АРХИВ НОВОСТЕЙ

001-small.gif (13704 bytes)

ЗАКРЫТЬ ОКНО             

ВЕРНУТЬСЯ К КАТАЛОГУ АРХИВА НОВОСТЕЙ

  07 Апреля 2006 года

< предыдущая новость | следующая новость >

Великий князь Георгий Михайлович: "Встреча с Родиной - всегда праздник"

Ответы Его Императорского Высочества Государя Наследника Цесаревича и Великого Князя Георгия Михайловича на вопросы главного редактора Православной газеты "Благовест" Антона Жоголева.

-    Ваше Императорское Высочество! 13 марта Вам исполнилось 25 лет. Дата эта серьезная для любого человека, а для Вас как Наследника Российского Престола, наверное, имеет особое значение. Считаете ли Вы, что для Вас пришло время более активно участвовать в общественной и политической жизни современной России, чаще бывать на Родине, встречаться с соотечественниками?

-    С точки зрения традиций 25-летие - обычный день рождения. Прежде, согласно законодательству Российской Империи, общегражданское совершеннолетие наступало в 21 год. Великие Князья становятся совершеннолетними с 20 лет, а Наследник Престола - в 16 лет. По достижении династического совершеннолетия я принес установленную законом присягу на верность Отечеству и моей матери - Главе Российского Императорского Дома - у Гроба Господня, в присутствии Патриарха Иерусалимского Диодора. Это был действительно важнейший момент в моей жизни. Нынешняя дата, конечно, тоже имеет значение как определенный этап взросления, но в смысле общественного служения ничего не меняет. Желание чаще бывать на Родине тоже не связано ни с какими датами - оно постоянно. Что же касается политической жизни, то Императорский Дом не участвует в ней, так как по своей природе обязан быть вне политической борьбы.

-    Ваше Высочество, хотелось бы больше знать о Вашей сегодняшней деятельности. Расскажите о своей работе в комиссии по энергетике Евросоюза. Что Вам дает этот род деятельности как Наследнику Престола? Удается ли Вам уже сегодня чем-то послужить России в своей работе?

-    После Оксфорда я хотел закрепить и усовершенствовать приобретенные знания, а также внимательно изучить процессы, определяющие в настоящее время развитие Европы. Начал работу в Европарламенте в Брюсселе, затем там же поступил на должность помощника заместителя председателя Еврокомиссии и комиссара по транспорту и энергетике госпожи Лойолы де Паласио. Потом работал в Люксембурге в Генеральном департаменте Еврокомиссии по ядерной безопасности. По делам работы несколько раз посещал Россию. В последний раз был в Москве в феврале этого года. Теперь собираюсь изучить работу частных предприятий. Конечно, уже сейчас моя деятельность связана с Родиной. Как бы некоторые европейские политики ни относились к нам настороженно или даже враждебно, все равно без России, без учета ее интересов мировая политика не может осуществляться. В будущем, когда наш Дом получит возможность вернуться в Россию окончательно, я смогу использовать накопленный опыт для Отечества более активно и эффективно.

-    Недавно Вы вновь побывали в России. Какие у Вас впечатления от посещения Москвы? Какие храмы Первопрестольной столицы Вы чаще посещаете?

-    Встреча с Родиной - всегда праздник. К сожалению, на этот раз рабочий график был очень плотным, так что свободного времени почти не осталось. Но все равно приятно побывать в родной атмосфере. Я бывал во многих московских храмах - и в древних Кремлевских соборах, и в возрожденных Казанском соборе и храме Христа Спасителя, и в Елоховском… Каждый храм по-своему прекрасен и дорог. Но, наверное, самую большую духовную радость доставляет посещение реставрируемых церквей, которым возвращают их облик, в которых налаживают приходскую жизнь. Это символ религиозного возрождения, самое яркое свидетельство того, что, несмотря на десятилетия государственного атеизма, уничтожить веру не удалось.

-    Несколько лет назад в одном из немногочисленных своих интервью Вы сказали, что Ваше любимое произведение - повесть Николая Гоголя "Тарас Бульба". Но время идет. Какую книгу сейчас Вы назвали бы как свою любимую?

-    Я говорил, что меня восхищает образ патриота Тараса Бульбы. Но любимых произведений у меня много. Кроме Гоголя особенно люблю Чехова.

-    Встречи с какими людьми повлияли на Ваше мировоззрение, на Ваше духовное развитие? В пору Вашего династического совершеннолетия, в 16 лет, Вашу присягу на верность Династии принял известный подвижник Православия Патриарх Иерусалимский Диодор в Святом Граде Иерусалиме. Можете ли Вы поделиться своими впечатлениями от встречи с этим человеком?

