Архиепископ
Екатеринбургский и Верхотурский Викентий дал
интервью сайту "Екатеринбургская
инициатива".
– Ваше Высокопреосвященство, что бы Вы могли
сказать о Николае II, как о политике-христианине?
– Император Николай II был образцом для политиков
своего времени и, на мой взгляд, он должен
послужить образцом для политиков современных. Он
имел такую направленность, чтобы влиять на всю
мировую политику, чтобы на земле были мир,
согласие, чтобы люди не вооружались чрезмерно…
Воспитанный в православной вере, сам он жил с
такими нравственными ценностями в душе, как
совестливость, как любовь к ближнему, стремление
к согласию. Он надеялся, что ему удастся склонить
разных людей к осознанию единства, братолюбию,
уважению друг к другу, в том числе к уважению
между политиками, между государственными
деятелями, между народами, государствами и т.д.
Когда мы изучаем его государственную
деятельность, то видим в нем человека,
применяющего в своей политике те христианские
ценности, в которых он был воспитан. К этим
ценностям он старался привлекать глав иных
государств, с которыми общался.
Ярким плодом этой его воли стала организация
международного Гаагского суда, который, по
замыслу царя, был предназначен предотвращать
всякие конфликты между государствами, между
народами, не допускать до вооруженных
столкновений, а решать спорные вопросы мирным
путем. Этой его доброй идеей сейчас пользуются
многие государства мира, на основе этой идеи
позднее возникли другие международные
институты, такие как ООН. Из этого видно, что
император Николай II имел огромное значение как
мировой политический деятель, как
умиротворитель всех государств, как миротворец.
– Долгие годы дореволюционную Россию принято
было называть «тюрьмой народов»… Какой была
Россия в то время в отношении инородцев и
иноверцев?
– Что касается отношений с другими религиозными
конфессиями, то император Николай II относился к
ним со всем уважением. И бывали случаи, когда он
посещал те или иные места нашей страны, где
проживало много подданных, принадлежащих к
мусульманам, то он заходил даже в мечеть, почитая
их веру, поздравлял их с религиозными
праздниками. В общем, отношение его было очень
доброе, и мусульмане к нему относились с любовью,
уважали его, ценили и чтили. Это пример того, как в
России складывалась атмосфера братства и самых
добрых взаимоотношений между религиозными
традициями. У нас не было религиозных конфликтов.
– Каков был Государь, как церковный деятель?
– За время его правления около 7000 храмов и около
19 монастырей было построено вновь. Несколько
храмов было построено за пределами нашей страны
тоже с его помощью. Государь очень любил
паломничать по святым местам, и прививал любовь
нашего народа к святым местам: где побывал
император, туда, к этим святым местам, люди тоже
тянулись. В целом влияние императора Николая II на
церковную жизнь было огромное. При его правлении
было канонизировано очень много святых
угодников Божьих. За одно его царствование
больше, чем в предыдущие столетия истории нашего
Отечества. Ну, конечно, мы знаем, что с его
помощью, его стараниями был причислен к лику
святых преподобный Серафим Саровский. Святитель
Иоанн Тобольский был причислен к лику святых,
многие-многие святые угодники.
– Владыка, сейчас много говорят о Царской семье
как своего рода образце. Что Вы об этом думаете?
– Да, действительно, Царская семья являлась, и
является до сих пор примером высокой
нравственности, высокой духовности, примером
настоящей христианской семьи. Во-первых,
пронизанная взаимной любовью своих членов,
во-вторых, многодетная и такая, где дети очень
были хорошо воспитаны. Несмотря на то, что царь
управлял страной и имел много обязанностей по
своей государственной деятельности, но он не
забывал в то же время и свою семью, и помогал
своим детям в их воспитании. Очень большое имеет
значение, что он находил время с ними посидеть,
почитать духовную литературу, рассказать что-то
интересное из жизни православных святых. Вместе
ходили в церковь на молитву, Государь
способствовал тому, чтобы дети беседовали с
Богом, имели живую связь с Богом, и чувствовали от
Бога помощь в своих молитвах. Часто бывало, что
цесаревич болел и, конечно, вся семья тогда
становилась на горячую молитву, – они
чувствовали, что Господь слышит их молитвы,
помогает и облегчает страдания их брата и сына.
Особо хотелось бы отметить их глубокую молитву,
когда они были в заточении в Екатеринбурге, в
Тобольске. По их письмам мы чувствуем их
молитвенное предстательство пред Богом, их
надежду на Бога и глубокую веру. Несомненно, все
это плоды воспитания, которые родители
взращивали в своих детях с самого младенчества.
Что касается Государя, конечно, это большое
терпение, большое смирение, вот эти качества
души, как терпеливого христианина, которые он
имел в себе в течение всей своей жизни,
проявились очень глубоко именно в месяцы
заточения.
