ЛЕГИТИМИЗМ |
Александр Закатов |
Наследственная монархия и “выборы” царя |
В дни новой Смуты, терзающей Родину, на авангард нашего народа — российских монархистов — Богом возложена великая задача возрождения Государства и Нации на твердых началах монархического строя. Нимало не сомневаясь, мы утверждаем, что только монархисты идут в верном направлении, и недалек тот час, когда в единодушном порыве весь Русский народ пойдет вслед за нами. Это понимают наши враги, поэтому уже сейчас, когда движение переживает “болезнь роста”, они стремятся посеять в нем ядовитые семена. Каждый монархист должен быть бдительным и немедленно разоблачать и отметать подлые попытки разложить монархическое движение изнутри. Одной из таких попыток, наиболее изощренной, является появление псевдомонархического течения, совершающего свое черное дело под знаменем антидинастического мятежа. Изменив своим законным Государям, крамольники используют услужливо предоставленные в их распоряжение средства массовой информации для того, чтобы направить обращающихся к идее Монархии людей по ложному пути. За последнее время появилось множество статей в прессе и выступлений по радио и телевидению, в которых Русскому народу упорно стараются внушить мысль о том, что Глава Императорского Дома не имеет прав на Престол, и теперь необходимы “выборы” монарха на Земском соборе. При этом делаются попытки обосновать это предложение “исторически”. Ничего более кощунственного и оскорбительного для тысячелетней истории России нельзя и придумать! Каждому убежденному монархисту ясно, что верность законному Монарху составляет неотъемлемую часть монархического миросозерцания. Как нет христиан без Христа, так нет монархистов без Царя. Эта истина руководит действиями лучших сынов России, отдававших и отдающих свои силы и жизни служению Тем, Кто, по праву первородства, принял на Себя ответственность за судьбу Дома Романовых в изгнании — в Боже почившим Государю Императору Кириллу I, Государю Великому Князю Владимиру Кирилловичу, и ныне здравствующей Государыне Великой Княгине Марии Владимировне. Верные Царские слуги исполняют свой долг в первую очередь основываясь на внутреннем святом чувстве преданности, а не из рациональных соображений политической выгоды или каких-то научных концепций. Тем не менее, каждый монархист обязан уметь объяснить любому, на чем зиждятся его убеждения и выводить людей из заблуждения, если клеветникам удалось вселить в кого-нибудь ложные сомнения. Поэтому мы еще раз возвращаемся к вопросу о наследственной монархии и традициям российской монархической государственности в целом. “Вместе со всеми русскими людьми Я крепко верю, что Господь Вседержитель, в неисповедимых путях Своих испытующий сердца людей, выведет очищенную страданиями Россию к новой жизни, одушевленной верою в славное будущее по заветам славного прошлого”, — писал в Указе об учреждении Ордена Св. Николая Чудотворца в 1929 году Император Кирилл I. Очевидно, что строительство новой России невозможно без сохранения и возрождения исторического наследия. В первую очередь это касается самой сущности Царской Власти. В своей статье “Престол Государства Российского” я подробно останавливался на этой теме, и на основе источников показал, что Россия никогда не знала выборной монархии. Для тех, кто не читал этой статьи, я вкратце повторю ее основное содержание. Со времен Крещения Руси институт власти Князя приобрел священный ореол, который уже не позволял относиться к Нему, как к простому военачальнику. Поэтому и наследственность власти, без какого-либо избрания, имевшая место еще в Языческой Руси, теперь получила церковное освящение, и в народе прочно утвердилось сознание того, что Государь поставляется Самим Господом Богом. Ярослав Мудрый стал основоположником первого порядка престолонаследия, согласно которому Престол переходил в последовательности старшинства, т. е. от брата к брату, и затем возвращался мужскому потомству старшего брата. Ввиду своей сложности, особенно после разрастания Династии, этот порядок был заменен Димитрием Донским на принцип нисходящего первородства, когда власть после отца наследовал его сын. Уже в то время русский народ научился отличать законных Князей от незаконных, и всегда поддерживал первых в противовес вторым. Узурпация же власти имела место лишь в случае воздействия враждебных сил — например, татарских Ханов, дававшим ярлыки на Великое Княжение угодным им кандидатам, или заговоров бояр, стремившихся ограничить прерогативы монарха. Однако, в душе народной утвердился взгляд, что “право избрания будущего Государя не принадлежит ни наличному Государю, ни управляемому народу”<1>.
