Музей «Царское Село» пополнил коллекцию уникальными цветными фотографиями 1917 года
Фотоархив музея-заповедника «Царское Село» пополнился бесценными свидетельствами истории – 48 автохромами 1917 года с видами Екатерининского и Александровского дворцов. Эти предметы приобретены на аукционе в Париже с помощью члена Клуба друзей музея американца Майкла Пайлза.
Все приобретенные музеем автохромы выполнены в 1917 году – в июне-июле в Екатерининском дворце и в августе-сентябре в Александровском – сразу после того, как Императора Николая II с семьей увезли в ссылку.
Изображения Александровского дворца представляют особую ценность для музейщиков, реставраторов, историков, исследователей Царского Села. На них – Кленовый кабинет-гостиная, украшенный живыми цветами; Палисандровая приемная с вазой, в которую (явно Императрицей) поставлена живая гортензия; Игральная комната Наследника Цесаревича Алексея Николаевича и другие виды интерьеров и предметов из музейной коллекции. Сейчас, когда началась реставрация Александровского дворца, специалисты получили возможность изучать его отделку в мельчайших деталях на обретенных автохромах.
В ГМЗ «Царское Село» хранится уникальная коллекция цветных автохромов, выполненных в 1917 году. Она включает в себя одни из первых цветных изображений, появившихся в искусстве фотографии. До недавнего времени она состояла из 42 стеклянных пластин, с видами интерьеров Екатерининского и Александровского дворцов.
В 1917 году архитектор и историк искусств Георгий Лукомский возглавлял Царскосельскую художественно-историческую комиссию, созданную для приема и охраны имущества бывшего Дворцового управления. Он обратился с ходатайством к комиссару Временного правительства над бывшим Министерством Императорского двора и уделов Федору Головину. «Для лучшей каталогизации инвентаря, имеющего художественное значение, представлялось бы желательным фотографирование всех наиболее ценных предметов во дворцах, а также закрепление для потомства и науки порядка и вида расстановки мебели в 1917 г.», - писал Георгий Лукомский.
Для этой цели был приглашен военный фотограф Андрей Зеест, который согласился выполнить предложенную работу. В результате было выполнено 140 автохромов.
В ноябре 1918 года Георгий Лукомский оставил пост председателя Художественно-исторической комиссии и эмигрировал, увезя за границу большую часть этого материала. Специалисты полагают, что приобретенные на аукционе в Париже автохромы – из числа вывезенных.
На том же аукционе в Париже в 2012 году, благодаря поддержке давнего друга музея Михаила Карисалова, приобретена фотография императрицы Марии Федоровны с ее автографом (1916 год); иллюминированная гравюра середины XVIII века, изображающая вид на Неву с Петропавловской крепостью; бронзовая фигурка любимого пуделя Императора Николая I по кличке Гусар; детские книги, иллюстрированные Иваном Билибиным; комплект из 11 конвертов различных форм с монограммами Вдовствующей Императрицы Марии Федоровны; лаковая шкатулка с живописной миниатюрой, изображающей сцену угощения в крестьянской избе (по стилистическим особенностям росписи ее можно отнести к изделиям фабрики Вишняковых конца XIX века).