ВЗГЛЯД В ИСТОРИЮ |
Протоиерей Лев Лебедев, Курск, декабрь 1997 г.
Последний луч Ныне окончательно спали все грязные пелены, которыми от нашего сознания злобная масонская и большевистская пропаганда старалась загородить, занавесить духовный облик Св. Царя Мученика Николая, Его поистине благоверной Супруги Царицы Александры и их прекрасных детей, - Цесаревича Алексея, Царевен Ольги, Татианы, Марии и Анастасии. Теперь уже ничто не может помешать чистым оком души взглянуть на наших Царственных Страстотерпцев. И когда такой взгляд как бы прикасается к ним, встречается с ними, - какой дивный, тихий свет излучается от них! Слова "свет", "сияние", "светлые" так и просятся на ум и при чтении жития Царственных Мучеников, и при чтении их подлинных писем, и при взгляде на их прижизненные фотографии и на их иконы...Не случайно это. Тьма века сего в наши дни так сгустилась, так плотно окружила нас со всех сторон, так глубоко проникла и в наши души, что при соприкосновении со светом, сердце вздрагивает, озаряется, как погасшая свеча от свечи горящей. Начинаешь понимать, что такое была русская жизнь до проклятой революции, если она могла породить такое чудо, как Царская Семья Государя Николая Александровича! В этой Семье обращениями "солнышко", "светлый луч", "солнечный луч" были награждаемы, кажется, все ее члены, не только самый маленький, -Наследник! И это были не пустые слова! Все они являлись подлинно светом. В одном из писем из заточения Государыня написала о своих детях, что "все они - как один человек". С полным основанием то же самое можно сказать о всей Царской Семье: они были - как один человек! Такая была между ними любовь. Она пронизывала все их отношения, покрывая и преодолевая бесчисленные искушения, какие обычно бывают в семьях, да еще такие, что были неизбежно связаны с их Царственным положением. Они над всей Россией стояли. У всех на виду. И то, что они несли в себе, в своих сердцах, даже помимо их желания и воли, излучалось на всю страну, на весь Народ! И это был дивный тихий свет, свет поистине Евангельской любви! "Люблю мою родину" - писала Царица-Мученица о России, - "Чувствую себя матерью этой страны и болею, как за своего ребенка". Но ведь Ее земной родиной была совсем другая страна -Германия... И когда Александра Федоровна хотела сказать о ней, то говорила "моя первая родина". Второй, действительной и последней, для Нее стала Россия. Почему? Да потому, что не формально, а всей глубиной души Царица-Мученица приняла Святое Православие. А для русских искони, - кто подлинно православный, тот и свой, родной, тот и русский. Независимо от того, где он на земле родился, какой национальности он был раньше. Русскими ощущали себя все члены Царской Семьи. Хотя, если судить по крови, то в них и полкапли русской крови не было. Великая Княжна Ольга Николаевна отказалась выйти замуж за Румынского Наследника Престола только потому, что ни за что не хотела уезжать из России, - так любила ее! Святое Православие! Какая это великая преображающая, всепобеждающая сила! Какой свет! Ярче всего во всем мире он сиял в России, в Русской Православной Церкви, какой она была до революции. Этот свет Христов просвещал всякого человека, готового сердцем принять его. А таких было десятки миллионов! В целом - вся огромная масса Русского Народа, его подавляющее большинство. Вот почему коммунистам пришлось уничтожать своих противников не сотнями, не тысячами и даже не десятками тысяч, а десятками миллионов. Это все были люди, которые не могли быть "перевоспитаны", не могли принять никаких "новых идей", отказавшись от своей веры и жизни по вере. С такими ничего нельзя было поделать, как только уничтожить физически, хотя они совсем почти не выступали против советской власти. Большевики просто вынуждены были это сделать, т.