Отвечая на
вопросы телеканала "Союз" и радиостанции
"Воскресение" Архиепископ Екатеринбургский
Викентий рассказал о смысле подвига Царственных
мучеников.
- В жизни и деятельности Царя Николая II и его
Семьи мы видим очень много хорошего, доброго и
благочестивого. Что доброго сделал Император
Николай II? Он много доброго сделал во всех сферах
жизни нашего общества. Он много потрудился, чтобы
улучшить жизнь народа. Когда в 90-е годы XIX в. был
голод, он был ответственным за тех, кто голодал, и
очень много помогал голодающим людям. Его
христианское сердце страдало за людей, которые
нуждались в помощи. Он оказывал огромную помощь
нуждающимся людям – это проявление добродетели
милосердия, сострадания, помощи. И когда он стал
Императором, уже в 1894 году, он задал себе целью,
чтобы Россия не была голодающей, а была полностью
обеспечена продуктами питания, чтобы каждый
человек жил в достатке. И он постарался создать
такое сельское хозяйство, чтобы обеспечить
продуктами питания всех живущих в нашей стране.
Наше продовольствие было направлено на
необходимое обеспечение людей в Европе и в
Америке – Россия кормила многих людей. Это тоже
доброе дело, большая христианская добродетель.
Человек, имеющий такую власть, проявил ее, чтобы
не одного-двух накормить, а весь народ России и
даже других стран.
Можно еще много сказать о Царской Семье, о Царе.
Он делал благо для народа и в медицинском
отношении, помогал людям страждущим, болящим, и в
образовании давал очень много. Ведь бесплатное
образование он установил – советская власть
приписала это себе, но ведь это уже было.
Бесплатное медицинское обслуживание было
установлено во времена Императора Николая II и
тоже было приписано, к сожалению, новой власти. И
только сейчас мы узнали об этом – нас просто в
обмане держали.
Царь Николай был человеком глубоко религиозным.
Он ходил в церковь постоянно, в праздничные и
воскресные службы был неуклонно, соблюдал посты,
все правила христианской жизни, церковные
праздники. При нем было причислено к лику святых
огромное количество угодников Божиих – больше,
чем за триста лет династии Романовых. При нем
было построено, с его личным участием, огромное
количество храмов – более 10 000. Было построено
большое количество монастырей. Разве это не
доброе дело, когда человек из порыва своего
сердца, из любви ко Христу дал возможность
стольким людям молиться в благолепных, красивых
храмах Божиих? Можно еще сказать о тех добрых
делах, которые совершил Император Николай II со
своей Семьей – они показывали высокий идеал
христианской православной семьи. К сожалению,
современное общество не совсем приняло это
благочестие, высокую нравственность и
духовность Царской Семьи. Они не хотели видеть в
Царе преданного Богу человека, поэтому не
особенно его любили. Священное Писание говорит,
что того, кто стремится к совершенству, мир не
любит – потому что Господь говорит: «Я избрал их
от мира сего, если были бы от мира сего, то мир
любил бы их». А поскольку он «не от мира сего», его
не любили, потому что он вел совсем другую жизнь и
старался привлечь к этой жизни и своих
подчиненных. Но насильно заставить человека быть
совершенным невозможно. Многие, видя благочестие
Царя, следовали его примеру благочестивой жизни.
Большое количество людей спасалось, видя такой
свет христианской жизни, свет благочестия. Но
некоторым, кто был прикован к земным утехам и
удовольствиям, это не нравилось – он терпел и
укоризны, и клевету, и обиды, скорби, неприятности
в своей жизни. Это тоже благочестивая жизнь,
подвиг мученичества от своих родных и близких, от
своих подчиненных. И, конечно, в последние годы
жизни, когда Царь был арестован и находился в
ссылке, сколько он претерпел неприятностей,
сколько он претерпел трудностей! И все это он
терпел с кротостью, с любовью к Богу. Многие
свидетельства есть о том, что охранники, видя его
незлобие, кротость, преклонялись пред ним. Видя
его трудолюбие, говорили, что если этому человеку
дать кусочек земли, он скоро завоюет всю Россию.
И, конечно, все эти мучения и страдания он терпел
ради Христа – не ради каких-то сиюминутных выгод.
Для чего ему терпеть обиды, если не ради Христа?
Он мог бы что-то сделать, мог бы уехать из России,
найти хорошую жизнь за границей, но он хотел до
конца ради Христа терпеть со своим народом. И об
этом написано в его письмах, дневниках, где он
раскрывает себя, свою душу – почему поступает
именно так, а не по-другому.
Императрица Александра Феодоровна, хотя была
немкой, так полюбила Россию, что считала себя
матерью этого народа. А как мать могла оставить
свой народ во время бедствий и уйти, чтобы
благополучно дожить свою жизнь на земле? Она
хотела страдать вместе с мужем, вместе с народом,
до конца испить чашу страданий ради Христа. Они
верили, что Господь им даст за это милость и
благополучие. И они получили Царство Божие: то,
что Церковь причислила их к лику святых, это
просто совершение акта признания их святости, а
Господь уже давно их принял в Свои обители, в Свое
Царство за подвиг благочестивой жизни, и тем
более за подвиг мученичества, который они
совершили, приняв мученическую кончину. Мы знаем,
что Царь Николай II по молитвам к нему помогал и
являл чудеса еще до канонизации. Мы знаем, что
Сербская Церковь канонизировала его еще в 1934
году, потом Зарубежная Церковь. Проявлялась
особая милость от Императора, от Святой Царской
Семьи. Для нас она и сейчас эталон совершенства
христианской православной семьи, которую мы
должны почитать и просить их благословения и
помощи в трудных ситуациях семейной жизни. И
действительно, они много помогают – совершаются
чудеса у людей, обращающихся к ним за помощью: и в
деторождении помогают бесплодным родителям, и в
решении различных проблем семейной жизни
помогают, и в исцелении некоторых недугов, в
решении проблем жизненных, на работе, в обществе
и так далее. Это свидетельствует, что они
достойно причислены к лику святых, и
действительно святые и великие пред Богом –
сказал Архиепископ Екатеринбургский Викентий.
ИА
Екатеринбургской епархии |