В праздник
Казанской иконы Божией Матери и День народного
единства, в просветительской программе
четвертого дня работы VI церковно-общественной
выставки-форума «Православная Русь – к Дню
народного единства» состоялась конференция
«"Теперь мы стали безгосударны, и Патриарх у
нас человек начальный": державное служение
Церкви в Смутное время». Организаторами
конференции выступили Научный совет Российской
академии наук «Роль религии в истории»,
Российское дворянское собрание, Паломнический
центр Московского Патриархата.
Научно-церковную конференцию открыл заместитель
председателя Отдела внешних церковных связей
Московского Патриархата епископ Егорьевский
Марк. В своем докладе на тему «Служение Русской
Церкви народу и Отечеству в Смутное время»
Владыка описал тяжелый период 1604–1613 годов, когда
государство находилось во внутриполитическом
кризисе и испытывало натиск интервентов. Епископ
Марк отметил, что единственной духовной опорой
жизни народа оставалась Русская Православная
Церковь и ее Предстоятель – Патриарх Московский
Гермоген, который вдохновил народное ополчение
на борьбу с интервентами. Будучи заточен
поляками, находившимися уже в московском Кремле,
он продолжал писать грамоты, в которых
благословлял «всем стоять и умереть за
православную веру». Центром освободительного
движения стал Нижний Новгород, народное
ополчение возглавил стольник и воевода Димитрий
Пожарский. Священномученик Гермоген благословил
пронести список Казанской иконы Божией Матери по
отрядам ополчения; таким образом, Казанская
икона явилась «знаменем освободительной борьбы»
в Смутное время. В заключение епископ
Егорьевский Марк подчеркнул: «Этот период
показывает, что и государственная власть может
ошибаться, и элита может преследовать свои
интересы, только Православная Церковь остается
основным стержнем государства, оплотом
народного духа».
На конференции также выступили сотрудники
Института российской истории РАН, доктор
исторических наук Л. Е. Морозова с докладом
«Церковь и национально-освободительная борьба в
период Смуты», доктор исторических наук Н. Н.
Лисовой – «Патриархи Смутного времени»;
сотрудник Государственного Исторического музея,
кандидат исторических наук С. В. Думин –
«Родословные связи и преемство новой династии»;
представитель Российского дворянского собрания
А. Н. Закатов – «Соработничество русских царей и
императоров с патриархами и Священноначалием
Русской Православной Церкви»; заместитель
председателя Синодального отдела Московского
Патриархата по взаимодействию с Вооруженными
Силами и правоохранительными учреждениями
священник Михаил Васильев – «Служение Русской
Православной Церкви в современной российской
армии».
В отличие от выступлений на историческую
тематику, священник Михаил Васильев рассказал о
важной области современного взаимодействия
Церкви и общества – в вооруженных силах России. 70
процентов военнослужащих считают себя
православными. По его словам, мировоззренческая
пустота и неопределенность является причиной
безыдейности и безнравственности. От также
сообщил, что в настоящее время, несмотря на
юридическую неопределенность статуса военного
духовенства, православные священнослужители
несут пастырское служение в армии, в том числе в
боевых частях. За последнее время на территориях
военных гарнизонов было построено 520
православных храмов, в которых постоянно
совершаются богослужения, около 300 часовен
устроено в занимаемых военными учреждениями
зданиях. Он также отметил, что в тех регионах, где
российские военнослужащие осуществляли
миротворческую миссию, вместе с боевыми частями
присутствовали православные священники. Четыре
священнослужителя погибли в зонах конфликтов.
В заключение выступавшие на конференции
ответили на вопросы посетителей выставки. |