природе. Историческая династия, независимо от того, находится она на престоле или лишена власти, должна объединять, а не разобщать».

Таким образом, сфера деятельности Российского Императорского Дома находится вне политической борьбы и заключается в общественной работе, благотворительности, защите прав и свобод граждан; содействии Русской Православной Церкви в возрождении ее святынь и в целом полноценной религиозной жизни в стране; взаимодействии с государственными учреждениями и религиозными и общественными организациями в патриотическом воспитании; поддержании гражданского мира, поддержке культурных начинаний, защите окружающей среды, научной работе и тому подобном.

- Александр Николаевич, как Вы познакомились с семьей Романовых?