О
полномасштабной программе восстановления
общероссийской святыни - храма Феодоровской
иконы Божьей Матери в Санкт-Петербурге - было
объявлено 25 апреля на пресс-конференции,
проходившей в связи с открытием IV выставки
"Пасхальный праздник" в Михайловском
манеже.
С 24 апреля по 2 мая в северной столице пребывала
древняя чудотворная икона преподобного Саввы
Сторожевского, привезенная из Москвы в рамках
юбилейной программы в честь 600-летия
преставления святого Саввы, который отмечается в
России в этом году. Именно Феодоровский храм стал
первым местом пребывания святыни в
Санкт-Петербурге - туда икона была торжественно
перенесена крестным ходом с перрона Московского
вокзала.
Чтимая икона провела в Феодоровском храме почти
сутки не только потому, что он находится в двух
шагах от вокзала. Главная причина, из-за которой
выбор организаторов "путешествия" иконы
преп. Саввы выпал именно на этот храм - он имеет
самое непосредственное отношение к почитаемому
русскому святому, особым дарованием которого
считается "молитва за царей Богоизбранных".
Храм во имя Феодоровской иконы Божьей Матери был
построен в 1913 г. в честь 300-летия династии
Романовых. Два представителя этой династии - царь
Алексей Михайлович и его сын император Петр I
считали, что обязаны сохранением жизни чудесному
заступничеству Звенигородского святого.
Еще в поезде члены московской делегации,
сопровождавшей икону, расспрашивали
попутчиков-питерцев о Феодоровском соборе, но
никто не знал, где он находится. Не было его и на
карте-путеводителе. "Храм Феодоровской иконы
Божьей Матери - значимая общерусская святыня,
один из ключевых соборов Санкт-Петербурга, но он
забыт так, что даже жители города не знают теперь
о нем", - с этих слов начал свое выступление на
пресс-конференции в Михайловском манеже
настоятель Феодоровского храма, протоиерей
Александр Сорокин. И это не удивительно: некогда
роскошный двухэтажный храм, построенный по
мотивам древнерусского зодчества, встречал тех,
кто приезжал на Николаевский (Московский) вокзал,
символизируя историческую и духовную связь двух
столиц. В 1933 г. он был превращен в промышленный
объект - в нем разместился молокозавод. Четыре
десятилетия церковь стояла обезглавленной, с
сиротливо торчащими барабанами, была полностью
перепланирована внутри. Здание обросло
уродливыми пристройками. В 70-е гг., в ожидании
визита президента США Р. Никсона, барабаны спешно
демонтировали, окончательно лишив здание того
вида, который мог хотя бы отдаленно напоминать
церковь.
"На каждого, что сюда попадает сейчас, храм
производит шокирующее впечатление. Это давит и
удручает", - комментировал настоятель
впечатления московских журналистов,
рассматривающих кафельные стены в выбоинах,
облупившуюся краску, вздыбившийся пол,
производственные помещения на месте алтарей,
снопы проводов, торчащих из стены. "Но если
люди воодушевлены служением Правде, то нет
ничего невозможного", - добавил о. Александр.
Богослужения в Феодоровском храме возобновились
в 2006 г.
Как рассказал на пресс-конференции
представитель партии "Единая Россия",
куратор партийного проекта "Историческая
память" Дмитрий Фомичев, восстановление
Феодоровского храма запланировано к 400-летию
династии Романовых - к 2013 г. В конце 2006 г. был
образован попечительский совет по
восстановлению Федоровского собора, который
возглавил спикер Госдумы РФ Борис Грызлов.
Средства на восстановление "Романовской
церкви", как называли ее горожане, уже выделены
из городского и федерального бюджетов, однако к
ним присоединятся и средства частных
благотворителей. "Как сто лет назад храм
строился на всенародные пожертвования, так и
сегодня его можно восстановить только при
всенародной поддержке", - сказал о. Александр
Сорокин журналистам.
Д. Фомичев заявил, что восстановление
Феодоровской церкви будет проходить с
применением новейших реставрационных и
строительных технологий. Так, для исследования
состояния здания будет использована
компьютерная томограмма. Предстоит составить
проект реставрации, восстановить купола,
демонтировать поздние пристройки, решить
юридические проблемы: издержки "лихой"
приватизации начала 1990-х гг. привели к тому, что
на территории бывшего молокозавода появился
"самострой", пояснил Д. Фомичев.
Восстановление Феодоровского собора
представитель "Единой России" назвал
"грандиозным мероприятием" и сравнил его по
масштабам с восстановлением храма Христа
Спасителя в Москве.
Справка (использованы материалы книги "Судьба
храма - судьба России", СПБ,, 2006). Храм-памятник
трехсотлетию династии Романовых во имя
Феодоровской иконы Божией Матери был построен в
1913 г. в Санкт-Петербурге на народные
пожертвования. Автор проекта - известный
архитектор Серебряного века Степан Кричинский
(по его проекту в Санкт-Петербурге были построены
храм свт. Николая (Барградский), соборная мечеть
на Петроградской стороне). Главными образцами
для храма в неорусском стиле стали соборы
Ростова Великого, Юрьева-Польского и Ярославля.
Храм был увенчан пятиглавием. Собор двухэтажный:
главный алтарь нижнего, трехпридельного храма
был освящен в честь св. благоверного князя
Александра Невского; главный алтарь верхнего
храма посвящен Феодоровской иконе Божией Матери
и преп. Михаилу Малеину. Девять из одиннадцати
колоколов храмовой звонницы посвящались
августейшим особам из дома Романовых и носили их
имена.
После Октябрьской революции массовое закрытие
приходских храмов в Санкт-Петербурге началось в
конце 20-х г., однако Феодоровский собор до 1932 г.
находился в ведении приходской общины. В 1933 г.
здание храма было передано организации
"Союзмолоко", переоборудовано под
производственные цеха. Последний настоятель
Федоровского собора, архимандрит Лев (Егоров) и
две его активные помощницы-мирянки Кира
Оболенская и Екатерина Арская, подпольно
занимавшиеся христианским просвещением, были
обвинены в "контрреволюционной
деятельности" и казнены в 1937 г. В 2003 г. они были
причислены к сонму новомучеников и исповедников
Российских; их иконам сегодня можно поклониться
в восстанавливаемом соборе.
В 1993 г. властями города было принято
принципиальное решение о возвращении здания
храма Русской Православной Церкви, однако
молокозавод и его многочисленные арендаторы еще
12 лет находились в здании. Для возрождения общины
и приходской жизни рядом с храмом была сооружена
часовня, которая в 1998 г. была освящена как храм
святых новомучеников и исповедников Российских.
Такое посвящение часовни - не случайность: с
историей Феодоровского храма-мученика связаны
судьбы сонма новомучеников и, в первую очередь,
семья царственных страстотерпцев.
Регулярные богослужения в Феодоровском соборе
возобновились в 2006 г. В храме ведется большая
просветительская работа, проводится оглашение,
занимается воскресная школа, читаются
богословские и научные лекции. Действуют два
братства трезвости, как это было еще до закрытия
храма. При храме предполагается создать
просветительский центр, который будет включать в
себя богословский институт, воскресную школу,
православное издательство и др. "Только при
таком "живом", по-настоящему человеческом
наполнении, а не просто начиняя храм богатой
утварью и золочеными киотами, имеет смысл
восстанавливать его из запустения", - этими
словами завершается книга о Феодоровском храме.
|