АРХИВ НОВОСТЕЙ

001-small.gif (13704 bytes)

ЗАКРЫТЬ ОКНО             

ВЕРНУТЬСЯ К КАТАЛОГУ АРХИВА НОВОСТЕЙ

  02 Июля 2008 года

< предыдущая новость | следующая новость >

Интервью Государыни

Глава Российского Императорского Дома Е.И.В. Государыня Великая Княгиня Мария Владимировна благоволила дать интервью газете «Российские вести».

- Нас слишком долго учили делить людей на своих и чужих, на белых и красных… Может быть, именно это обстоятельство по сей день мешает дать объективную юридическую оценку самому факту казни Николая II и его близких?


- С грустью приходится с вами согласиться. Ведь только неизжитым расколом в сознании людей можно объяснить решение Генеральной прокуратуры, отрицающей бесспорный факт применения коммунистическим режимом политических репрессий в отношении членов царской семьи.

- Вы затронули острую тему, касающуюся перезахоронения останков последнего русского царя… Нередко приходится слышать мнение, что святым никакая политическая реабилитация не нужна…


- Я добиваюсь не политической, а правовой реабилитации одиннадцати жертв большевистского режима. Ведь речь идет об убийстве людей, незаконно содержавшихся в заключении в соответствии с указаниями руководителей коммунистического режима и казненных по приговору местного органа советской власти, утвержденному затем высшим органом этой власти – ВЦИКом. Это решение до сих пор не отменено, и юридически члены царской семьи продолжают считаться «врагами народа», решение о казни которых «признано правильным».

Конечно, святые не нуждаются ни в чем, в том числе и в канонизации. Канонизация нужна прежде всего нам – живущим на этой земле сегодня, ведь это касается вопроса духовной жизни общества. В духовном смысле канонизация несоизмеримо значимее реабилитации. Но одно совершенно не исключает другого. Нам не может быть безразлично, что государство оставляет в силе бесчеловечные решения Уралсовета и ВЦИКа в отношении святых новомучеников.

- Не означает ли реабилитация Николая II попытки вернуть идею монархизма в политическую жизнь России?


- Любая идея живет своей жизнью, независимо от внешних факторов. Что касается вопроса о реабилитации казненных членов Императорского дома, то я всегда призывала избегать политизации. Это вопрос правовой, и он должен быть решен на основании закона, а не исходя из интересов политической конъюнктуры. И я рада, что многие соотечественники, в том числе и не разделяющие монархических убеждений, поддержали меня в борьбе за реабилитацию. У каждого русского человека в душе своя Россия, но у всех нас - одна Россия. И это не Россия большевистских застенков, а Россия высокой культуры, доброты и сопереживания.

- Николая II часто обвиняют в гибели великой империи, неспособности управлять страной. Как вы относитесь к своему «державному» родственнику?


- На самом деле революция стала общенациональной трагедией, в которой виноваты все – от правителей до последнего нищего. Даже на революционеров нельзя возложить всю ответственность за трагедию, постигшую Россию в 1917 году. Если бы народ был един и сплочен, одушевлен верой, помнил бы о долге перед памятью предков и перед потомками, то никакие экстремистские силы, никакие иностранные деньги не смогли бы сокрушить Российскую империю.

Мы пережили тяжелую болезнь, последствия которой еще сказываются. Но, наконец, появилась реальная возможность окончательно излечиться. Если же мы продолжим бередить старые раны, вспоминать друг другу былые обиды, пытаться мстить, то только разбередим старые раны и окажемся преступниками перед Родиной. Забывать ошибок и злодеяний прошлого не следует, но нельзя и жить с ненавистью в сердце. Поэтому я уверена, что казачество, как и весь наш народ, в новых исторических условиях добьется возрождения России, основываясь на своих лучших традициях, а все отрицательное постарается изжить.

- Некоторые ваши родственники, принадлежащие к Императорскому дому Романовых, придерживаются вполне республиканских убеждений. Как вы оцениваете перспективы восстановления монархии в России?

- Начнем с того, что в принципе член Императорского дома, придерживающийся республиканских убеждений, это все равно, что Церковь, исповедующая атеизм.

Мне грустно видеть, как некоторые наши родственники занимаются какой-то странной и никому не нужной политикой, понося идеалы, которым служили их предки. Очень жаль, что они не обратили внимание на эффективность демократических монархий в Европе. Если же их республиканская позиция касается только России, то получается, что они считают свое Отечество страной второго сорта.

Лично для меня возглавление Императорского дома – это прежде всего обязанности, а не права. Это долг, данный свыше: его нельзя присвоить, и от него невозможно отказаться. Как мои предшественники, сегодня я считаю своим главным предназначением «не дать свече угаснуть».