Этому сознанию пришлось пережить серьезное испытание в конце XVI века, когда со смертью Царя Феодора Иоанновича в 1598 году пресеклась Династия Рюриковичей. Велик был соблазн завести на Руси “демократию” по польскому образцу, и превратить Земский Собор в подобие Сейма, избиравшего короля польской “республики”. К такому исходу стремились бояре, увидев для себя возможность стать хозяевами страны. Но народ, руководимый Церковью, в лице Патриарха Иова и других Иерархов, не допустил беззакония и призвал на Царство Бориса Годунова, шурина покойного Царя Феодора, являвшегося ближайшим родственником угасшей Династии. Новая Династия Годуновых была насильственно устранена боярами, предавшимися самозванцу Лжедимитрию. К сущности самозванчества мы вернемся в другой статье, когда будем говорить об этом явлении в наши дни. Пока же наш краткий исторический обзор подошел к годам завершения первого Смутного Времени. В 1613 году, когда по территории Московского Царства еще рыскали последние отряды польских интервентов, но столица уже была освобождена из оккупации, в Москве собрался Великий Земский и Церковный Собор, призванный решить вопрос о том, кому царствовать на Руси. В числе кандидатов, поддерживаемых различными боярскими партиями, были Рюриковичи и Гедиминовичи, был и один из семьи Романовых — Иван Никитич, брат Митрополита Филарета. Не было лишь Михаила Федоровича, которого еще при польском засилье Патриарх Мученик Гермоген назвал единственным законным преемником Рюриковичей, ибо он происходил из старшей ветви потомков первого шурина Царя Иоанна Грозного Никиты Романова. Этот факт старательно обходят историки, утверждающие, что Михаил был выбран Собором, как наиболее удобный и приемлемый для всех кандидат. Народ, в лице неизвестного нам по имени казачьего атамана, в очередной раз не допустил восторжествовать боярским антимонархическим стремлениям. “Повесть о Земском Соборе 1613 года” доносит до нас простые слова православного казака: “Князи и боляра и все московские вельможи, но не по Божии воли, но по самовластию и по своей воли вы избираете Самодержавного. Но по Божии воли и по благословению Благоверного и Благочестивого и Христолюбивого Царя Государя и Великого Князя Феодора Ивановича всея Руси при блаженной Его памяти, кому Он, Государь, благословил посох Свой Царской и державствовати на России князю Феодору Никитичу Романову (отцу Михаила Феодоровича, в то время уже Митрополиту Филарету. — А.3.). И тот ныне в Литве полонен, и от благодоброго корене и отрасль добрая, и честь, сын его князь Михаило Федорович. Да подобает по Божии воли на царствующем граде Москве и всея Руси да будет Царь Государь и Великий Князь Михаиле Федорович и всея Руси”.<2>
Казаки действовали не только словом, но и делом, и не отпустили бояр до тех пор, пока они не присягнули законному Царю. Затем последовала всенародная присяга Михаилу Феодоровичу и всей новой призванной (а не избранной) на Царство Династии. В Грамоте Собора утверждалась верность Дому Романовых до скончания века. “Заповедано, чтобы Избранник Божий Царь Михаил Феодорович Романов, был Родоначальником Правителей из рода в род, с ответственностью в своих делах перед единым Небесным Царем. А кто же пойдет против сего соборного постановления — ЦАРЬ ЛИ, ПАТРИАРХ ЛИ И ВСЯК ЧЕЛОВЕК, ДА ПРОКЛЯНЕТСЯ ТАКОЙ В СЕМ ВЕКЕ И В БУДУЩЕМ, ОТЛУЧЕН БО БУДЕТ ОН ОТ СВЯТЫЯ ТРОИЦЫ...”. Последняя фраза полностью опровергает пустосвятские домыслы новых фарисеев и лицемеров о том, что крестоцелование Дому Романовых может, якобы, отменить патриарх или новый собор. Свободно данная Господу Богу клятва целого народа не может быть отменена никем, и ее нарушение всегда ляжет проклятием на совершивших его, каким бы саном или званием они не были облечены. Традиционное наследование Престола продолжалось до злополучного XVIII века, когда Император Петр Великий, своей волей устранивший законного Наследника Царевича Алексея, издал в 1722 году “Устав о престолонаследии” согласно коему царствующий Император Сам назначал Своего Преемника. Пагубность этого порядка обнаружилась уже в последние часы жизни Императора-Преобразователя. Когда Ему, лежащему на смертном одре, поднесли лист бумаги, чтобы он написал имя наследника, Петр успел лишь начертать: “Отдайте все...”