Тысячи
цветных снимков из разных уголков бывшей империи
Романовых - сам царь поручил запечатлеть красоты
страны петербургскому фотографу Сергею
Прокудину-Горскому. Было это сто лет назад,
задолго до изобретения цветной пленки (что
случится только в 30-е годы ХХ столетия). Но
уникальные снимки увидели свет лишь теперь.
Полвека они пролежали в библиотеке конгресса
США, затем появились в Интернете. Издать альбомы
с видами России начала ХХ века взялись
белорусские энтузиасты.
Четыре года назад Александр Вейник, ныне
директор издательства Белорусской православной
церкви, случайно наткнулся в одной из
компьютерных газет на интернет-ссылку. Открыв
веб-страницу, он увидел огромную коллекцию
полноцветных фотографий столетней давности:
Подмосковье, Урал, Сибирь, Средняя Азия и даже
родная Беларусь. Необычно, неожиданно! До сих пор
считалось, что цветные снимки с видами Минска
появились лишь во время Великой Отечественной
войны, сделанные немцами, а затем в 50-е годы, уже
первые советские. То есть почти через полвека (!)
после императорского фотографа.
Проект благословил митрополит Минский и Слуцкий
Филарет, Патриарший Экзарх всея Беларуси. И вот
результат: буквально на днях из типографии вышел
первый альбом серии "Российская империя в
цвете" - Ярославская и Владимирская губернии.
Храмы, города, люди, культурные сокровища...
Глядя на снимки, испытываешь чувство культурного
шока. Архитектурные доминанты городов начала
прошлого века - не панельные многоэтажки, а
десятки церквей с высокими колокольнями,
выстроившиеся в ряд по линии горизонта. Улицы
убранные, между кварталами зеленеют сады, уже
кое-где заметны первые шаги электрификации -
провода, фонари. В храмах - живая старина,
реликвии, еще не под музейным стеклом. Религия -
еще не "опиум", а часть культурного
пространства, не только с верой и культом, но еще
и с фантастической красоты шедеврами искусства.
Прокудин-Горский каждый свой сюжет снимал по три
раза, прогоняя через три фильтра: красный,
зеленый и синий. Стеклянные пластины с
запечатленными пейзажами затем сопоставлялись,
с них и получался отпечаток - фотография. Но фото -
тут не совсем точное слово. Эти виды с натуры еще
более точные, чем классические снимки.
Сложная технология создания цветного отражения
времени изобретена не Прокудиным-Горским,
подобные эксперименты проводили европейские
ученые еще в XIX веке. Но от слов к делу первым
перешел именно он. И долгое время оставался
единственным.
Три "магических" кадра для одной
"иллюстрации" приходилось делать с
выдержкой до одной минуты. Если рассматривать
панорамные снимки, то можно заметить: люди,
изображенные на земле как точки, двигаются как бы
с собственной тенью - это одни и те же фигуры,
только с временным расстоянием в несколько
секунд. На одном из снимков Прокудина-Горского
стрелки на часах, кажется, не застыли, а
продолжают идти, показывая одновременно разные
минуты. Три фотографические пластины не смогли
остановить время - оно прошло сквозь них.
То, что наследие фотографа выходит именно в
Беларуси, просто счастливая случайность. Потому
что именно в Минске живут люди, которые
"загорелись" идеей завершить дело, начатое
Сергеем Прокудиным-Горским сто лет назад.
Александр Вейник с коллегами собирали и
кропотливо реставрировали все известные работы
Прокудина-Горского (а их более двух с половиной
тысяч), сын Павел написал компьютерную программу,
которая позволила обработать негативы столетней
давности и перевести их в нужный для современной
качественной печати формат.
Связь с Беларусью у Сергея Михайловича
Прокудина-Горского, впрочем, также имеется. В
свое время он посетил Минскую и Витебскую
губернии, и это было не обычное путешествие.
- Царь попросил фотографа сделать серию снимков к
годовщине Бородинского сражения, пройтись по
следам русско-французской войны, - рассказывает
Александр Вейник. - До 1912 года Сергей Михайлович
побывал в Северо-Западном крае (нынешние
Беларусь, Литва) и, видимо, оставил немало
фотозарисовок. Но от снимков из этого региона
сохранились считанные единицы. Где они? Известно,
что у Сергея Михайловича перед его отъездом в
эмиграцию конфисковали много пластин с
изображениями, "представляющими военный
интерес". Мне кажется, это как раз
"белорусские" и "прибалтийские"
панорамы - ведь тогда, в конце 1910-х годов ХХ века,
тут проходил фронт I Мировой войны.
В эмиграции работы фотографа, которые ему
удалось забрать с собой, чуть было не погибли. Их
спасло лишь то, что в конце II Мировой войны у
потомков русского мастера его цветные
стеклянные пластины выкупила библиотека
американского конгресса.
|