к. иначе у них ничего не получилось бы... Но пока эти десятки миллионов были живы (по примерным подсчетам к 1914 г. в России насчитывалось около 90 млн одних только великоруссов, не считая малороссов и белоруссов, - тоже православных, а уничтожено к 1945 г. было примерно 80 млн великоруссов), - пока они были живы и составляли основную массу великого Народа, свет Христов, просвещавший их в Православной вере и Церкви, неизбежно наполнял их сердца глубочайшей любовью к своему Православному Царю, к Царице, к Их прекрасным детям, встречая ответный луч любви от Царских сердец. Удивительным было это теснейшее духовное единение в любви Царя и Народа накануне революции! Такое встречалось в Русской истории, и еще раз, с особой яркостью, проявилось напоследок. Поэтому, когда говорят об "отступлении" от веры и от Царя в России накануне и в период революции 1917 г., то всегда нужно точно представлять себе, где, в каких слоях населения это отступление имело место? А было оно только в очень тонкой прослойке между Царем и Народом, - в так называемой "образованной общественности" и в расцерковленной части рабочих и городской швали. Все вместе они составляли всего 5-7% населения России! То есть из 180 с лишним миллионов всего населения (к 1914 г.) - только 10-12 млн человек. Но 170 млн были безоружны и не имели никакой организации, а 10-12 были, в основном, организованы, сплочены, а половина из них - вооружена. Отсюда видно, что совсем не так произошла Российская катастрофа, как ее обычно представляют, доходя до обвинения Народа, а совсем иначе. Жертвами ее стали и Царь, и Народ одновременно. И смысл этого страдания совсем не в "наказании" за "отступление", а как раз наоборот, -в прославлении за веру и верность Христу! За безропотное сораспятие Ему! Царя не защитили, не спасли потому, что он сам добровольно отрекся от власти, т.е. пошел на Голгофу. Значит, и себя защищать уже не было смысла; нужно было суметь достойно последовать своему Царю туда же, - на Голгофу... Ни один из народов Земли не явил такой способности, а Русский Народ явил! Удивительно это единство Царя и Народа! Сопоставим два события, - Ходынское поле 1896 г. и Саровские торжества 1903т. В первом случае в дни коронации Государя на Ходынке скопилась гигантская толпа. В основном, - городских зевак, жаждавших зрелища и сувениров. Во втором случае собрались в Саров богомольцы со всех концов России для молитвенного поклонения старцу Серафиму, в количестве более 300 тысяч человек. И никакой давки. И полиции делать было нечего. Одни, практически без охраны, выходя после Богослужений, Царь, Царица, Царские дочери, Великие Князья, спокойно и медленно шли в людском море, останавливались, разговаривали с людьми, принимая выражения сердечной и чистой любви от множества паломников из самых разных сословий, но больше всего - из крестьян. Это - Русский Народ! Это - Русь Святая, молящаяся, преданная Богу и Царю всей душой. Такая встреча Царской Семьи лицом к лицу с Русью подлинной, то есть Православной, была первой и последней по значимости, по силе впечатлений. Она достаточно показала, что духовно Царь и Народ едины! Что все они как одна большая Семья, спаянная любовью - как семья Царская... Это замечали уже тогда даже в "образованной общественности" наиболее внимательные ее представители. Так, историк В. О. Ключевский в речи, посвященной памяти Императора Александра III, выразился так: "В России, по ее политической организации, в воле Царя выражается мысль его народа, а воля народа становиться мыслью его Царя". В последствии КПСС из кожи вон лезла, чтобы доказать наличие такого же единства с народом ("Народ и партия едины"). Но единства не было. А если и было, то совсем не такое и не в том... Ибо с 1918 г., одновременно с уничтожением настоящего Русского Народа, искусственно выращивался "народ" совсем другой, - "советский". Недобитый в репрессиях и недомеренный голодами остаток народа Русского (а это всегда значит только -Православного) был добит к 1945 г. на полях сражений II Мировой. После этого на территории бывшей России стал жить уже только "новый" народ, несчастные обольщенные люди! Воспитанные "партией и правительством" в детских садах, в школах, в институтах, в пионерии, в комсомоле, в армии, советскими писателями ("инженерами человеческих душ"), "новые" советские люди кое в чем и впрямь, оказались едины с партией. В привычке жить по лжи и верить лжи, в жульническом, "криминальном" характере психологии, в животном чувстве стадности, в безбожии (у одних - идейном, у других, "верующих", - практическом). И как только КПСС, по команде с Запада, в 1991 г. выпустила этот "народ" из своих идеологических и административных когтей, так сразу и оказалось, что это даже и не народ, а русскоязычное население, начисто лишенное чувства единства. В