-    Главную роль в моей жизни сыграл мой дед Великий Князь Владимир Кириллович. Он заложил основы моей личности, когда формировался мой характер, когда я только начал познавать мир. В России самый уважаемый мною человек - Святейший Патриарх Алексий II. Наша Семья чтит его как Предстоятеля Русской Церкви, как чрезвычайно мудрого и доброго духовного наставника, молитвы которого помогают нам в исполнении возложенного на нас Богом долга. Встреча с Патриархом Диодором тоже оставила у меня неизгладимое впечатление. Он был уже очень болен, и вскоре, к сожалению, скончался. Но у него были крепкий дух и великая вера. Когда я произнес присягу и подошел к нему под благословение, он обнял меня и сказал, что надеется, что скоро Российский Императорский Дом вернется в Россию. Его напутствие навсегда останется в моей душе.

-    Сохранилось ли в Вашей памяти посещение Самары вместе с Вашей матерью Главой Императорского Дома Великой Княгиней Марией Владимировной летом 1993 года? Какие впечатления от того более чем десятилетней давности визита самые яркие?

-    Тогда был целый калейдоскоп впечатлений. Самара запомнилась как красивый древний город. Запомнилась, конечно, кондитерская фабрика. Но самое главное, что было тогда и остается сейчас - это общение с добрыми, простыми, искренними людьми. Их доброжелательность и сочувствие всегда ободряют.

-    Снова возвращаясь к Вашему первому серьезному юбилею. Известно, что крестили Вас в присутствии великой святыни русского зарубежья - Курской Коренной иконы Божией Матери. А доводилось ли Вам молиться уже в зрелом возрасте у этой святыни? Возможно ли ее возвращение на Родину - хотя бы на какое-то время?

-    Курская икона Божией Матери была Одигитрией русского зарубежья, когда Родина была порабощена богоборческим режимом. Сейчас ситуация изменилась. Святыня должна вернуться в край, где находилась несколько веков, где чудесным образом сохранилась во время устроенного террористами взрыва.
     Первые три главы Русской Зарубежной Церкви, являющейся хранительницей Курской иконы, были верны моим прадеду и деду. Митрополит Виталий почему-то всегда проявлял к Императорскому Дому скрытую неприязнь, хотя до определенного момента сохранял внешнее формальное приличие. После того как дедушка посетил Россию и встретился с Патриархом Алексием II, Зарубежный Синод продемонстрировал открытую враждебность к нашей Семье. Дошло даже до того, что когда дедушка умер, духовенство Зарубежной Церкви отказалось совершить у его гроба молитвы только потому, что он стремился к воссоединению Зарубежной Церкви с Матерью-Церковью на Родине. Сейчас Зарубежная Церковь, слава Богу, отошла от этой фанатичной нетерпимости, не имеющей ничего общего с духом Христианской любви. Надеюсь, мечта дедушки осуществится, церковное разделение будет преодолено, а мы все сможем молиться у Курской иконы не за рубежом, а в Курске.

-    Можете ли Вы хотя бы немного рассказать о духовном укладе Вашей Семьи, о духовных традициях, которые через поколения сохраняются в Российском Императорском Доме?

-    Наша Вера, наши традиции и наши законы возлагают на Императорский Дом священную обязанность блюсти Православие, способствовать церковному единству и благочинию. Русская монархическая традиция нерасторжимо связана с Православием. Царственное служение - особенное и самостоятельное. Идея царской власти не умирает и тогда, когда политическая обстановка не благоприятствует монархии. Это идея власти от Бога, идея построения человеческого общества по образу и по подобию Царствия Небесного. На мою мать Великую Княгиню Марию Владимировну возложена вся полнота ответственности за сохранение этих принципов и традиций. Мой долг - помогать ей и готовиться к тому, что когда-то эта ответственность будет возложена на меня.
     Сохранение Православного уклада в жизни - необходимое условие четкого самоопределения и постоянства. Но помимо внешних форм, при всей их значимости, главное - сохранение духа. В послереволюционный период в этом нам молитвенно и деятельно помогали поистине святые люди, такие как Святители Феофан Полтавский и Иоанн Шанхайский, Митрополит Гор Ливанских Илия, Иерусалимский Патриарх Дамиан, Сербский Патриарх Варнава, афонские монахи... Святой Патриарх Тихон Исповедник отказался дать свое благословение политиканствующим в эмиграции членам Династии, сославшись на то, что "есть законный и прямой наследник Престола Великий Князь Кирилл". Взаимная поддержка Церкви и Династии в прошлом и настоящем - это великая сила и залог возрождения Родины.

-    И последний вопрос. Есть ли надежда, что следующий свой юбилей Вы встретите в России в качестве представителя признанного современным Российским государством Императорского Дома? Что для этого можем все мы сделать уже сегодня?

-    Надеждой Императорский Дом жил все годы изгнания. О точных сроках знает только Господь. Мы все должны исполнять свой долг независимо ни от чего, молиться и верить в лучшее. Самое главное - не ждать, что кто-то что-то сделает за нас, помнить, что вера без дел мертва, и трудиться самим.

Газета "Благовест"


 

< предыдущая новость | следующая новость >

 

ЗАКРЫТЬ ОКНО
ВВЕРХ










Монархистъ

Copyright © 2001   САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ОТДЕЛ РОССИЙСКОГО ИМПЕРСКОГО СОЮЗА-ОРДЕНА
EMAIL
- spb-riuo@peterlink.ru