В начале этой
недели в петербургском книжном магазине
"Буквоед", расположенном на площади
Восстания, состоялась презентация уже
нашумевшей и вызвавшей много откликов книги
протоиерея Георгия Митрофанова "Трагедия
России. "Запретные" темы истории ХХ века в
церковной проповеди и публицистике".
"Трагедия Власова заключалась в том, что
предателем он действительно был, но не в 1942 году,
а в 1917-м, когда будучи еще совсем молодым
человеком, он сделал свой выбор, пойдя служить в
Красную Армию. А в годы Второй мировой войны, он
попытался перестать быть предателем той России,
которую он предал в годы войны гражданской,
повернув свое оружие против Сталина. Поэтому
трагедия Власова заключается в том же, в чем
заключается трагедия более чем миллиона
советских граждан, воевавших на стороне Германии
от отчаяния, от боли за ту страну, которую у них
методично отнимали все 20 лет советского
периода", - заявил, в частности протоиерей
Георгий Митрофанов.
"Мы должны задуматься вот над чем: каковой же
была жизнь в нашей стране, если такое количество
ее граждан оказалось в стане противника? История
не знает прецедентов, чтобы более миллиона своих
граждан воевали против собственного государства
в годы войны. Причем противником их государства
была система не менее бесчеловечная и безбожная,
чем коммунизм - нацизм. И, тем не менее, они пошли
по этому пути, воспринимая, как казаки, как
генерал Краснов, Вторую мировую войну как вторую
гражданскую", - добавил он.
"Власов очень определенно впоследствии
характеризовал свою позицию. Ему, как очень
многим советским военачальникам, прошедшим в
период, когда 75% высшего офицерского состава
Красной Армии было уничтожено, было просто
страшно, - продолжил отец Георгий. - Ведь у нас
сформировался такой офицерский корпус, который
боялся собственного начальства больше, чем
противника. Исходя из этого страха, многие наши
генералы воевали таким образом, чтобы спасти
свою жизнь ценой неимоверного числа жизней
собственных солдат. Отсюда такое страшное
соотношение потерь. Власов прекрасно отдавал
себе отчет в том, что такое нацизм, но
показательно другое - те немцы, которые
поддерживали бывшего советского генерала, были
как раз теми немцами, которыми гордится
современная Германия: генерал-майор фон Тресков,
полковник фон Штауфенберг - участники заговора
против Гитлера. Их немцы считают теми людьми,
которые отстаивали достоинство Германии,
стремясь показать, что не все немцы - нацисты.
Именно эта кат егория немцев была главными
инициаторами попыток создания вопреки желанию
Гитлера русского антикоммунистического
правительства".
Священник также заявил, что ему приятно быть
"церковным власовцем", как называют его
некоторые оппоненты: "Ну что ж, мне приятно
становиться в таком случае в один ряд с
литературным власовцем, книги которого, толком
не читая, критиковали - с Александром Исаевичем
Солженицыным".
Подводя итоги Великой Отечественной войне,
священник сказал: "Положив 27 миллионов русских
жизней за годы войны, коммунистический режим,
развязавший Вторую мировую вместе с
гитлеровским режимом в сентябре 1939 года, сумел не
только сохраниться в нашей стране, чтобы терзать
ее еще десятилетиями, но и распространил свое
господство на многие страны Европы, и, самое
главное, уничтожил очень значительную часть
нашего народа, после чего этот режим мог быть
спокоен, у нашего народа уже не было сил, чтобы
подняться на борьбу с ним. И если Германия нашла в
себе силы критически осмыслить свое нацистское
прошлое, провозгласив людей, пошедших против
Гитлера и нарушивших присягу, данную ему -
законно избранному вождю немецкого народа,
национальными героями, то у нас люди в
аналогичной ситуации, поступившие так же, как их
единомышленники в Германии, и тоже не одержавшие
победы, продолжают считаться исключительно
предателями".
Оговорившись, впрочем, что Власов "не самый
лучший представитель тех людей, которые
оказались по ту сторону фронта", священник
выразил уверенность, что генерал изменился в
плену. "Власов возглавил армию в основном из
военнопленных, но это была армия не столько
предателей, сколько армия преданных Сталиным
людей, которых он поставил под ружье, обрек на
мучения плена и отказался от них", - заключил
протоиерей Георгий Митрофанов.
Русская
линия |