рассыпалось в щебенку, в песок... Эту бесформенную массу населения теперь пытаются сцементировать экономическими, социальными и иными "интересами", да ничего не получается. Не тот "цемент"! На нем в России ничего прочно стоять не может и не будет. Прежде, при Царе, стояло веками на любви, - осознанном, глубоком, бескорыстном чувстве к Богу, по Христу и к ближним. Кто теперь, как тогда Царь может объять своей отеческой любовью весь народ, всю Россию и жертвенно им служить? Никто. Потому что никто, кроме законного Царя не может ни называться, ни быть Отцом, "Батюшкой" всего народа! Президенты - люди всегда временные, всегда выдвиженцы лишь части (партии) общества, да и лезут на верх из своего тщеславия и властолюбия, а не Богом призванные. А у Русского Царя была не жажда власти в душе (власть он воспринимал как Крест, бремя), а именно любовь. Его, Царя, еще наследником так воспитывали. Ему при помазании на Царство свыше от Бога, подавался и особый дар любви к подданным, и способности разуметь, что и как нужно для них делать. Но и то сказать, что теперь у русскоязычного населения не может быть такой любви к Православному Царю, какая была у Народа Русского. Теперь не над кем ставить царя. Как последний луч Божественного Света озарило Русскую Землю царствование Государя Николая Александровича. В его личности нас особенно поражает сочетание широкой светской (т.е., в основном, - западной) образованности с вытекающими отсюда увлечениями техникой, театром, вообще культурой и искусством, - с глубочайшей духовной образованностью, искренней верой и молитвенностью! Не есть ли это полное преодоление всего вредоносного, что всегда несет в себе Западная культура? В 1905 г. будущий великий иерарх, Митрополит (а тогда еще - епископ) Антоний (Храповицкий) воскликнул: "Русский Народ! Учись же у своего Царя вере, умилению и молитве!". Надо же было такое сказать! Начиная с Петра I, ни об одном Русском Императоре (или Императрице) такого не говорили, да и не могли говорить. А о Николае II сказали! И тем самым указали на "правило веры" для русских людей XX века. Император -"правило веры" для народа... Где еще в Христианском мире начала нашего столетия могло такое быть? Нигде. Только - в России! Русское Самодержавие, как бы описав некий круг после апостасии Петра I, при Николае II вернулось к своему началу - к осознанию себя ковчегом, оградой Святого Православия. Государь Николай Александрович не просто любил все православное и русское; он начал возвращать Россию к до-петровским устоям ее бытия! В дни Коронации Он и Государыня оделись в подлинно царские одежды (говорят, - в платья Алексея Михайловича и его жены) и сфотографировались в них с тем, чтобы эти фотографии широко распространялись. В 1903 г. на большой бал в Зимнем дворце всем придворным велено было одеться в костюмы до-петровского времени. Феодоровский собор о Царском Селе был создан Государем в древнерусским стиле. По личной инициативе Императора началось возрождение древнерусской иконописи, пения, храмовой архитектуры. В 1913 г. была открыта первая большая выставка отреставрированных древних русских икон и других церковных предметов. Перед I Мировой войной по указу Государя была изготовлена (и заготовлена!) новая форма для горячо любимой Царем Русской армии. Художник А.Васнецов явился автором проекта. Форма включала в себя длинные шинели с красными поперечинами-петлицами, как у древних стрельцов, и суконные головные уборы в виде древнерусских шлемов (форма эта досталась потом большевикам и в нее одели "Красную армию"). Государь повел дело к возрождению Патриаршества в Русской Церкви и, после рождения Наследника, - Цесаревича Алексея, еще не зная о его тяжкой болезни, вознамерился предложить себя (!) в качестве Патриарха на первый, самый ответственный и сложный период перехода Российской государственной системы к допетровским принципам... Царь готов был оставить семью, трон и принять монашество. И, что самое поразительное, - на это согласилась его Благоверная Супруга - Государыня Александра Федоровна, любившая мужа, кажется, больше жизни! Обо всем этом мало кто теперь знает, но должны узнать. Должны понять, куда и как начал уже направлять российскую жизнь Царь-Мученик Николай II. При нем жизнь Русской Церкви расцвела необыкновенно! Сколько было построено