Безусловно, я верю в будущее монархии в России. Вернее сказать, хочу верить, что ценности этого строя станут вновь понятны и дороги россиянам. Но я первой была бы против, если кто-то предложил бы восстановить монархию вопреки желанию соотечественников. Даже самые добрые дела не принесут пользы, если они навязаны насильно. Пока дают себя знать последствия почти столетней антимонархической пропаганды. Требуется время, чтобы народ осознал, что монархия есть прогрессивный и современный строй, сочетающий все лучшее из многовековой истории России с реалиями нынешнего времени.
Я хотела бы, чтобы все четко понимали мою позицию. В России сейчас, слава Богу, больше нет коммунизма и есть свобода мнений. Я, как и все граждане, имею возможность высказать свои взгляды, свое видение настоящего и будущего. На сегодня и я лично, и возглавляемый мною Российский императорский дом являемся сотрудниками Президента, а отнюдь не оппозицией. И мы не намерены участвовать ни в какой политической борьбе, а только желаем быть полезными своей стране и способствовать благотворным переменам в ней.

- Противники монархии выдвигают тезис о том, что переход к этой форме правления невозможен из-за того, что придется пересматривать Конституцию и все связанные с ней законы…


- Слушайте, это же полная чепуха… Сколько было конституций за период с 1917 года? Какой законной процедурой отменены законы Российской империи и сама монархия? После чего введена Конституция 1993 года? В конце концов, невозможно делать из закона какой-то идол.

Никому в голову не придет спорить, что любое государство должно основываться на праве. Действующую Конституцию необходимо уважать и неукоснительно соблюдать. Между прочим, само существование Императорского дома в изгнании могло продолжаться только благодаря наличию фамильной «конституции» - закона о престолонаследии. Но времена меняются, а вместе с ними меняется и право.

- В ближайшее время ожидается, что ученые-криминалисты огласят результаты научной экспертизы и идентификации останков цесаревича Алексея Николаевича и великой княжны Марии. Если предположения об их подлинности подтвердятся, то, очевидно, состоится их перезахоронение в Петропавловском соборе вместе с родителями и предками. Будете ли вы участвовать в траурной церемонии?


- Определяющей для меня в этом вопросе была и остается позиция Русской православной церкви. Я смогу принять положительное решение только в том случае, если Святейший Патриарх Алексий II и Священный Синод найдут достаточно оснований для признания вновь найденных останков мощами царственных мучеников.

- Не кажется ли вам, что после семи десятилетий советской власти нити, связывающие нас с прошлым, уже окончательно разорваны, и возрождение былых традиций, исконного мировоззрения русского народа уже не реально?


- Традиция не умирает никогда, потому что записана в генетической памяти народа. Ее можно на время приглушить, но нельзя искоренить. Традиционное мировоззрение – это далеко не всегда консерватизм. Традиция может воплощаться в новых формах и оставаться при этом неразрывно связанной с опытом предшествующих поколений. Мы должны не цепляться за старое и тем более не пытаться повернуть историю вспять, а двигаться вперед, не забывая о духовных, государственных и моральных устоях Отечества.

- В последние годы все чаще потомки людей, покинувших Россию после революции, возвращаются на родину предков и весьма преуспевают здесь. Одно время в прессе сообщалось, что вы также собираетесь вернуться в Россию на постоянное жительство. Не изменились ли ваши планы?


- Конечно, в преуспевании ничего плохого нет. Но если мы преследуем цель только собственной выгоды, наша жизнь становится никчемной. Безусловно, возвращение на постоянное жительство на родину составляет мою постоянную и неизменную мечту. Но окончательный переезд в Россию станет возможным лишь тогда, когда я буду уверена, что это не только решает какие-то мои личные проблемы, а что это полезно для моей страны и служит исторической миссии Российского императорского дома, за судьбу которого я отвечаю перед Богом, памятью моих предков и российским народом.

У каждого свой крест. Может быть, в нынешнюю эпоху быть гражданами Романовыми гораздо выгоднее, чем великими князьями. Нет сомнений, что мои дед с бабушкой, родители и я с сыном в изгнании могли бы жить гораздо комфортнее, получив иностранное подданство и занявшись бизнесом. Но для этого необходимо было бы отказаться от наших идеалов. Замечу, что имя Романовых, как сейчас модно говорить, было бы неплохим брендом. Ко мне не раз обращались с разными бизнес-предложениями по этому поводу и в России, и за ее пределами.

Думаю, решение о возвращении династии Романовых в Россию должно решаться на государственном уровне…

Российские вести


 

< предыдущая новость | следующая новость >

 

ЗАКРЫТЬ ОКНО
ВВЕРХ









Монархистъ

Copyright © 2001   САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ОТДЕЛ РОССИЙСКОГО ИМПЕРСКОГО СОЮЗА-ОРДЕНА
EMAIL
- spb-riuo@peterlink.ru