Тишайший
Время правления второго Русского Государя из Династии Романовых - Алексея Михайловича, получившего прозвище Тишайшего, - стало одной из величайших страниц отечественной истории. Прозвание "Тишайший" Царь получил вовсе не потому, что царствование его отличалось спокойствием и благополучием; нет, были в его правление и кровопролитные войны, и бунты черни, и другие потрясения. Но дело в том, что душевная тишина и умиротворение были целями и идеалами всей деятельности Алексея Михайловича. Величие и значение этого Государя слабо раскрыто в русской историографии (возросшей в западной традиции), оно как бы затенено его знаменитыми потомками. А между тем, именно на это время приходится расцвет московской государственности.
Родился Алексей Михайлович 19 марта 1629 г. в Москве. С пяти лет он начинает учебу и проходит курс русского традиционного православного образования. Сначала занимается по букварю (составленному специально для него патриаршим дьяком), включавшему заповеди Господни, краткий катехизис и т. п. Затем переходит к чтению часовика, Псалтири, деяний Св. Апостолов и учению писать. В восемь лет певчий дьяк начал разучивать с ним Октоих (книга восьмигласных церковных песнопений), потом "страшное пение" (песнопения Страстной седмицы). Таким образом, к десяти годам Царевич получил классическое древнерусское начальное образование.
Сугубо христианский характер этой системы обучения способствовал обращению Алексея Михайловича в религиозно-чуткого, глубоко православного человека. Из его преемников, пожалуй, лишь Царь-Мученик Николай II достиг той же глубины духовного подхода к восприятию действительности. Известный историк В. О. Ключевский отмечает: "Он был образцом набожности, того чинного, точно размеренного и твердо разученного благочестия, над которым так много и долго работало религиозное чувство Древней Руси. С любым иноком он мог поспорить в искусстве молиться и поститься: в Великий и Успенский пост по воскресеньям, вторникам, четвергам и субботам Царь кушал раз в день, и кушанье его состояло из капусты, груздей и ягод - все без масла; по понедельникам, средам и пятницам во все пост не ел и не пил ничего. В церкви стоял иногда часов по пяти и по шести сряду, клал по тысяче земных поклонов, а в иные дни и по полторы тысячи. Это был истовый древнерусский богомолец, стройно и цельно соединявший в подвиге душевного спасения труд телесный и напряжение религиозного чувства. Эта набожность оказывала могущественное влияние на государственные понятия и житейские отношения Алексея".
Столь высокий духовный труд Царя давал свои благотворные плоды и делал его кротким и смиренным, во всех делах своих соизмерявшим могущество своей власти с делом правды Христовой. "Мне, грешному, здешняя (т.е. земная - М. К.) честь аки прах" - писал Алексей; и еще: "Лучше слезами, усердием и смирением перед Богом промысел чинить, чем силой и славой". Подобное смирение делало Царя по-житейски очень чутким, добрым и деликатным. Сохранились утешительные письма Алексея Михайловича к его ближайшим помощникам: кн. Н. И. Одоевскому по поводу смерти его сына (1652 г.) и А. Л. Ордину-Нащокину из-за бегства его сына за границу (1660 г.).
Особая религиозная сокрушенность накладывала отпечаток на все действия Царя. Даже знаменитые русско-польские войны 1654-1656 и 1657-1667 гг. были начаты не столько ради "удовлетворения имперских амбиций" (как сказали бы сейчас), сколько для помощи и спасения православных единоверцев, тяжко страдавших под гнетом католической шляхты. Земский Собор в 1653 г. провозгласил принятие малороссийских казаков в русское подданство и объявил войну Речи Посполитой. После ряда побед русских войск, руководимых лично Царем Алексеем, над поляками и взятия Смоленска, Вильны, Ковно и Гродно было заключено перемирие (1656 г.).
Хотелось бы отметить, что Императору Петру I совершенно напрасно приписывают открытие стратегического значения для России прибалтийских земель. Воспользовавшись перемирием с Польшей, Алексей Михайлович двинул свои войска в Ливонию, занял Динабург, Кокенгаузен, Дерпт (древнерусский Юрьев), осадил Ригу. Эта война была необходима еще и потому, что, воспользовавшись ослаблением Польши, шведский король Карл X захватил Познань, Варшаву и Краков. Только возобновление в 1657 г. войны с поляками вынудило Царя заключить в 1658 г. Валиесарское перемирие на 3 года со Швецией, по которому были удержаны занятые территории и получен выход к Балтийскому морю (к сожалению, неудачи в польской войне принудили русское правительство отказаться от этих земель по истечении срока перемирия, что и было зафиксировано в Кардисском мирном соглашении 1661 г.).
В начале 1660-х гг. русские войска потерпели ряд поражений от поляков. Характерно в этом случае поведение Царя Алексея. Прагматичный руководитель внешней политики России А. Л. Ордин-Нащокин советовал отказаться от Малороссии, и возобновить войну со Швецией. Но верный своим религиозным побуждениям Царь продолжал борьбу за освобождение единоверцев от католического ига, что и привело в 1667 г. к заключению Андрусовского перемирия на 13 лет, по которому Россия сохраняла за собой Смоленск, Северские земли, Левобережье Днепра и Киев. Многие тысячи православных были освобождены от притеснений католического шляхетства, не считавшего православных за людей. Была даже такая польская поговорка: "Два лайдака (православных - М.К.) и собака - вера одинака". Спасение единоверцев для Царя было важнее геополитических построений Ордина-Нащокина.