новых церквей и монастырей, в том числе - за границей, на Афоне, в Святой Земле, в Европе!.. Монастырей насчитывалось к 1917 г. более тысячи (!), в том числе открытых в царствование Св. Николая II - 211. Всего было 10 тыс. монахов и 13 тыс. монахинь, около 140 тыс. духовенства. При Николае II было построено 7564 церкви, прославлено в лике святых восемь угодников Божиих. Все это более, чем в какое-либо предыдущее царствование. А сколько новых святых и праведных людей явилось в России, в конце XIX - начале XX века! Один святой о. Иоанн Кронштадтский чего стоил! Он был самой яркой звездой русской святости тех лет, но далеко не единственной. В те годы еще жили Оптинские старцы, - Варсонофий (ум. 1912 г.), Анатолий Младший и Нектарий (ум. 1920-е годы), жила Блаженная Паша Саровская, такие священники, как Алексей Мечев, Иоанн Сторожев... По всей Империи жило великое множество святых и праведных православных людей, без которых воистину и "село не стояло". А различные чудеса от святых икон, от мощей, от благодатных источников были так часты, что воспринимались, как норма жизни, как почти обыденное явление... И хотя в те же годы уже пытались взорвать Курскую Коренную икону, украли Казанскую ("Заступницу"), уже и на селе появились хулиганы, уже совращали молодежь Л.Толстой и иные новые "учители", уже плелась паутина заговора против Царя и Народа, уже приходилось отстреливать и вешать негодяев, - все же вся эта тьма не могла объять света, излучаемого Православным Русским Народом, и его Православным Царем! Под лучами этого дивного света радости и любви расцвели всё стороны Русский жизни, - культура и искусство, наука и промышленность, сельское хозяйство, экономика в целом. По оценкам западных экспертов (Э. Тьерри) если бы Россия продолжала развиваться теми же темпами, что к 1913 г., то к 1950-м годам она в промышленном и финансовом отношении обогнала бы все самые развитые страны Запада! В это дивное и последнее царствование вполне и окончательно выявилась неразрывная связь между Православием и Самодержавием, между Церковью и Царством (Империей). Православие как единая вера Русского Народа в целом, и Церковь, включающая в себя весь Народ, и делающая его Народом-Церковью, возможны только в условиях Православной Империи. И, в свою очередь, сама эта Империя возможна только при условии Православной веры народа, как целого, составляющего основу многонародного государства. Не случайно Рождество Христово совпадает с рождением Империи Римской, промыслительно предуготованной сделаться с нужное время ковчегом Христовой Церкви. Таким же ковчегом Церкви и веры была и Империя Российская, принявшая преемственно эту миссию от Империи Ромеев. Ковчег разбили. И что же мы видим после этого? Православная вера существует только как частное, личное дело. отдельных желающих граждан... И Православная Русская Церковь оказывается в этом случае объединением таких желающих, системой их общин. Но уже не тем светом, солнцем, совестью для всего мира, какими были Православная Россия, Русский Народ, Русский Царь... Народа-Церкви больше нет. Русское Православное Царство всей своей историей, а в особенности - почти добровольным, по крайней мере - почти безропотным уходом из этой жизни, из земной истории рода человеческого, показало всему человечеству, что в условиях этого падшего, поверженного грехом мира можно жить и всегда (!) можно было жить, не так, как учит грех, не так как учит церковь диавола, а так как учит Христос и Его Святая Церковь. А практически это значит, - в условиях Царства Земного, всем миром, сообща, помогая друг другу, - стремиться к Царству Небесному, к "Иерусалиму новому" (Откр. 21,2), из сильной и чистой любви ко Христу! Даже, если для этого под конец потребуется пострадать и умереть для временной жизни. Такое свидетельство, особенно ясно видимое в жизни и смерти Святого последнего Российского Императора и всей его Святой Семьи, как последним "светлым лучем", "солнечным лучем" озарило нынешний мир! Воспримет ли он этот свет? Увидит ли? Поймет ли нынешнее русскоязычное население, в чем суть вещей, и сделается ли вновь Народом? Или уже - ждать Второго Славного Пришествия Христа? На эти вопросы может ответить только будущее, определяемое неисповедимыми путями всемогущественного и всеправедного Божия Промысла. |
|