. Рука Царя опустилась, и он покинул сей мир, оставив вопрос о престолонаследии не разрешенным. После ожесточенной борьбы, Синод, Сенат и Генералитет возвели на Престол супругу Петра Великого Екатерину I, нарушив права его внука Царевича Петра. Дальнейшая история XVIII столетия наполнена дворцовыми интригами и переворотами. Народ, от вельмож до крестьян, не знал толком, кому он должен служить. Одного сановника спросили утром, какому Государю он служит. Он ответил: “Ныне царствующему”, предполагая, что ночью произошел переворот и боясь назвать какое-либо имя. Не требуется объяснять, сколь пагубные последствия имела подобная обстановка. Сознавая недопустимость вольного обращения со священными принципами династичности, Император Павел I, еще в бытность Его Наследником-Цесаревичем, написал новый Закон о престолонаследии. Этот Богодухновенный акт, обеспечивающий существование Дома Романовых, в соответствии с установлением Собора 1613 года, до скончания века, был оглашен Императором в день Своей Священной коронации 5 апреля 1797 года. Павел I так определил цель Своего Закона: “Положив правила наследства, должен объяснить причины оных. Они суть следующие. ДАБЫ ГОСУДАРСТВО НЕ БЫЛО БЕЗ НАСЛЕДНИКА, ДАБЫ НАСЛЕДНИК БЫЛ ВСЕГДА НАЗНАЧЕН ЗАКОНОМ САМИМ. ДАБЫ НЕ БЫЛО НИ МАЛЕЙШЕГО СОМНЕНИЯ, КОМУ НАСЛЕДОВАТЬ”. Закон Императора Павла установил такой порядок престолонаследия. От Императора-Отца Престол переходил к Его Старшему Сыну и Его мужскому Потомству. По пресечении этого потомства, наследие переходило в род следующего Сына Императора-Родоначальника, и так далее. Особы женского пола могли наследовать Престол после прекращения всех мужских поколений Династии. В случае перехода наследия в другую Династию, Наследник должен был принять Православие и становился Главой Дома Романовых (не считалось, что в этом случае воцаряется другая Династия). Император Александр I Благословенный дополнил Закон Своего Отца запретом наследования потомству от неравнородных (морганатических) браков Членов Императорского Дома. Правильное наследование Престола продолжалось вплоть до революции 1917 года. Когда изменники обманом вынудили отречься Царя Мученика Николая II, Он решил не расставаться со Своим Сыном, и. подписал отречение также и за Него. Престол должен был перейти следующему по очереди в порядке престолонаследия — Брату Царя Великому Князю Михаилу Александровичу, но Он 3 марта издал Манифест, в котором откладывал принятие Царского венца до Учредительного собрания, которое должно было решить вопрос о будущей форме государственного устройства России. Летом 1918 года все мужское потомство Императора Александра III — оба Сына и Внук — было зверски умерщвлено большевиками вместе с другими Членами Императорской Семьи, оставшимися в России. Наследие перешло к мужскому потомству Императора Александра II. Старший в этом потомстве, а следовательно, и во всей Династии, Великий Князь Кирилл Владимирович, к счастью, спасся от смерти и находился в эмиграции. В 1922 году Он, еще надеясь на то, что кому-то из Потомков Александра III удалось избежать гибели, в тоже время счел необходимым определить положение Династии и принял на Себя звание Блюстителя Государева Престола, заявив о готовности немедленно сложить с Себя все полномочия, если надежды на спасение Царя, Цесаревича или Великого Князя Михаила сбудутся. Но этим надеждам не суждено было сбыться, и в 1924 году Великий Князь Кирилл Владимирович принял принадлежащий Ему по праву титул Императора Всероссийского. Этот мужественный акт был воспринят с радостью всеми подлинными монархистами, и с ненавистью врагами России и Династии — февралистами, непредрешенцами и прочей нечистью, бежавшей из России от ими же порожденной революции. Клятвопреступники и предатели Царя Мученика продолжали свою измену, злобно клевеща на нового Императора и стараясь скомпрометировать Его, обвиняя в собственных