Как вы
оцениваете роль и место Солженицына в российской
истории и культуре? С какого произведения и когда
началось ваше знакомство с Солженицыным? С
такими вопросами корреспондент REGIONS.RU обратился
к православным священнослужителям. Священники
подчеркнули, что значение Солженицына выходит
далеко за пределы литературы, простираясь в
область общественную и нравственную.
"От личности Солженицына веяло свободой,
отметил протоиерей Александр Кузин, зав.
сектором отдела религиозного образования и
катехизации Московской патриархии. "Свободное
суждение об исторических событиях и современной
действительности, не зашоренное идеологическими
догмами, явилось для нас откровением, - хотя и не
со всеми его суждениями о русской истории я бы
согласился: в частности, с оценкой личности
последнего нашего императора Николая
Александровича я не согласен. Но Солженицын
вывел Россию, наш народ из состояния
идеологического оцепенения. От его личности
веяло свободой. Это самое главное", - сказал он.
"Впервые с творчеством Александра Исаевича я
познакомился еще в 1975 году, когда мы с приятелем
читали "Архипелаг ГУЛАГ" через
фотоувеличитель с пленки, на которую было
отснято первое "имковское" издание. Тогда мы
впервые прочувствовали историческую реальность.
"Архипелаг" с тех пор остается для меня
самым ярким впечатлением, более сильным, чем,
скажем, "Красное колесо", - признался
священник.
Солженицын всегда обладал твердой гражданской и
патриотической позицией, подчеркнул директор
Традиционной гимназии, кандидат исторических
наук священник Андрей Постернак. "Солженицын -
это целая эпоха. Масштаб его как человека,
писателя и публициста уникален. Многие буквально
воспитывались на его книгах. Как к нему ни
относись, нельзя не признать, что он всегда
обладал твердой гражданской и патриотической
позицией. Огромное уважение вызывает тот факт,
что в отличие от многих диссидентов он хотел и
сумел вернуться в Россию. И в этом я вижу
выражение его безусловной любви к Родине", -
сказал священник.
"Мое знакомство с творчеством А.И. Солженицына
началось с "Одного дня Ивана Денисовича". А
потом были и "Раковый корпус", и
"Архипелаг ГУЛАГ"…", - рассказал батюшка.
"Очень горько, что его голос не был толком
расслышан в новой России", - добавил отец
Андрей.
Такими личностями, как А.И. Солженицын, наш народ
оправдается за безумие коммунизма, считает
священник Алексий Козливсков, клирик
Богоявленского собора в Елохове. "А.И.
Солженицын - это Божий пророк нашего Отечества,
это совесть нашего народа. Это громко
прозвучавшее слово Правды, будившее
одурманенных коммунистическим мороком. Подвигом
своей жизни не по лжи он явил победу
одухотворенной личности в пору всеобщего
помешательства. Такими личностями, как А.И.
Солженицын, наш народ оправдается за то
социальное безумие, которое в прошлом веке
охватило почти половину Земного шара", - сказал
батюшка. "Я лично очень благодарен Александру
Исаевичу. До сих пор я храню как драгоценную
реликвию найденный в шестнадцать лет на чердаке
у родителей номер "Роман-газеты" за 1962 год,
где был опубликован "Один день Ивана
Денисовича", с прочтения которого началось и
мое пробуждение от сна лжи и восхождение к правде
и вечности", - рассказал священник.
Солженицын был пророком, уверен протоиерей Борис
Михайлов, настоятель храма Покрова Пресвятой
Богородицы в Филях. "Его значение простирается
гораздо дальше того, что мы условно называем
культурой. Оно вообще выходит за рамки
определенных сфер деятельности. Сам Господь
давал ему силы на пророческое обличительное
служение. Бог послал нашей стране и нашему народу
в век величайшей катастрофы послал двух великих
людей - Солженицына как пророка и Сахарова как
юродивого, чтобы они обличали неправду всей
нашей советской жизни", - сказал он.
"Солженицын сумел прочувствовать и выразить
общенародную трагедию. Его жизнь - а точнее,
житие, - стало дерзновенным ответом российской
истории ХХ века. Господь благословил его: проведя
его через все тяжкие жизненные испытания, дал ему
возможность творчески осмыслить и изобразить
эту историю. Я говорю не только об
"Архипелаге", но и о "Красном колесе", -
пояснил священник.
