АРХИВ НОВОСТЕЙ

001-small.gif (13704 bytes)

ЗАКРЫТЬ ОКНО             

ВЕРНУТЬСЯ К КАТАЛОГУ АРХИВА НОВОСТЕЙ

  21 Ноября 2006 года

< предыдущая новость | следующая новость >

Заявление
Канцелярии Главы Российского Императорского Дома
Е.И.В. Государыни Великой Княгини
Марии Владимировны
В связи с появлением в средствах массовой информации недостоверных и искаженных сведений относительно позиции
Русской Православной Церкви по вопросу о реабилитации
Святых Царственных Страстотерпцев,
8/21 ноября 2006 года

Среди многочисленных публикаций, посвященных рассмотрению правовых, моральных и духовных аспектов реабилитации Святых Царственных Страстотерпцев Государя Императора Николая II и Членов Его Августейшей Семьи, в ряде средств массовой информации прозвучали высказывания некоторых священнослужителей, противоречащие позиции Русской Православной Церкви по данному вопросу. Однако данные частные заявления совершенно необоснованно и ложно преподносятся в качестве мнения Московского Патриархата. В связи с имевшим место дезинформированием общественности, Канцелярия Е.И.В. доводит до всеобщего сведения следующие обстоятельства.

  1. В соответствии со святыми канонами и Уставом Русской Православной Церкви выступать от Ее Имени и оглашать Ее официальную позицию, помимо высших органов церковной власти – Поместного и Архиерейского Собора, могут только Святейший Патриарх и Священный Синод.
  2. Русская Православная Церковь, высказав свою официальную позицию, не меняет её в угоду какой бы то ни было конъюнктуре.
  3. В “Послании Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и Священного Синода Русской Православной Церкви к 75-летию убиения Императора Николая II и Его Семьи” от 17 июля 1993 года говорится: необходимо рассмотреть все аспекты екатеринбургского преступления – нравственные, правовые, политические. Это нужно не только для установления исторической истины, но и для того, чтобы государственная власть законодательно осудила совершенное злодеяние, восстановив тем самым преемство своей верности закону и нравственности”. Вплоть до настоящего времени правовой аспект цареубийства не рассмотрен, и казнь Царской Семьи не осуждена законодательно, чем и вызвано требование Главы Российского Императорского Дома Е.И.В. Государыни Марии Владимировны о реабилитации Святых Царственных Страстотерпцев – Ее Августейших Родственников.
  4. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, проходивший 13 – 16 августа 2000 года, принял решение о канонизации Царской Семьи. В определении Собора говорится: “Прославить как страстотерпцев в сонме новомучеников и исповедников Российских Царскую Семью: Императора Николая II, Императрицу Александру, Царевича Алексия, Великих Княжон Ольгу, Татиану, Марию и Анастасию. В последнем православном Российском Монархе и Членах Его Семьи мы видим людей, искренне стремившихся воплотить в своей жизни заповеди Евангелия. В страданиях, перенесенных Царской Семьей в заточении с кротостью, терпением и смирением, в их мученической кончине в Екатеринбурге на 4/17 июля 1918 года был явлен побеждающий зло свет Христовой веры подобно тому, как он воссиял в жизни и смерти миллионов православных христиан, претерпевших гонение за Христа в ХХ веке (Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Храм Христа Спасителя 13 – 16 августа 2000 года. Материалы. М. 2001. С. 269 ). Русская Православная Церковь установила и засвидетельствовала своим Актом канонизации Царской Семьи в лике страстотерпцев, что Государь Император Николай II, его супруга и дети были лишены жизни за веру “мятежниками и убийцами, боровшимися за овладение властью или за удержание ее”; “активными богоборцами, прикрывающими свои идеологически мотивированные злодеяния мнимой толерантностью в отношении самих носителей христианской веры и благочестия”. Комиссией Священного Синода по канонизации прямо сказано: “И жертвы политических убийств могут быть святыми страстотерпцами, так как их убивали как символ Православной Руси”. (Материалы, связанные с вопросом о канонизации Царской Семьи. М.: Синодальная комиссия Русской Православной Церкви по канонизации святых, 1996. – С. 11–19). “В богослужебной и житийной литературе Русской Православной Церкви слово “страстотерпец” стало применяться к тем русским святым, которые, подражая Христу, с терпением переносили физические, нравственные страдания и смерть от рук политических противников (Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Храм Христа Спасителя 13 – 16 августа 2000 года. Материалы. М. 2001. С. 269 ). “Последовательно и методично убивая всех попавших им в руки Романовых, - утверждает Председатель Синодальной Комиссии по канонизации святых Высокопреосвященный Митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий (Поярков) в докладе Юбилейному Архиерейскому Собору 2000 года, - большевики прежде всего руководствовались идеологией, а потом уже политикой – ведь в народном сознании Император еще продолжал оставаться Помазанником Божиим, а вся Царская Семья символизировала Россию уходящую и Россию уничтожаемую”. (Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Храм Христа Спасителя 13 – 16 августа 2000 года. Материалы. М. 2001. С. 82). Говоря в целом о новомучениках и исповедниках российских, митрополит Ювеналий в своем докладе придает особое значение факту реабилитации государством всех, замученных и подвергнутых гонениям за Христа богоборческим коммунистическим режимом (см. Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви. Храм Христа Спасителя 13 – 16 августа 2000 года. Материалы. М. 2001. С. 73-74).