грехах. Так возник слух о “красном банте”, который, якобы, надевал Государь в дни февральской революции, и другие, еще более нелепые. Император мужественно противостоял клевете врагов. “Как не дано Мне права считаться с тем, желаю Я или нет взять на Себя наследственное бремя... так, никто не вправе осуждать Мои действия, стремлением к благу Родины вызванные”, — сказал он в Своем Обращении от 12/25 октября 1924 года. Следуя заветам Венценосных Предков, Император Кирилл I не только Сам трудился на поприще служения Отечеству, но и готовил к этому Своего Сына Великого Князя Владимира Кирилловича. В 1938 году Император умер, и Главой Династии стал Великий Князь Владимир Кириллович. Государь почел за благо не пользоваться Императорским титулом до возвращения в Россию, но вне зависимости от этого, Он юридически являлся Всероссийским Императором, обладая всеми правами Такового. Ему, как и Его Отцу, пришлось столкнуться с ложью и клеветой, но ничто не смогло омрачить Его 54-летнее беззаветное служение Родине. В последний год жизни Государь сподобился от Господа увидеть падение коммунистической диктатуры и посетить Россию. На Страстной Седмице 1992 года Вседержитель призвал Русского Царя к Своему Престолу и Ему наследовала Его дочь Великая Княгиня Мария Владимировна (де-юре Императрица Всероссийская Мария I). Остановимся на этом более подробно. Согласно статье 30 Основных Законов Российской Империи престолонаследие переходит в женскую линию Дома Романовых только после пресечения всех мужских поколений. В эмиграции находилось много Членов Императорского Дома мужского пола, и они, в случае кончины при их жизни Великого Князя Владимира Кирилловича, наследовали бы Ему в соответствии со старшинством линий. Но все они вступили в морганатические браки, и их потомство, на основании статьи 188, не могло наследовать Престол. Таким образом, переход наследования в женскую линию становился неизбежным, ибо только Великий Князь женился равнородным браком, и от этого брака в 1953 году родилась единственная Дочь. Желая оградить права Своей Дочери в будущем, Государь в 1969 году издал Акт о Блюстительстве Престола, в котором повелевал Великой Княжне Марии Владимировне, в случае Его смерти, наблюдать за правильным порядком престолонаследия. Поскольку последний Князь Императорской Крови Василий Александрович скончался в 1989 году, еще при жизни Великого Князя, необходимость Блюстительства отпала. Со смертью Великого Князя Владимира Кирилловича прекратилось последнее мужеское поколение Дома Романовых, и права на Престол перешли в поколение женское. Главой Династии ныне является Государыня Великая Княгиня Мария Владимировна, а Ее Наследником — Сын Великий Князь Георгий Михайлович. Долг каждого россиянина служить Им верой и правдой, не щадя жизни. Коснемся теперь идеи “выборов” Царя Земским собором. Надо сказать, что даже среди врагов Государя Императора Кирилла Владимировича не многие додумались до такой глупости. Они понимали, что “выборы Царя” глубоко чужды всему государственному бытию России, и не желали показаться приверженцами этой безумной идеи. Председатель враждебного Императору Кириллу I Высшего Монархического Совета Н. Марков в вестнике “Высший Монархический Совет” № 75 (22.1-14.11.1923) выступил со следующим “Заявлением”: “Издающий в Берлине газетку “Что делать?” недавний эссер, а ныне монархист-легитимист, Григорий Новицкий в ряде заметок и статей утверждает, будто я, Н. Е. Марков, на публичном докладе заявлял, что Царь России нужен “не законный, а желанный”, и что я стал в ряде сторонников выборного Царя...”