Е. Е. Ковалевский
РЕЧЬ, ПРОИЗНЕСЕННАЯ НА
СОБРАНИИ ЛЕГИТИМИСТОВ В БЕЛГРАДЕ 12 ОКТЯБРЯ 1930
ГОДА.
Во все времена своего существования
люди жили во власти предвзятых идей. Менялись
идеи, но неизменными оставались их власть и
предвзятость.
Как сильно это свойство человеческого духа,
видно из того, что уже на заре исторического
человечества оно внушало особые заботы тем, кто
призван был властвовать над людьми и нести
ответственность за их судьбу.
Недаром в заповедях, данных Моисею на Синайской
горе, в этих поистине основных законах
ветхозаветного человечества, на втором уже
месте, непосредственно за торжественной
декларацией самого Божества: "Аз есмь Господь
Бог твой..." следует: "Не сотвори себе
кумира...".
Само собою разумеется, что эта заповедь, говоря о
кумирах, имеет в виду, главным образом, не
физические идолы, заменявшие Бога
идолопоклонникам, ибо тогда она являлась бы лишь
повторением заключительной части первой
заповеди: "...да не будут тебе Бози инии, разве
Мене". - А ведь особым чрезвычайно характерным
отличием этих основных законов древности
является их поразительная лаконичность,
сжатость, отчетливость, ясность, давшая
возможность на двух скрижалях изложить всю
сущность нравственного учения, оставшегося
незыблемым до настоящего времени и к которому
Новый Завет прибавил одну лишь великую заповедь
любви.
Золотой телец - это не только вещественный идол, -
это наш современный капитализм, безжалостный и
беспощадный, стремящийся все поработить себе;
это "все куплю", сказало злато: вспомните
песенку Мефистофеля: "На земле весь род
людской чтит один кумир священный, он царит по
всей вселенной; тот кумир - телец златой".
Анархизм, коммунизм, социализм, демократизм, даже
конституционализм - это те же идолы, те же кумиры,
к числу которых в последнее время прибавился еще
один, едва ли не самый опасный, как все
лицемерное, все обманное, все рядящееся в чужую
одежду и принимающее чужую личину.
Все они поработили человеческий ум, душу и волю в
результате извечной борьбы между двумя
основными состояниями человеческого духа -
эгоизмом и альтруизмом, себялюбием и любовью к
ближнему.
В каждом человеке и в каждом человеческом
обществе с доисторических времен идет борьба
этих двух начал, как отражение вечной борьбы
добра и зла, долга и права, обязанностей и
претензий, Бога и сатаны.
Когда впервые пещерный человек увидел себя
окруженным врагами в лице и хищных зверей, и
дикий людей, и грозившей ему со всех сторон
непонятной в своих проявлениях природы, он
бессознательно почувствовал, что легче вместе
отстаивать жизнь от хищников, легче, сбившись в
кучу, жаться друг к другу в стужу и непогоду,
легче общими усилиями заготовлять себе пищу и
отстаивать свое логовище и скромное достояние от
незваных гостей и соперников.
Отсюда первое, инстинктивное, бесформенное,
неорганизованное единение, первый проблеск
первобытного альтруизма.
Но настало время, когда враги были прогнаны,
когда солнце тепло и ярко светило, когда запасов,
казалось, хватит надолго, когда необходимость
делиться ими с другими стала вызывать сожаление,
досаду и раздражение, когда каждому захотелось
самому воспользоваться и ложем из мягких
листьев, набросанных в пещере, и заготовленными
плодами и орехами, и шкурами убитых зверей, а не
делить их с другими. И вот однажды человек напал
на человека и началась преступная
братоубийственная бойня, длящаяся и поныне, во
время которой зря расхищалось накопленное и
бессмысленно гибли и люди и результаты их
совместных трудов.
Во время этой борьбы неизвестно откуда вновь
подошли вплотную и хищные звери, и дикие люди,
пришедшие из далеких лесов и пещер. Дорого
заплатил человек за свое первое вероломство,
предательство, измену, пока на опыте не познал
цену верности единения и альтруизма.
