В Белграде пройдет выставка, посвященная 400-летию Дома Романовых
16 октября в Белграде в Русском доме откроется выставка, посвященная 400-летию Дома Романовых. Она подготовлена к юбилею Царской Династии, который будет отмечаться в 2013 году.
Как рассказал радио «Голос России» один из организаторов, председатель правления фонда «Культурное возрождение России», действительный член Императорского православного палестинского Общества Александр Панин, экспозиция побывала в некоторых городах России и на Украине.
«Изначально мы хотели показать, какими были Романовы. Особенным открытием для меня стали фотографии из коллекции Анны Вырубовой, фрейлины Императрицы Александры Федоровны. На одном из снимков, в частности, изображены старшие дочери Николая II Татьяна и Ольга, которые работают в лазарете, общаются с ранеными солдатами и офицерами и не отходят от них ни на шаг. На многих фотографиях Романовы изображены не только за государственными делами, но и за обычными занятиями. Например, Николай II, который пилит дрова или убирает снег. Кстати сказать, последний русский император мог часами выполнять трудную работу. Он был очень сильным и выносливым человеком. С ним мало кто мог посоревноваться, скажем, в плавании или в игре в теннис», - говорит он.
По словам Александра Панина, у выставки есть еще одна задача – рассказать правду о Царской Семье, об отречении Николая II от престола. Он сомневается в подлинности этого документа.
«На мой взгляд, тот документ, который хранится в Государственном архиве Российской Федерации, документом считать никак нельзя, - отметил он. – Если вы придете в архив и посмотрите на него, то вы увидите листок бумаги, на котором напечатан сам текст отречения. Именно напечатан. Причем, снизу карандашом поставлена странная подпись «Николай». Здесь возникает множество вопросов. Во-первых, Николай II был юридически грамотным и знал, что отречение в законах Российской Империи не прописано. Во-вторых, где же «Мы, Божьей милостью царь Всея Великой, Белой и Малой Руси»? В-третьих, почему сам текст адресован не Государственной Думе и не Святейшему Синоду, а начальнику штаба? То есть, это вообще нонсенс! Еще один факт: Государя увезли в поезде из Петербурга в Могилев, хотя у него самого не было никаких оснований туда ехать. Известно, что текст документа об отречении был написан в вагоне, в котором император находился со своей свитой. Затем сам документ куда-то увезли, а куда, до сих пор неясно. Его нашли позже, в 1929 году в Российской Академии Наук в Ленинграде. Тогда сотрудники НКВД проводили работу по выявлению старых работников. Реакция была понятная: нашли отречение императора, и его нужно сразу поместить в архив. То есть, многие моменты, связанные с этим отречением, до сих пор не решены. Для того, чтобы решить спорный исторический факт, нужно привлекать абсолютно весь материал, имеющийся по этому вопросу. Вплоть до свидетельств станционных смотрителей. Но в том-то и дело, что чем больше мы таких документов собираем, тем больше у нас возникает вопросов. И постепенно начинаешь понимать, что одними фотографиями уже не обойтись».
Так или иначе, из экспонатов выставки пока остаются только фотографии, которые и планируется привезти в Сербию. Этой поездке Александр Панин придает особое значение: «Когда встал вопрос о Сербии, у нас даже не было сомнений, ехать туда или нет. Было бы прекрасно, если бы мне самому удалось выступить на презентации. Сербия очень много сделала для русских эмигрантов в ХХ веке. Так что, эта выставка будет еще и данью благодарности братскому сербскому народу».