. И далее Марков решительно отмежевывается от приписывания себе подобных взглядов, относя обвинения “злонамеренному искажению его слов”. Намекал на возможность “избрания Царя, бывший Верховный Главнокомандующий Великий Князь Николай Николаевич, тот самый, что в дни февральского бунта поддержал заговорщиков, прислав Государю телеграмму с “коленопреклоненной мольбой” отречься от Престола. Но и он, ненавидя лично Великого Князя Кирилла Владимировича, ничем Себя не запятнавшего, соглашался на провозглашение Императором 5-летнего Князя (в то время, до принятия Отцом Императорского Сана, Он еще пользовался таким титулом) Владимира Кирилловича, при его, Николая Николаевича, регентстве. Великий Князь Кирилл Владимирович счел подобный компромисс не допустимым и не захотел перекладывать Свою ответственность на маленького Сына, да еще при столь сомнительном опекуне. Когда Император Кирилл умер, монархические организации всех направлений, в том числе враждебные покойному Государю, Высший Монархический Совет и Российский Обще-Воинский Союз, признали Главой Династии и единственным законным Наследником Престола Великого Князя Владимира Кирилловича. Вся эмиграция — от Архиерейского Собора и Синода Русской Православной Церкви за границей и Членов Императорского Дома до мелких групп (кроме, естественно, левых партий) объединились вокруг молодого Государя. Однако, вскоре обнаружилось, что некоторые признали Его вынужденно, оставаясь в то же время скрытыми врагами Законного Царя, и проявили свою подлинную позицию в тот или иной момент. Так поступили некоторые Князья Императорской Крови, занявшиеся недостойными их звания интригами, бывший начальник Российского Имперского Союза-Ордена Н. Сахновский и некоторые другие. Их предательство не могло помешать Государю по-прежнему самоотверженно служить порабощенной богоборцами Родине. Конечно, враги Царя использовали любую возможность, чтобы приобрести сторонников в самой России. Когда границы Советского Союза приоткрылись, в страну хлынула литература, наполненная злобными измышлениями и клеветой на Августейшую Семью. Здесь ее жадно подхватили околоцерковные “монархисты”, лишь недавно сменившие свои коммунистические, социал-демократические и прочие убеждения, но ни на йоту не отрешившиеся от коммунистической психологии. Эта дьявольская смесь породила некий “советский монархизм”, с присущей ему идеей “выборов Царя”. Провокаторы и жалкие глупцы, последовавшие за ними по своему полнейшему невежеству, имеют наглость утверждать, что “выборность” Царя есть освященный Церковью и веками традиционный порядок замещения Престола. Насколько это соответствует истине, ясно из всего вышесказанного. Насколько попытка опорочить Царское Имя в глазах народа губительна для дела восстановления Монархии, не мне объяснять. A gui prodest? Ясно, что никак не друзьям России. В борьбе с Наследственной Монархией и Носителями ее традиций объединились“Русский вестник” и “Мегаполис-Экспресс”, “Радио Свобода” и журнал “Молодая гвардия”, “Православный вестник Канадской и Нью-Йоркской епархии” и газета “Правда”, а также мелкие листки и репортеры-“шестерки”. Эта жалкая возня не сможет остановить прозрение народа, но замедлить его пока способна, поэтому мы должны беспощадно и бескомпромиссно бороться с малейшими проявлениями антидинастических тенденций. Соглашательство с врагами Государыни, к которому склонны некоторые именующие себя легитимными монархические центры, совершенно недопустимо, ибо вводит людей в большое искушение. Каждый русский человек и любой гражданин России, сознающий себя верноподданным Законной Царицы, обязан давать немедленный отпор Ее противникам. Искренно заблуждающихся нужно вразумлять, сообщая им правдивые сведения, с явными врагами наш разговор будет иным. Как образец выявления лживости любого выпада против законности прав Августейшей Семьи, приведу пример разоблачения одного из них. Стараясь доказать, что Потомство Императора Александра II утратило права на Престол, новоявленные “специалисты” утверждают, что причиной этого явились браки Великих Князей Владимира Александровича и Его сына Кирилла Владимировича — первого на неправославной, а второго на разведенной. В этом случае следует прежде всего спросить, на основании каких статей Закона делаются подобные утверждения. В большинстве случаев господа “специалисты” не поймут даже, о чем идет речь, г. к. Законов они никогда и в глаза не видели. Те из них, кто поумнее, для первого случая сошлются на статью 185, гласящую: “Брак мужеского Лица Императорского Дома, могущего иметь право на наследование