АРХИВ НОВОСТЕЙ

001-small.gif (13704 bytes)

ЗАКРЫТЬ ОКНО             

ВЕРНУТЬСЯ К КАТАЛОГУ АРХИВА НОВОСТЕЙ

  15 Апреля 2008 года

< предыдущая новость | следующая новость >

Состоялась премьера серенаты, написанной И. Ф. Фашем в честь дня рождения Екатерины II

В восточногерманском городе Цербст открылся Х Международный музыкальный фестиваль, посвященный творчеству немецкого композитора Иоганна Фридриха Фаша (1688-1758), назначенного в 1722 г. придворным капельмейстером при князе Ангальт-Цербстском.

В период жизни в Цербсте И.Ф.Фаш сочинил цикл церковных кантат и ряд вокальных серенад. Кроме того, ему поручили сочинить ряд инструментальных произведений, предназначенных для исполнения на торжествах в княжеском доме.

Таким образом, Иоганн Ф. Фаш в 1745 г. написал серенату-оду, которая была посвящена состоявшемуся летом 1745 г. в Москве бракосочетанию принцессы Софьи Августы Фридерики Ангальт-Цербстской с Великим князем Петром Феодоровичем. Эта свадебная серената является дифирамбом, в котором воспеты однако не только царь Петр I, императрица Елизавета Петровна и князь Христиан Ангальт-Цербстский, но и родтсвенные отношения князей Ангальт-Цербстских с господствующими в то время в Англии, Пруссии, Швеции и России королевскими и императорскими домами. Текст этой серенаты Фаша сохранился, а ее ноты до сих пор остаются бесследно пропавшими.

В 1757 г. И.Ф.Фаш написал также торжественную серенату «Осчастливленный день» к 28-летию дочери своего князя-патрона, ставшей супругой престолонаследника России и Великой княгиней Екатериной Алексеевной. Текст этой серенаты принадлежит перу ангальт-цербстского придворного поэта Иоганна Я. Улиша.

В эйфорическом финале этой величественной серенаты Великая княгиня Екатерина Алексеевна была торжественно прославлена в следующих выражениях «Екатерина – украшение и услада России» и «Екатерина – матушка Гольштейна» и «Екатерина – радость Ангальта» и «Екатерина – будь осчастливленной!». Эта серената является не только преклонением Цербстских подданных перед Великой княгиней Екатериной Алексеевной, она выражает также гордость князя Фридриха Августа Ангальт-Цербстского за то, что его сестра породнилась с одной из влиятельнейших монарших семей Европы.

Долгое время ноты этой серенаты И.Ф.Фаша считали пропавшими, но недавно их нашли в архиве «Берлинской Певческой Академии». Бриан Кларк из Великобритании, лауреат премии им. Фаша, аранжировал эту вновь найденную серенату Фаша для ее современного исполнения Фестивальным оркестром им. Генделя из города Галле, который специализирован в области исполнения старинной музыки.

Открытие Х Международного музыкального фестиваля им. И.Ф.Фаша, покровительствуемого профессором Яном Х. Ольберцем, министром культуры Саксонии-Ангальт, послужило поводом для премьеры серенаты «Осчастливленный день» через 250 лет после ее первого исполнения. Замечательно то, что в 1757 г. эта серената зазвучала в том же месте, где ее исполнили и в 2008 г., т.е. в нынешнем Екатерининском зале городского холла Цербста.

Эту премьеру почтили своим присутствием политики Саксонии-Ангальта и известные музыковеды, приехавшие в Цербст не только из разных уголков Германии, но и из Канады, Австралии, Швеции, Израиля и Новой Зеландии.

В программу десятидневного музыкального фестиваля включена также научная конференция, организаторами которой выступили некоммерческое Международное общество им. И.Ф.Фаша и городская администрация Цербста. Особое внимание докладчиков и участников конференции, посвященной теме «Музыка при Цербстском Дворе», было уделено значению придворной музыки в Цербсте, Кетене и Дрездене в XVIII в.

По мнению участвовавших в этой конференции музыковедов интернационализм и одновременно региональная самобытность являются отличительными знаками немецкой придворной музыки начала XVIII в. И именно во время своего пребывания в Цербсте И.Ф.Фаш и позже его преемники были обязаны связывать эти две отличительные черты в своей музыке, поскольку двор князей Ангальт-Цербстских, которые принадлежали к одной из старейших династий Европы – Асканийскому Дому, был родовым для Екатерины II.

И.Ф.Фаш не был единственным придворным капельмейстером, которому поручали сочинять музыку, связанную с событиями при русском дворе. Его преемник, придворный органист Иоганн Георг Реллинг (1710-1790), сочинил также новый цикл кантат по поводу вступления Екатерины II на российский престол в 1762 г. Реллинг, с 1737 г. являвшийся членом придворного ангальт-цербстского оркестра, в свое время преподавал молодой Екатерине II в игру на клавесине.

В исторической библиотеке при Цербстской гимназии «Францисеум» сохранен еще ряд текстов торжественных серенат и других музыкальных произведений, написанных придворными поэтами при князьях Ангальт-Цербстских, и связанных с особенными событиями при королевских дворах Европы. Большая часть этих музыкальных произведений посвящена событиям при русском дворе. Однако их ноты считают до сих пор потерянными. Автором одной из этих праздничных серенат, написанной в 1722 г. по поводу дня рождения князя Иоганна Августа Ангальт-Цербстского, был никто иной, как великий Иоганн Себастьан Бах.

Соб. инф.


 

< предыдущая новость | следующая новость >

 

ЗАКРЫТЬ ОКНО
ВВЕРХ










Монархистъ

Copyright © 2001   САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ОТДЕЛ РОССИЙСКОГО ИМПЕРСКОГО СОЮЗА-ОРДЕНА
EMAIL
- spb-riuo@peterlink.ru