Шли века и тысячелетия. Жизнь осложнилась. Уже
недостаточно было инстинктивного стремления к
объединению и помощи, нужно было согласование
усилий, потребовалось руководство непререкаемое
и авторитетное, освященное нравственным началом,
- так родилась власть одновременно с родовым
началом: отец, глава семьи, рода, племени; вождь,
жрец, пророк, первосвященник, наследственный
властелин, Божий Помазанник.
Чередовались века. Времена организованности и
порядка, изобилия и богатств, накопляемых
мудрыми властелинами, сменялись временами
легкомысленной народной расточительности,
бесправия, беспорядка. Забывался долг и
обязанности. Помнили только о своем праве, о
своих претензиях и требованиях. Звериный эгоизм
побеждал человеческий альтруизм. Сатана
торжествовал над Богом.
Нам, господа, выпало на долю пережить одну из
подобных исторических перемен. Она не первая и,
увы, - не последняя. Мы видим, как к такой же
катастрофе подходит весь мир. Уже раздались
предостерегающие голоса. Уже ищут путей
спасения, Но ищут их там, откуда спасение прийти
не может. Ищут не на путях восстановления чувства
долга и обязанности, а на путях видоизменения
форм осуществления своих прав и претензий.
Не хорош золотой телец - капитализм, давайте
социализм и даже коммунизм.
Не оправдало надежд многовластие в форме
царившей над всеми умами идеи демократизма и
парламентаризма - давайте единовластие
профессионально цехового фашизма, выборного
вождя, случайного крикуна,
фанатика-сумасшедшего, международного дельца,
кого угодно, только не того, кому нужно
повиноваться во имя долга и самоотречения.
Хочется получить преимущества единовластия,
сохранив за собой в то же время и эфемерные
выгоды народного или классового самовластия.
Поэтому мы видим: всюду вместо Богом венчанных
наследственных Самодержцев создаются суррогаты
монархов, именуемых диктаторами, дуче, вождями,
главами государств, главнокомандующими,
председателями партий и союзов и т. п., и от всех
этих эрзатцев-царьков ожидают спасения перед
лицом нависшей грозной опасности.
Так и мы.
Посмотрите: мы десять лет кричим о необходимости
объединения для спасения России.
Уже вымирает наш народ от голода, лишений и
страшных болезней души и тела.
Уже выбивается и добивается наиболее активная и
работоспособная часть нашего культурного слоя -
душа и мозг нашего народа.
Уже тянутся алчные руки к русской земле, стремясь
создать из нее новое Конго.
А мы все говорим и говорим о необходимости
объединения.
Генералы, профессора, публицисты, молодые люди,
представители капитала, - каждый в отдельности
хотят убедить нас в необходимости объединяться
только вокруг каждого из них для восстановления
нашего погубленного Отечества.
Как будто для этого нужно только воевать, или
только торговать, или только учить в
университетах, или только писать в газетах, или
просто обладать самоуверенностью невежества и
отсутствием личного жизненного опыта.
Мечется зарубежное стадо, не видя, или, вернее, не
хотя видеть руку помощи, которую Сам Бог
протягивает русскому народу, искупившему
неслыханными страданиями свои неисчислимые, ни с
чем не сравнимые, грехи.
Ибо, действительно, безгранично велика милость
Божия, сохранившая нам в годы изгнания и
рассеяния Своего Помазанника - бодрого, сильного,
твердого, мудрого, безгранично любящего свою
Родину, доброго отца и крепкого семьянина, -
настоящего, природного, законного, православного
Русского Государя.
Что же, неужели и теперь еще мы будем делить
волчьи шкуры и грызть горло друг другу за отнятые
у нас пещеры?
Неужели и теперь еще мы не услышим голоса
Провидения и отвернемся от простертой к нам
единственной руки спасения?
Ибо, господа, сроки близятся и перед нами лишь два
пути: или, с Божьего благословения, всем вместе за
Царем - в Россию, или без Бога, Царя и России, но
зато с вождями, генералами, профессорами,
публицистами, экономистами, торговцами и
молодцами, социалистами и фашистами - в пропасть.
"Императорский Штандарт", № 4, 1 января
1931 г., Белград
|