  5. Церковь и государство обладают различными природами и имеют каждый свое предназначение. Государство существует для устроения мирской жизни и использует для этого различные средства, в том числе и право. Право в соответствии с “Основами социальной концепции Русской Православной Церкви”, принятыми Архиерейским Собором 2000 года, есть особая сфера, отличная от смежной с ней этической сферы: оно не определяет внутренних состояний человеческого сердца, поскольку Сердцеведцем является лишь Бог. Однако поведение и действие людей являются объектом правовой регламентации, которая и составляет содержание законодательства. Без права никакое человеческое сообщество существовать не может. Права нужны христианину прежде всего для того, чтобы, обладая ими, он мог наилучшим образом осуществить свое высокое призвание к подобию Божию, исполнить свой долг перед Богом и Церковью, перед другими людьми, семьей, государством, народом и иными человеческими сообществами. Задача светского закона не в том, чтобы лежащий во зле мир превратился в Царствие Божие, а в том, чтобы он не превратился в ад.
  6. Члены Царской Семьи стали жертвами произвола тоталитарного богоборческого советского государства и подверглись политическим репрессиям по социальным, классовым и религиозным признакам. 17 июля 1918 года Святой Страстотерпец Император Николай II был расстрелян по приговору Президиума Уральского Областного Совета и признан государством коронованным палачом, виновным в бесчисленных кровавых насилиях русского народа. Вместе с ним были расстреляны Члены Его Семьи и их верные служители. 18 июля 1918 года решение Уралсобловета было “признано правильным” высшим органом государственной власти РСФСР – Всероссийским центральным исполнительным комитетом. Закон РФ “О реабилитации жертв политических репрессий” гласит: “За годы Советской власти миллионы людей стали жертвами произвола тоталитарного государства, подверглись репрессиям за политические и религиозные убеждения, по социальным, национальным и иным признакам. Осуждая многолетний террор и массовые преследования своего народа как несовместимые с идеей права и справедливости, Федеральное Собрание Российской Федерации выражает глубокое сочуствие жертвам необоснованных репрессий, их родным и близким, заявляет о неуклонном стремлении добиваться реальных гарантий обеспечения законности и прав человека”.
  7. Несмотря на то, что Церковь отделена от государства, ее позиция относительно жертв политических репрессий по религиозному признаку является важнейшим критерием в вопросе их реабилитации, имеющим юридическое значение. Как известно, право существует в нескольких формах: в форме законов, в форме договоров, в форме обычаев, в форме канонического права и в других формах. В нашем государстве все они реально существуют и применяются постольку, поскольку не противоречат Конституции и законодательству РФ. Акт Русской Православной Церкви о канонизации в чине страстотерпцев Императора Николая II и Членов его Семьи не противоречит какому-либо закону, а наоборот конкретизирует и развивает положение Преамбулы Конституции РФ о том, что граждане имеют право чтить память предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в добро и справедливость.
  8. В 2003 году Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, отвечая на вопрос газеты “Газета”: "Великая Княгиня Леонида Георгиевна давно добивается юридической реабилитации Императора Николая II и его семьи, которые уже два года как канонизированы, но до сих пор формально считаются преступниками. Ваше отношение к этому?", ответил: "Конечно, в таком сложном процессе должны быть тщательно соблюдены все правовые формальности, что, наверное, требует времени. Но процесс реабилитации нужно как можно скорее завершить. Непонятно, какие здесь могут быть принципиальные препятствия. Неужели в нашей стране найдутся люди, до сих пор считающие, что Император Николай и его семья на самом деле были преступниками, достойными смерти? " (Газета "Газета", 2003, 25 апреля). Таким образом, Предстоятель Русской Православной Церкви публично, ясно и недвусмысленно поддержал правовую инициативу Российского Императорского Дома.