Престола, с Особой другой веры совершается не иначе, как по восприятии ею православного исповедания”, а для второго при всем своем желании не сумеют найти в Законах даже какого-то отдаленного намека. Что касается статьи 185, то она ни в коем случае не лишает прав на Престол вступившего в такой брак с дозволения Императора, ни тем более его потомство. Более того, статья 35, как уже говорилось, вообще предусматривает переход наследования в иноверную Династию, ставя условием принятие Православия при вступлении на Престол. Смысл статьи 185 заключается лишь в том, чтобы браки ближайших наследников, которые могут вступить в права в недалеком будущем, по возможности, заключались с Особами уже православными. Кому давать, а кому не давать право на брак с иноверцами, предоставлялось произволению царствующего Императора. Никто и никогда не оспаривал прав потомков Великого Князя Константина Константиновича, хотя его супруга Великая Княгиня Елисавета Маврикиевна не только вступила в брак, но и умерла лютеранкой, в то время, как Супруга Великого Князя Владимира Александровича Великая Княгиня Мария Павловна приняла православие спустя некоторое время после вступления в брак. О запрете же женитьбы на разведенных в Законе речи вообще не идет. На разведенной был женат тот же Великий Князь Николай Николаевич Младший, а морганатическая супруга Великого Князя Михаила Александровича вообще была трижды разведена, что не помешало Царю-Мученику отречься от Престола в Его пользу. Так обнаруживается полнейшая несостоятельность ничтожных попыток подвести под крамолу “юридическое обоснование”. Я не разбираю подробно другие моменты, относящиеся к Законам, и привел здесь ответ на один из вопросов лишь в качестве примера. Желающих получить подробные сведения я отсылаю к статье М. Александрова “Кому мешает Великий Князь”, где блестяще опровергнуты все основные инсинуации господ избирателей. “Красный душок” и клеймо клятвопреступления проглядывается во всех деяниях лжемонархистов, и вполне закономерно, что во главе превозносимого ими так называемого “Объединения рода Романовых”, состоящего из потомков морганатических браков умерших Членов Императорского Дома,<3> находится ныне итальянский республиканец Николас Романофф. Закономерно и желание освободиться от клятвы 1613 года, и поиск тайных “наследников” в “сокровенном уединении”, и собачья голова на кресте в качестве эмблемы “опричнины”, претендующей на исключительное право избирать Царей, и подписывание совместных заявлений с деятелями Российской коммунистической партии. “По плодам их узнаете”. В заключение не могу не привести библейского пророчества, относящегося как раз ко всякого рода выборщикам Монарха и свидетельствующего о богопротивности подобных поползновений. Это слова пророка Самуила, обращенные к народу израильскому: “Сие будет правда царева: сыны ваша возьмет... и дщери ваша возьмет, и земля ваша одесятствует, и вы будете ему рабы и возопиете в день он от лица царя вашего, его же избрасте себе, и не услышит вас Господь в день он, яко вы сами избрасте себе царя” (1 Цар., 8). Изреченное святым пророком духовно поражает клятвопреступников в самое сердце и не оставляет никакого сомнения в кощунственноесть самой идеи “выбора” Царя. Наша же непоколебимая верность Господу Богу и поставленным от Него Государям поможет нам преодолеть трудности, посрамить врагов и привести к славной победе весь Русский народ. Именно эта верность ляжет краеугольным камнем в основание новой Российской Монархии, которая одна принесет России мир, процветание и благоденствие.
<1> Нафанаил, епископ, Подвиг власти, “Стяг”, Мюнхен, 1949, с. 31.Вернуться к тексту>>> <2> Повесть o Земском Соборе 1613 года, “Вопросы истории”, № 5, 1985, с. 94. Вернуться к тексту>>> <3> Впрочем, в это объединение не входят князья Ильинские, потомки от морганатического брака Великого Князя Димитрия Павловича, которые хоть и не имеют никаких прав на Престол, но происходят из самой старшей, после Потомства Великого Князя Владимира Александровича, линии Императорского Дома. Вернуться к тексту>>> |
Монархистъ |