АРХИВ НОВОСТЕЙ

001-small.gif (13704 bytes)

ЗАКРЫТЬ ОКНО             

ВЕРНУТЬСЯ К КАТАЛОГУ АРХИВА НОВОСТЕЙ

  01 Июля 2006 года

< предыдущая новость | следующая новость >

Выставка "Забытая Россия" в Государственном Русском Музее

В залах Михайловского (Инженерного) замка Государственного Русского Музея открылась выставка "Забытая Россия", посвященная утраченным и неосуществленным памятникам монументального искусства, созданным до 1917 г.

Впервые демонстрируется обширный историко-художественный материал из собрания Государственного Русского музея: скульптурные проекты, модели, уменьшенные повторения памятников, рисунки, гравюры, медали, а также фотографии.

Представлены монументы, которые сооружались в самых разных уголках Российской империи. Состав собрания ГРМ и коллекции скульптуры XVIII - начала XX вв., определили выбор конкретных "сюжетов". Иногда основным объектом исследования становится рисунок или старая фотография, на которых запечатлен несохранившийся памятник, нереализованный проект.

Богатая событиями история нашей страны, отраженная в задуманных, поставленных, разрушенных и вновь рожденных монументах,- это огромный культурный пласт, который невозможно вместить в рамки одной экспозиции или одной книги. Произведения на выставке являются лишь отдельными, но подчас окончательно забытыми страницами двухвековой летописи русской монументальной пластики.

Дистанция между началом работы над замыслом памятника и его завершением оказывалась нередко весьма значительной. Над одним и тем же монументом часто трудились разные мастера, предлагая - каждый - свое решение. Бывали и другие ситуации (типичные для XVIII века), когда произведения лишь спустя десятилетия приобретали статус городского памятника. Такое произошло со статуей императрицы Екатерины II, исполненной в Германии в 1782-1788 гг., долгое время пребывавшей в фамильном владении Гончаровых.

Необычайно интересна история петербургских памятников, например, колоссального портретного бюста Александра I, моделированного И. П. Мартосом и высеченного в мраморе Б. И. Орловским. Проследить его историю помогли архивные документы.

Монументальное искусство середины XIX в. представлено произведениями П. К. Клодта и Н. С. Пименова.

Есть на выставке комплекс почти неизвестных петербуржцам экспонатов (скульптура, рисунки, фото), связанных с задуманным в начале 1850-х гг. украшением декоративной скульптурой Благовещенского (Николаевского) моста.

Среди собрания терракотовых и гипсовых эскизов М. М. Антокольского есть этюд к статуе Александра II, который имеет прямое отношение к монументальной бронзовой фигуре императора, принадлежащей Киевскому музею русского искусства. Повторение этой статуи, сделанное к 300-летию Петербурга, теперь можно видеть на одной из главных магистралей города (Суворовский проспект, д. 32б).

На выставке экспонируются и другие проекты памятников Александру II, связанные с Петербургом.

В последнем разделе выставки, посвященном монументам начала ХХ в., представлены изобразительные материалы, касающиеся истории памятника императору Александру III, который стоял на Знаменской площади перед зданием Московского вокзала с 1909 по 1937 г. Эту конную статую работы П. П. Трубецкого, принадлежащую к шедеврам не только отечественного, но и мирового искусства, удалось сохранить благодаря передаче в Русский музей.

Малоизвестные памятники того времени, только задуманные или действительно осуществленные, запечатлены в фотографиях, хранящихся в собрании ГРМ. В ходе подготовки выставки удалось правильно аннотировать некоторые изображения, определив местоположение монументов или установить неизвестное ранее авторство проектов. В ряде случаев внимательно изучалась история забытых монументальных начинаний.

Всего на выставке представлено более ста работ крупнейших русских мастеров: М. О. Микешина, А. М. Опекушина, И. Н. Шредера, В. А. Беклемишева, Л. В. Шервуда и других, которые отражают почти 200-летнюю историю развития монументальной скульптуры в России.

Выставка "Забытая Россия" позволила показать уникальные произведения, которые до сих пор не экспонировались; их изображения не публиковались. В истории отечественной монументальной скульптуры остается еще немало непознанного, искаженного легендами (либо - отсутствием или незнанием фактического документального и изобразительного материала). Некоторые из имеющихся лакун восполнит экспозиция, раскрывающая перед зрителями и исследователями богатейшие фонды Государственного Русского музея.

Русский Антиквариат


 

< предыдущая новость | следующая новость >

 

ЗАКРЫТЬ ОКНО
ВВЕРХ










Монархистъ

Copyright © 2001   САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ОТДЕЛ РОССИЙСКОГО ИМПЕРСКОГО СОЮЗА-ОРДЕНА
EMAIL
- spb-riuo@peterlink.ru