Из всего вышесказанного следует, что официальная позиция Русской Православной Церкви никоим образом не находится в противоречии с правовой позицией Главы Российского Императорского Дома Е.И.В. Государыни Великой Княгини Марии Владимировны, а напротив, подтверждает её. Святая Церковь, свершив акт высочайшей духовной значимости о канонизации Святых Царственных Страстотерпцев, не только не отрицает, но безусловно признает важность их юридической реабилитации, относящейся к сфере деятельности государства.

Что касается высказанных некоторыми священнослужителями частных мнений, то они не только противоречат официальной позиции Русской Православной Церкви, но прямо не согласуются с принципами морали и доводами разума.

Заявления о том, что “святые не нуждаются в реабилитации”, бессмысленно. Святые не нуждаются ни в чем – ни в реабилитации, ни в канонизации. Канонизация нужна всем нам как чадам земной Церкви, и реабилитация нужна всем нам как гражданам государства. Православным не может быть безразлично, что государство, гражданами которого мы являемся, юридически продолжает считать наших Святых Страстотерпцев “преступниками, достойными смерти”, решение о расстреле которых было “правильным”.

Заявления о том, что требование о реабилитации Святых Царственных Страстотерпцев носит “мелочный характер”, даже неудобно комментировать. Их можно объяснить только абсолютной юридической неосведомленностью и проистекающим из нее пренебрежением к закону.

Ссылки на захоронение в Петропавловском соборе екатеринбургских останков как на акт “реабилитации на государственном уровне” вновь свидетельствуют о глубочайшем правовом невежестве, и к тому же об отсутствии способности мыслить логически. Если то или иное духовное лицо следует официальной позиции Русской Православной Церкви, не нашедшей оснований для признания екатеринбургских останков, то ни с какой точки зрения не понятно, какое отношение имеет захоронение безвестных останков к реабилитации Святых Царственных Страстотерпцев. Если же некие духовные лица признают екатеринбургские останки мощами Царственных Страстотерпцев, то это значит, что они ни во что не ставят позицию Святейшего Патриарха и Священного Синода Русской Православной Церкви. Но и в этом случае никакой логики в рассуждениях данных священнослужителей по поводу реабилитации Царской Семьи нет. Раз, с их точки зрения, “реабилитация на государственном уровне произошла”, то что же мешает Генеральной прокуратуре РФ выдать справки об этой реабилитации?

В действительности, политические декларации не могут заменить право. Реабилитация жертв политических репрессий – не инструмент политики, а юридический акт, преследующий целью восстановление справедливости. Глава Российского Императорского Дома Е.И.В. Государыня Великая Княгиня Мария Владимировна заявила: “Реабилитация царской семьи будет означать торжество права, справедливости и законности. Этот акт важен прежде всего для современного Российского государства. До тех пор, пока Царственные Мученики не реабилитированы, государство, по сути, признает правильность их казни и принимает на себя ответственность за нее. Реабилитация будет способствовать повышению авторитета России во всем мире, станет наглядным символом того, что мрачная страница произвола, беззакония и террора в нашей истории действительно закрыта” (Ответы Главы Российского Императорского Дома Е.И.В. Государыни Великой Княгини Марии Владимировны на вопосы журнала “Итоги” // Итоги, 2005, 12 декабря. – С.24-28).

Относясь с глубочайшим благоговением к священному сану и избегая персонального осуждения кого бы то ни было, мы не можем оставить без ответа заявления, вводящие соотечественников в соблазн и заблуждение. Необходимо также отметить, что священный сан ни при каких обстоятельствах не может и не должен быть прикрытием для лжи, лицемерия и клеветы.

Глава Российского Императорского Дома Е.И.В. Государыня Великая Княгиня Мария Владимировна и верные ей люди являются верными чадами Русской Православной Церкви, свято чтут волю и мнение Святейшего Патриарха Алексия II и в вопросе о реабилитации Святых Царственных Страстотерпцев ставят во главу угла позицию Московского Патриархата, выраженную в актах церковного права.

А.Н. Закатов,
директор Канцелярии Е.И.В.
Г.Ю. Лукьянов,
адвокат Главы Российского Императорского Дома

Соб.инф.


 

< предыдущая новость | следующая новость >

 

ЗАКРЫТЬ ОКНО
ВВЕРХ










Монархистъ

Copyright © 2001   САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ОТДЕЛ РОССИЙСКОГО ИМПЕРСКОГО СОЮЗА-ОРДЕНА
EMAIL
- spb-riuo@peterlink.ru