"Моей первой книгой Солженицына был
опубликованный еще при Хрущеве "Один день
Ивана Денисовича". Я был под очень сильным
впечатлением. А "Архипелаг ГУЛаг" произвел в
моей душе самый настоящий переворот. До сих пор
помню первое парижское издание - то, которое для
многих стало самой настоящей святыней, потому
что те стоны и слезы миллионов людей, вся та
неправда и вызов небу, в котором повинны
коммунисты и вся их система - все это было открыто
Солженицыным и стало известно людям", -
рассказал батюшка.
Имя Солженицына навсегда вписано в историю,
подчеркнул протоиерей Александр Ильяшенко,
настоятель храма Всемилостивого Спаса бывшего
Скорбященского монастыря на Новослободской.
"Солженицын - безусловно, выдающийся писатель.
Его имя навсегда вписано в историю русской
культуры и русского общества. Он не побоялся
сказать правду о страшных репрессиях и лишениях,
которые пережил наш народ", - сказал священник.
"Еще в 14 лет я прочел "Один день Ивана
Денисовича", который тогда только что был
опубликован. И для меня, и для многих людей тогда
это произведение было подобно грому среди ясного
неба. И "В круге первом", и "Раковый
корпус", и, конечно, "Архипелаг ГУЛаг" - это
произведения и высоких художественных
достоинств, и публицистического звучания. В них
Солженицын не испугался противостать всей
тоталитарной системе", – отметил батюшка. "В
его личности очень важно именно это единство
писательского таланта и мужества гражданина и
патриота", - считает о. Александр.
Протоиерей Александр Борисов, настоятель храма
святых Косьмы и Дамиана в Шубине, считает
Солженицына эпохальной личностью. "Александр
Исаевич - личность действительно эпохальная. Это
человек, который входит в плеяду самых
выдающихся деятелей нашей культуры: в ту же, что
митрополит Антоний Сурожский, отец Александр
Мень, А.Д.Сахаров и Д.С.Лихачев. Вся его
деятельность и творчество были посвящены прежде
всего отстаиванию свободы и достоинства
человеческой личности. Он первый заставил Запад
услышать правду о сталинских лагерях", - сказал
отец Александр.
"То, что после своего возвращения он стал
больше говорить не о личности, а о государстве,
для многих является минусом, но не перечеркивает
его главный вклад в нашу культуру - его роль в
нравственном пробуждении России. В этом его
колоссальное историческое значение", - сказал
священник.
"Знакомство с его творчеством началось для
меня с повести "Матренин двор",
только-только опубликованной в "Новом мире".
Это было открытием и потрясением от свободного
слова правды. Затем были напечатанные на
папиросной бумаге "В круге первом" и
"Раковый корпус" - их давали почитать на одну
ночь", - рассказал о. Александр.
Солженицын нанес мощнейший удар по
коммунистической релиии, полагает настоятель
храма святителя Митрофания Воронежского
протоиерей Димитрий Смирнов. "То, как
Солженицын сумел охватить и показать нашу
трагедию, произвело мощное впечатление и на
Россию, и на весь мир. Это был сильнейший удар по
коммунистической религии. Но, к сожалению, сейчас
он на Западе известен больше, чем в России,
особенно в среде простого народа. А ведь это
самый настоящий классик отечественной
литературы, взывавший к правде и справедливости,
ставший олицетворенной совестью нации", -
сказал отец Димитрий.
"Его значение в мировой культуре будет только
возрастать. Как никто другой, он дал
всеобъемлющую и глубокую оценку советской эпохе.
В этом смысле и "Архипелаг ГУЛаг", и
"Красное колесо" расставили все точки над
i", - считает священник. "Знакомство с его
творчеством началось у меня еще в школьные годы -
"Один день Ивана Денисовича" и "Раковый
корпус". Студентом я прочел "Архипелаг
ГУЛаг", и это было не только эстетическое
потрясение, - эта книга оказала важное влияние на
выбор моего пути в жизни", - сказал батюшка.
Россия.Регионы |