О подлинной вере Царя свидетельствует и то, как
приняла православие его супруга, царица
Александра. Для того, чтобы убедить такого
человека как Александра, которая уже имеет
глубокие убеждения, корни в другой религии и в
другой вере, нужно очень хорошо знать
православие, знать различие между православием и
протестантизмом. Государь смог показать красоту
православия в словах своих и в поступках. И это
все императрица восприняла с любовью, потому что
она была честный, прямой человек и не любила
фальши. Поэтому, когда она увидела, что в
императоре Николае не есть только одни слова о
православии, а есть глубокая вера, то она
восприняла в своем сердце православие и полюбила
его всем сердцем и всей душой своей. И, конечно,
она старалась передавать свой опыт, который
восприняла от императора Николая, своим детям.
Неудивительно, что в то время в России в связи с
очень умелым управлением государством, была
очень позитивная демографическая ситуация.
Очень бурное было рождение детей, когда в семье
было по 10, по 15, по 18 детей – такое не считалось
чем-то чрезмерным. Сейчас при решении о рождении
детей мы, к сожалению смотрим на свои денежные
средства, на условия жизни. А тогда на это не
смотрели и просто жили такой жизнью, потому что
это естественно, это божественно, это Богом
данное человеку, это исполнение воли Божьей,
выраженной в заповеди: «Плодитесь и
размножайтесь, и наполняйте землю». Прирост
населения в эпоху царя Страстотерпца Николая был
свыше 3 млн. в год. Очень приятно осознавать, что
Россия вот так жила, крепла и развивалась. И если
бы мы так продолжали жить до настоящего времени,
то у нас сейчас было бы свыше 600 млн. жителей в
России.
– Что значит для России прославление Святых
Царственных Мучеников?
– Для России прославление Царской семьи имеет
очень большое значение, хотя бы потому что
императора Николая II обвиняли во всех тяжких
грехах, которые есть на земле и все свалили на
него. Долгое время повторяли, что революция
свершилась из-за него, из-за того, что он был
человеком слабым и неспособным. На самом же деле
есть совсем другие причины того, что совершилась
такая катастрофа.
Благодаря канонизации мы сейчас лучше,
внимательнее изучаем историю нашего государства
в период правления императора и расчищаем
накопившуюся ложь. Мы все больше понимаем его
способность управлять страной, его достижения,
то, что он сделал страну нашу величавой и
могущественной. Мы видим, какой огромный труд он
вложил в развитие нашего государства, чтобы оно
было не только богато материально, но и богато
духовно, чтобы у всех была глубокая и
сознательная вера, и чтобы государство имело как
бы два крыла, как и герб наш российский имеет два
крыла орлиных, – то есть имела крепкое мощное
материальное благополучие и мощный дух. Сейчас
для нас очень важно, чтобы мы, изучая жизнь и
деятельность нашего императора Николая II, могли
бы применить в нашей сегодняшней жизни опыт его
как государственного деятеля.
– Изменилось ли отношение людей к Государю в
последние годы или нет, какова динамика?
– В настоящее время в Екатеринбурге и в нашей
области я замечаю, что отношение к императору
Николаю II в народе меняется к лучшему. И если в
прошлые годы, особенно в годы советского периода,
люди порою гордились тем, что здесь, в
Екатеринбурге, в Ипатьевском доме «мы убили
царя», то сейчас наоборот, люди сознают, что это
страшная трагедия. Тогда считалось, что это не
преступление, а доброе дело, избавление от
угнетателя и тирана. А сейчас это осознается как
трагедия, как преступление, как ужасное
варварство.
Сейчас так говорят все, кто приходит в
Храм-на-крови и на Ганину Яму, видя эти места и
вспоминая, что тут свершилось. И приходя туда,
молятся и чувствуют благодать Божью, и чувствуют
помощь от Царственного Страстотерпца.
Царственные Мученики в семейной жизни очень
много помогают, помогают избавиться от курения,
от пьянства.
Те мифы о царе, которые засели глубоко в сознании
нашего общества, те повторявшиеся изо дня в день
лживые и неправильные исторические данные о его
эпохе все еще тяготеют над нашим народом. И надо
очень много еще рассказать, показать
документально об этих событиях, чтоб люди это
верно понимали. Мы проводим сейчас много
конференций, выставок, чтобы показать все
стороны деятельности царя. Пока, к сожалению, в
нашем обществе император Николай не
воспринимается в должной сере как нравственный,
высокодуховный, религиозный человек и сильный
политик. И вот эти выставки и конференции
являются помощниками в осознании людьми
значения последнего императора для нашего
государства. Когда мы в прошлом году готовили
выставку в Петербурге, то работники архивов
рассказывали о том, что в государственном архиве
есть около 23 тысяч документов о Царской семье. И
по мере того как они знакомились с этими
документами, они полностью изменили отношение к
Государю. До этого они понимали его так, как это
преподавалось в советское время, то есть как
слабого, безвольного человека. А теперь, после
ознакомления с архивными документами,
специалисты в нем увидели крепкого, сильного и
нравственного политика.
Нам необходимо углубиться в изучение
исторических данных и представить их обществу,
чтобы правду о той эпохе узнало как можно больше
людей. И тогда, конечно, наша миссия, наша задача
будет выполнена.
|