Православная ориентация вообще очень характерна для внешнеполитической деятельности Алексея Михайловича. Он стремился укрепить связи с православными народами: были завязаны дружественные отношения с Семиградскими (Трансильванскими) князьями, господарями Молдавии и Валахии, и даже находившимися под турецким игом сербами, болгарами и греками; укрепились связи и с Восточными Патриархами. Известное исправление церковных книг, предпринятое Царем Алексеем и Патриархом Никоном (1652 г.) также было действием, отчасти направленным на сближение с единоверными народами и, кроме того, средством для укрепления за Москвой статуса "Третьего Рима" - столицы Православного мира.
Честь создания имперской России также отобрана у Алексея Михайловича его знаменитым младшим сыном Петром I. Действительно, Петр Великий первым принял императорский титул, но сама Империя - гигантское многоплеменное государство - было создано именно при Царе Алексее. Естественное разрастание Русского государства на восток - до самого Тихого океана, уже тогда превратило Россию в крупнейшее государство мира. Показательны и методы создания Русской Империи - открытие и мирное освоение, дружеские взаимоотношения с местным населением, кропотливая, ненасильственная миссионерская деятельность, принесшая свои плоды даже в далеком Китае (для контраста можно припомнить заокеанские захваты "цивилизованных" европейцев, которые поработили, а зачастую и просто уничтожили целые племена аборигенов). Незначительные пушные сборы ("ясак") в пользу Великого Белого Царя не обременяли туземцев, а меновая торговля приносила им огромную пользу. Итак, именно Алексея Михайловича можно считать подлинным основателем Российской имперской государственности.
Хотелось бы остановиться также на одной отличительной черте реформаторской деятельности Тишайшего Царя. Особенно ярко она проявляется на фоне преобразований Петра I в XVIII в. Характерно, что так же, как и внешнеполитическая стратегия, внутренние реформы Царя Алексея и его сына Петра проводились в одном направлении, а вот методы были разными. Проблемы, стоявшие перед ними, были одни и те же: некоторое научно-техническое отставание России на фоне европейских стран, неразвитость экономических отношений внутри страны, слабость российской промышленности, меньшая боеспособность русской армии по сравнению с регулярными войсками Европы, необходимость выхода к морям и создания морского флота.
Причины, по которым не была разрешена последняя задача, мы уже описали выше. Что же касается основных внутриполитических проблем, то они хоть и не торопливо, но успешно решались. Создавались "полки иноземного строя". В 1668 г. на воду был спущен первый русский военный корабль "Орел" (именно отсюда ведет свою историю национальный бело-сине-красный русский флаг). Царь покровительствовал развитию русской промышленности, началось освоение рудных богатств Сибири, процветала внутренняя и внешняя торговля (Новоторговый устав 1667 г.).
По сути дела, Алексей Михайлович проводил все те реформы, за которые его сын получил имя Великого. Но проводились эти действительно необходимые преобразования не за счет разрушения русского национально-религиозного уклада жизни, а следуя его традициям. Царь Алексей не рушил устоев, вел не ломку, а преобразование старой России. Петр слепо перенимал с Запада все, не разбирая, что хорошо, а что плохо, уповая на то, что европейское всегда лучше отечественного. А Алексей Михайлович (со своими ближайшими помощниками и советниками - кн. Н. И. Одоевским, Симеоном Полоцким, Ф. М. Ртищевым, А. Л. Ординым-Нащокиным и др.) тщательно, со всех сторон рассматривал порядки и обычаи. После чего чуждые Православию и народному духу новшества отклонялись, а вводились практически необходимые изменения, после приведения их в соответствие с национальной и религиозной традицией. Это обеспечивало их успешное внедрение в повседневную жизнь и отсутствие народного сопротивления.
Именно в царствование Алексея Михайловича окончательно сложилась совершенно уникальная система соборной русской государственности, сочетавшая сильную центральную царскую власть со своеобразным выборным народным самоуправлением на местах. Окончательная ее систематизация произошла в 1649 г., когда Земский Собор принял Соборное Уложение Царя Алексея. Именно в это время эффективно действовала структура местного самоуправления, которой в позднейшее время стремились подражать великие Цари-Реформаторы Александр II Освободитель и Николай II Святой. Об этом много и с восторгом писал замечательный русский публицист И.Л.Солоневич (см. его труд "Народная Монархия" - М. К.). В права подданных входила не только возможность выбирать земских и общинных старост, земского пристава, приказчиков, целовальников, сотских и т.д., но и, например, пресловутая "презумпция невиновности". В дела местного самоуправления не имели права вмешиваться "кормленники"; и наоборот - народные выборные имели непосредственную возможность обжаловать действия центральной администрации прямо у Царя. И зачастую виновный администратор был вынужден покинуть "кормление", возместить обиженным все их убытки и выплатить судебные издержки. В. О. Ключевский пишет: "Оба источника правительственных полномочий - общественный выбор и правительственный призыв - тогда не противополагались друг другу, а служили вспомогательными средствами друг для друга". По главнейшим же вопросам государственной жизни Царь нес совет со всей Землей на Всероссийских Земских Соборах, в которых были представлены все сословия, включая крестьян и духовенство, зачастую вышедшее также из крестьянства. "Самоуправления равного московскому, не знала тогда ни одна страна мира" - восклицает Солоневич.
Таким образом, на время правления Алексея Михайловича приходится расцвет Русской государственности, основанной на национальной древлеправославной традиции. Царь Алексей почил в Бозе 30 января 1676 г., всего 47 лет от роду. Проживи он дольше, быть может, его младший сын, под влиянием отцовского воспитания, избежал бы многих ошибок. Мы же должны помнить о великой роли этого Царя в. отечественной истории, несмотря на полуумолчание и "европеизированной" либеральной, и советской исторической науки.